Этап. «Актуализация знаний и умений, постановка проблемы» | Беседа | Организует деятельность по проверке домашнего задания: –проводит опрос во фронтальном режиме (вопросы на экране) -подводит итог опроса | Слушают ответы одноклассников. Обсуждают ответы одноклассников. Слушают заключение учителя | Познавательные: понимать смысл информации. Делать умозаключения. Регулятивные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Понимать, воспринимать на слух замечания учителя. Вызванные учащиеся: строить монологические высказывания, адекватно использовать речь | Оценка за домашнее задание входит в сумму баллов оп уроку. |
| | 2.Создает для обучающихся проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление: Компас помогает ориентироваться. – Какой у вас возникает вопрос? – Почему, заблудившись в лесу и имея только компас, нельзя найти точное направление? – Сформулируйте тему урока. – Если встать лицом к югу, где будет восток, а где запад? - Что такое ориентирование и по каким признакам можно ориентироваться на местности? Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их: какие буквенные знаки на компасе обозначают какие стороны горизонта? Задает вопрос, обнажающий житейское, но ошибочное представление учеников: как правильно настроить компас? - Какое вы заметили противоречие? Что удивило? Как думали сначала, а как на самом деле? Почему не смогли выполнить задание? Озвучивает цели и задачи урока. Подводит итог работы на данном этапе. | Слушают учителя. Вступают в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Анализируют, сравнивают и обобщают факты. Выявляют причины. | Умение слушать собеседника, используются речевые средства общения. Личностные: формирование личностного смысла обучения. Проявляют интерес к поиску решения проблемы. | |
Этап. «Изучение нового материала» | Объяснение, беседа | Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Предлагает прочитать отрывок текста параграфа и составить план действий по ориентированию на местности. 1) Определение сторон горизонта. 2) Определение азимута. 3) Определение расстояния по карте или плану. 4) Выбор маршрута движения. Организует работу в группах. Задание: Определите, в чём разница между понятиями горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Задание: Как устроен компас? Как работает компас? Определите по компасу стороны горизонта. Какие способы ориентирования на местности вам известны? Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности оценками за правильность и скорость решения проблемы. Формулирует обобщенные вопросы: Что мы узнали нового? Выполнение, каких действий приведет нас к решению учебной задачи? | Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи . Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других, представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов. Делают выводы о полноте и правильности, сравнение с правилом в учебнике . Отстаивают свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности. Выдвигают версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Сверяют свои действия с целью и, при необходимости, исправляют ошибки самостоятельно. | Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности. Коммуникативные: понимать и воспринимать объяснение учителя | Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельнонаходить и исправлять ошибки,определять степень успешности. Проявляется в устных высказываниях детей и результатах письменных работ |
Этап «Закрепление нового материала» | Самостоятельная работа, упражнения. | Предлагает задания на "новое" знание, побуждает учеников к определению и выбору видов работы по достижению целей урока. Предлагает на практике поработать в группах (выход на школьную площадку) на определение сторон горизонта по компасу, ориентируясь на местности. Создает условия для сотрудничества - работы в парах, группах. Создает ситуации успеха для каждого. Работают индивидуально по устранению ошибок. Подводит к открытию в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме. | Вступают в диалог. Выполняют задания на новый материал в группах Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме Работают в группах ,определяют стороны горизонта на местности , ориентируются на местности . | Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задач. Применяют полученные знания | |
V.Этап «Домашнее задание» | Беседа | Подводит итог урока, отмечает наиболее активных учащихся, выставляет отметки по результатам работы на уроке. Организует объяснение домашнего задания. | Слушают учителя Записывают домашнее задание | Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя | |
VI.Этап «Рефлексия» | Беседа | Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом: вопросы на странице учебника 32. Предлагает сделать вывод по уроку: – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? | Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока , высказывают оценочные суждения. Определяютстепень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Воспроизводят тему и задачи урока. Рефлексируют по заданным вопросам. | Познавательные: осознанно подводят итоги. Коммуникативные: умение полно и точно выражать мысли в устной форме. | Подведение итогов совместной индивидуальной деятельности обучающихся, достижение поставленной цели. |