Урок географии в 5 классе "Ориентирование и определение направлений на местности и плане. Азимут"
Урок географии в 5 классе "Ориентирование и определение направлений на местности и плане. Азимут"
Разработка урока географии в 5 классе "Ориентирование и определение направлений на местности и плане. Азимут" составлена с использованием модульной технологии. На данном уроке учащиеся выполняют практическую работу, заполняя инструкционную карту (инструкционная карта прилагается). Разработка урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Прослеживаются разнообразные формы и методы работы, помогающие учащимся сформировать УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 5 классе "Ориентирование и определение направлений на местности и плане. Азимут" »
Урок географии в 5 классе
Тема: Ориентирование и измерение направлений на местности и плане. Азимут.
Цели урока:
1.Научиться ориентироваться по компасу и плану на местности.
2.Знать состав приемов определения азимутов на местности и карте.
3.Применять знания и умения на практике.
Задачи урока:
1.Отработать до автоматизма нахождение сторон горизонта, зная направление на север.
2.Через упражнения добиться умения использовать приемы работы с компасом и картой.
3.Получить представление о движении по азимуту.
Характеристика основных видов УУД:
1.Определять направления по компасу, азимут на объекты.
2.Составлять описание маршрута по плану местности
Оборудование: компасы, атласы, раздаточные материалы с топографическими планами, транспортиры.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Изучение нового материала
Перед изучением нового материала перед учащимися ставится проблемная задача.
Задача (Слайд № 1).
Старые дубы в лесу под напором ветра склоняли свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь по лесу шел турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал ее рукой. Пройдя некоторое расстояние, турист повернул налево и продолжал свой путь перпендикулярно пройденной дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист вдруг заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал: «Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, к западу отсюда». И он сделал крутой поворот вправо на 90 градусов, так как решил, что западное направление именно это.
-Правильно ли определил направление пути турист? (Слайд № 2)
(Ответы учащихся)
-Молодцы! Вы умеете находить стороны горизонта.
-Итак, тема сегодняшнего урока«Ориентирование и измерение направлений на местности и плане. Азимут»
Сегодня на уроке мы должны научиться определять направления, измерять азимут.
Учащимся выдаются компасы и инструкционные карты №11(прилагается), в которых учащиеся работают в течение урока и сами в конце урока проводят рефлексию.
Блок № 1. Стороны горизонта, их определение на местности.
-Давайте вспомним, какие стороны горизонта являются основными, а какие промежуточными?
1 ученик выходит к доске чертит схему сторон горизонта и поясняет, а учащиеся все задания выполняют в инструкционной карте.
Проверка (Слайд № 3)
-Как компас находит север?
(На заметку эрудиту) (Слайд № 4)
-Сориентируем компас. Учащиеся выполняют работу согласно инструкции.
-Определим направление на север.
Отработка практических навыков нахождения сторон горизонта.
1.Алгоритм. (Слайд № 5)
Встаньте лицом на север, сзади - …., справа - …. слева - …..
2.Разделились попарно. Отработайте прием определения сторон света с товарищем, предлагая друг другу быстро поворачиваться лицом на основные и промежуточные стороны света.
Отработайте этот прием до автоматизма.
- А теперь проверим, как вы уже можете определять на местности стороны горизонта.
3.Работа в группах по 4 человека. Каждая группа приготовила рассказ об одном из способов нахождения сторон горизонта:
по ветвям одиноко стоящего дерева (Слайд № 6)
по годичным кольцам пней(Слайд № 7)
по таянию снега на крышах, склонах холмов(Слайд № 8)
по Полярной звезде(Слайд № 9)
Блок № 2. Азимут
1.Посмотрите на рисунок на доске.
-Вам предстоит дойти до железнодорожной станции через хвойный лес. В каком направлении вы пойдете?
-Правильно. Нарисуйте в инструкционных картах эту схему, покажите направление на станцию и направление на север.
-Но ведь на северо-востоке находится и железнодорожный мост. Как узнать, куда вам идти?
-Откройте учебник на стр.41.
2. Прочитайте в учебнике, что такое азимут?
Запомните правило! (Слайд №10)
-Определите азимут на юго-восток, на юг, на юго-запад.
-Как определить азимут, если предмет находится не на сторонах света?
3.Изучите рисунок на странице 43, определите азимут на мост, дом, дерево, школу, железнодорожную станцию.
