Разработка урока по географии в 10 классе по теме "Географическая оболочка и природные комплексы"
Разработка урока по географии в 10 классе по теме "Географическая оболочка и природные комплексы"
Цели урока: сформировать элементарное представление о географической оболочке и ее части - биосфере; показать природный комплекс как закономерное сочетание компонентов природы, составляющих одно целое; развивать навыки работы со схемами; воспитание активности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по географии в 10 классе по теме "Географическая оболочка и природные комплексы"»
10 класс
Тема: Географическая оболочка и природные комплексы
Цели урока: сформировать элементарное представление о географической оболочке и ее части - биосфере; показать природный комплекс как закономерное сочетание компонентов природы, составляющих одно целое; развивать навыки работы со схемами; воспитание активности.
19-20 вв заложены основы учения о географической оболочке, в которых особое значение имеют труды А. Гумбольдта, В. Докучаева, Вернадского.
Григорьев ввел термин географическая оболочка.
Процессы, влияющие на оболочку (стр 67, 6 пунктов)
Природный комплекс
Круговорот веществ и энергии
целостность
ритмичность
Зональность
Аральское море
Суточная, годовая
Природные зоны
Круговорот воды (рис.34,35)
ПК – это участок земной поверхности, отличающийся особенностями компонентов природы: горных пород, воды, воздуха и т. д.
Сферы Земли образуют единую непрерывную оболочку, которая называется географической. Географическая оболочка отличается от других тем, что в ней присутствуют и взаимодействуют вещества в трех состояниях: твердом, жидком, газообразном.
Горные породы, вода, воздух, организмы - составные части географической оболочки; их называют компонентами.
Все компоненты географической оболочки взаимодействуют и образуют отличающиеся друг от друга природные комплексы.
Географическая оболочка - самый большой природный комплекс, материки и океаны.
Ландшафтоведение – отрасль науки, исследующая состав и структуру ландшафта, закономерности его развития.
Антропогенный ландшафт (стр.69)
Культурный и преобразованный.
Бедленд – плохие земли.
IV. Закрепление изученного материала по конспекту
V. Домашнее задание: § 15;
VI. Итог урока
IV. Дополнительный материал (если осталось время на уроке)
Чтобы юный читатель убедился, как все в окружающей нас природе взаимосвязано, взаимозависимо, приведем несколько примеров.
Всем известно, что комары и гнус — вреднейшие существа, причиняющие людям и скоту неисчислимые мучения. Сравнительно недавно было сделано открытие совсем в другой области, но имеющее прямое отношение к этой проблеме. Растениям, кроме главных элементов минерального питания — азота, калия, кальция и фосфора, — для нормального развития совершенно необходимы многие другие вещества, содержащиеся в почве в ничтожном количестве — всего по несколько граммов и даже миллиграммов на гектар. Сюда относятся такие микроэлементы, как медь, цинк, марганец, молибден, бор и другие. Микроэлементы миллионы лет вымываются из почвы и сносятся в водоемы. Казалось бы, они давно должны были исчезнуть из почвы. Почему же они не исчезли и вслед за ними не погибла растительность?
Ученый Д, В. Панфилов установил, что личинки комаров, гнуса, москитов и некоторых других насекомых, проходящих личиночную стадию' развития в болотах и озерах, обладают способностью накапливать микроэлементы в своем организме. Летом из личинок выводятся крылатые насекомые и разлетаются, а осенью погибают на суше, возвращая со своими тельцами почве микроэлементы.
В едином сложном природном организме комары играют еще одну важную роль. Личинки и куколки комаров — превосходный корм для рыб. И если уничтожить всех комаров, то резко сократится количество рыбьей молоди. Конечно, сибирякам не следует отказываться от своей мечты когда-нибудь начисто истребить гнус, но, быть может, придется взять на себя его работу — добывать микроэлементы и рассеивать их над тайгой с самолета.