Блок № 3. Определение азимутов на плане местности.
1.Запомните правило! (Слайд № 11)
2.Выполните задания, пользуясь компасом и топографической картой в атласе на странице 6.
2.1.Определите по карте без компаса
- что севернее Марфино или Дроздово?
- в каком направлении течет река Белая?
2.2.Определите с помощью компаса:
- азимут от церкви до школы
- от школы клуба
- от школы до леса
Блок № 4. Практическая работа. Определение азимутов на предметы школьного двора.
Работа в группах по 4 человека.
Определите азимут на школьное крыльцо, на кустарник, на одиноко стоящее дерево, на вишневый сад, на калитку.
Блок № 5. Применение полученных знаний и умений.
1.Определите азимут на восток, на юг, на северо-запад.
2.В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в школу вы шли по азимуту 45 градусов.
3. Изобразите маршрут в тетради, используя масштаб в 1 см 100м.
-Азимут 0 200м
-Азимут 90 300м
-Азимут 225 150м
-Азимут 180 100м
-Азимут 136 200м
- Обменяйтесь работами с соседом по парте и произведите взаимопроверку, сверяясь с правильными ответами на доске (Слайд № 12)
Блок № 6. Рефлексия.
Самооценка. Если вы набрали 27-29 баллов – оценка «5», от 22-26 баллов – оценка «4», от 15 до 21 баллов – оценка «3».
Домашнее задание.
Изучите параграф 14. Учащиеся живущие в поселке Парковом - начертите маршрут вашего движения из дома в школу, учащиеся живущие на отделениях - сочините топографический рассказ и изобразите его условными знаками.
Инструкционная карта № 11.
Модуль 1. Источники географической информации.
Тема 11. Ориентирование и измерение направлений на местности и плане. Азимут.
№ заданий
Учебный материал с указанием заданий
Руководство по усвоению материала
Баллы
Блок № 1. Стороны горизонта, их определение на местности.
1
Какие стороны горизонта являются основными, а какие промежуточными?
Опираясь на собственный опыт и знания из курса окружающего мира, выделите основные стороны горизонта и подпишите промежуточные.
2
2
Как компас находит север?
1.На заметку эрудиту.
Северный магнитный полюс не совпадает с северным географическим полюсом. Оба полюса находятся недалеко друг от друга. Магнитная стрелка одним концом направляется на магнитный полюс, значит, мы почти правильно определяем направление на север.
2.Сориентируем компас.
- Компас положите горизонтально, на ровную неметаллическую поверхность.
- Подождите, пока стрелка компаса установится.
- Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился с нулем. В этом положении компас сориентирован и готов к работе.
3. Найдите север.
3
Как найти остальные стороны горизонта?
1.Алгоритм. (Слайд № 5)
Встаньте лицом на север, сзади - …., справа - …. слева - …..
2.Разделились попарно. Отработайте прием определения сторон света с товарищем, предлагая друг другу быстро поворачиваться лицом на основные и промежуточные стороны света.
Отработайте этот прием до автоматизма.
1
3
Блок № 2. Азимут
4
В каком направлении вы пойдете?
Нарисуйте схему, покажите направление на станцию и направление на север
1
5
Что такое азимут?
Запишите и выучите:
Азимут –
1
6
Какой азимут имеют стороны света?
1.Запомните правило!
Величину азимута определяют от направления на север 0 вправо по часовой стрелке.
2. Определите азимут на юго-восток, на юг, на юго-запад.
1
7
Как определить азимут, если предмет находится не на сторонах света?
Изучите рисунок на странице 43, определите азимут на мост, дом, дерево, школу, железнодорожную станцию.
3
Блок № 3. Определение азимутов на плане местности.
8
Запомните правило!
Если на плане не указана стрелка на север, то верхний край плана северный, нижний – южный, правый – восточный, левый – западный.
1
9
Как определить азимут на плане местности?
2.Выполните задания, пользуясь компасом и топографической картой в атласе на странице 6.
2.1.Определите по карте без компаса
- что севернее Марфино или Дроздово?
- в каком направлении течет река Белая?
2.2.Определите с помощью компаса:
- азимут от церкви до школы
- от школы клуба
- от школы до леса
3
3
Блок № 4. Практическая работа. Определение азимутов на предметы школьного двора.
10
Выполните задания по определению азимута в школьном дворе
Определите азимут на школьное крыльцо, на кустарник, на одиноко стоящее дерево, на вишневый сад, на калитку.
5
Блок № 5. Применение полученных знаний и умений.
11
1.Определите азимут на восток, на юг, на северо-запад.
2.В каком направлении вы будете возвращаться домой, если в школу вы шли по азимуту 45 градусов.
3. Изобразите маршрут в тетради, используя масштаб в 1 см 100м.
-Азимут 0 200м
-Азимут 90 300м
-Азимут 225 150м
-Азимут 180 100м
-Азимут 136 200м
- Обменяйтесь работами с соседом по парте и произведите взаимопроверку, сверяясь с правильными ответами на доске
1
1
3
Блок № 6. Рефлексия.
Самооценка. Если вы набрали 27-29 баллов – оценка «5», от 22-26 баллов – оценка «4», от 15 до 21 баллов – оценка «3».
Домашнее задание.
Изучите параграф 14. Учащиеся живущие в поселке Парковом - начертите маршрут вашего движения из дома в школу, учащиеся живущие на отделениях - сочините топографический рассказ и изобразите его условными знаками.
VII Всероссийский конкурс
профессионального мастерства педагогов
«Мой лучший урок»
на 2012 – 2013 учебный год
Разработка урока географии в 5 классе
Тема урока: Ориентирование и измерение направлений на местности и плане. Азимут.
автор – учитель географии
МБОУ СОШ № 18 пос.Паркового
Е.В.Ющенко
Пояснительная записка к уроку географии в 5 классе
по теме « Ориентирование и измерение направлений на местности и плане. Азимут»
Урок географии разработан для учащихся 5 классов, реализующих ФГОС основного общего образования.
С 01.09.2012 г. МБОУ СОШ № 18 пос.Паркового является пилотной площадкой по реализации ФГОС основного общего образования.
Так как изучение географии начинается с 5 класса, учебники и программы были изданы только к сентябрю, поэтому использование инструкционных карт позволяет каждому ребенку активно работать на уроке и выполнять образовательный минимум практических работ. Используются примерная программа по географии и учебник А.А.Лобжанидзе «География. Планета Земля» 5-6 классы, издательство «Просвещение» 2012 год. На уроках используется электронное приложение к учебнику, позволяющее применять для решения разнообразных географических и научно-исследовательских работ.
Урок выстроен заданиями разного уровня трудности и подходит для учащихся любого уровня.
На уроке используется модульная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная технология, работа в парах и группах.
Использование модульной технологии позволяет каждому ребенку выполнить практическую работу, развивая картографические навыки, способности ориентироваться по плану и на местности. Используются метапредметные связи с ОБЖ (ориентирование на местности по компасу и признакам природы), с математикой (определение азимутов).
Рецензия на урок географии в 5 классе
по теме « Ориентирование и измерение направлений на местности и плане. Азимут»
Урок географии разработан для учащихся 5 классов, реализующих ФГОС основного общего образования.
С 01.09.2012 г. МБОУ СОШ № 18 пос.Паркового является пилотной площадкой по реализации ФГОС основного общего образования.
Тип урока - урок объяснения нового материала с проведением практической работы и отработкой практических навыков.
Так как изучение географии начинается с 5 класса, учебники и программы были изданы только к сентябрю, поэтому использование инструкционных карт позволяет каждому ребенку активно работать на уроке и выполнять образовательный минимум практических работ.
На уроке используется модульная технология, технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная технология, технология работы в парах и группах.
Использование модульной технологии позволяет всем учащимся выполнять практическую работу, развивать картографические навыки (ориентирование по плану и на местности, умение определять азимут, читать топографическую карту и составлять простейший план местности). Каждый этап урока логически последователен. Учителем подобран интересный материал для практической работы, используются компасы, позволяющие ориентироваться на местности.
На уроке используются метапредметные связи с ОБЖ (умение ориентироваться на местности с помощью компаса и по местным признакам), с математикой (умение определять азимут).
Содержание учебного материала способствует развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать практические навыки ориентирования на местности. Развиваются регуляторные навыки через систему взаимоконтроля, взаимопроверки, развиваются коммуникативные навыки работы в парах и группах, способствующие пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.
Данный урок решает поставленные цели и задачи в полном объеме. Выбранные учителем технологии повышают качество знаний учащихся, развивают познавательный интерес к предмету.