2 | Подготовка учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала | Устное сообщение учителя, диалог | - Итак ребята, с какими географическими оболочками мы уже знакомы? - Что собой представляет биосфера? Для того, чтобы помочь с ответами учитель задает наводящий вопрос ученикам: - А как вы думаете, какую оболочку образуют растения, животные и мы, люди? - Теперь кто мне ответит, какую тему мы сегодня будем изучать с вами на уроке? -Молодцы! - Сегодня мы узнаем разнообразие животных и организмов, обитающих на земле. Поэтому темой нашего сегодняшнего урока будет «Разнообразие и распространение организмов на земле». Учитель записывает тему урока на доске. План урока: 1. Разнообразие организмов на Земле; 2. Распространение организмов на Земле; 3. Широтная зональность; 4. Высотная поясность; Предлагает определить значимые цели урока для каждого учащегося по теме урока | Учащиеся отвечают: атмосфера – это воздушная оболочка Земли, литосфера – твердая оболочка, гидросфера – водная Ответы учеников Отвечают на вопросы учителя - распространение организмов на земле Записывают тему урока в тетрадь, ставят цели и задачи к уроку. |
3 | Изучение нового материала | Объяснительно – иллюстративный, частично-поисковый | - Откройте учебники на странице 124. Учитель с помощью учебника объясняет условия среды обитания организмов, каким образом происходит распространение организмов, и дает определение понятию «Биосфера». - На Земле обитает огромное количество различных организмов: растений, животных, грибов и бактерий. Каждый вид организмов обитает в наиболее подходящих для него условиях природной среды. Учитель учащимся предлагает ответить на вопросы: • В каких условиях среды обитают организмы? Давайте вспомним дождевого червя, где он обитает? - Правильно, в почве, так как данная среда является для него наиболее подходящей. -Одни организмы живут на поверхности суши, другие внутри почвы, в воде, в воздухе. Распространение всех организмов в среде подчиняется определенному закону, который называется законом широтной зональности и высотная поясности. И так, каким законам подчиняется распространение организмов? Поясность в распределении света, тепла по поверхности Земли сопровождается поясностью в распространении организмов и влияет на их плотность и видовой состав. Живые организмы, которые в основном, не могут жить без воздуха и воды, сформировали вокруг Земли новый слой, новую сферу, которая называется биосферой. - Давайте теперь откройте учебник на стр.125 прочитайте первые два абзаца. Выпишите из текста в тетради понятие биосферы. Пока ученики читают и выписывают в тетрадь текст, учитель подготавливает карту и презентацию. После учитель учащимся предлагает ответить на вопросы: • Как называется наука, изучающая распространения растений? - Молодцы! • Как вы думаете, изменяется ли расположение организмов на склонах высоких гор? Давайте вспомним картинку горы, на вершине у нас располагается снежная шапка у подножья мы видим деревья. Т.о. на вершине и у подножья расположение организмов будет разное. Это говорит о том, что расположение организмов на склонах высоких гор изменяется по поясам с высотой. Учитель при помощи карт рассказывает распространение растительного и животного мира. - Давайте посмотрим на карту растительного и животного мира земного шара. На карте мы видим, что распространение животных подчиняется законом распространения организмов. Обратим внимание на территорию республики Саха (Якутия). Здесь мы можем увидеть на примере двух районов разнообразие животного мира. Давайте для наглядности посмотрим на слайд презентацию «Животные Верхоянска» и «Животные Ленска». Перед вами представлены 2 района нашей республики. Верхоянский район (на севере республики) и Ленский района (на юге республики). - Кто знает, какие животные обитают на этих территориях. (дети перечисляют, проверка ответов на следующем слайде). - Итак, ответьте на следующий вопрос: - Какое животное невозможно встретить в Верхоянском районе, но возможно встретить в Ленском? (следующий слайд: Змея). А как вы думаете, почему змеи не обитают в Верхоянском улусе? -Да, т.е. условиях природной среды Верхоянского улуса не являются наиболее подходящих для него. -А теперь вам задание, каждому я даю конверт с изображениями разных живых организмов, вы должны угадать что это и самое главное разложить их под тем царством к которому, по вашему мнению они относятся. Учитель раздает карточки с изображением животных (кошка, медведь, лиса, волк, собака, курица, куропатка, лилия, кактус, алоэ, береза, ель, инфузория туфелька, амеба, груздь, масленок, подосиновик). -Молодцы! А теперь предлагаю зарисовать в тетради следующую таблицу. И пользуясь карточками заполнить таблицу. Растения | Животные | Дикорастущие | культурные | дикие | домашние | | | | | После проводится проверка выполненного задания. | Ученики открывают учебник на стр. 124. Отвечают на вопросы учителя: - в наиболее подходящих для него условиях природной среды. - в почве - законом широтойзональности и высотная поясности. Ученики читают предложенный учителем текст и записывают в тетрадь определение «Биосфера-это совокупность всех видов живых организмов на Земле» из учебника. Отвечают на вопросы учителя - Наука, изучающая распространения растений это биогеография; - Да. Работают с картой. По ходу просмотра презентации отвечая на вопросы. - Потому что холодно. Ученики работают по заданию учителя. Животные: кошка, медведь, лиса, волк, собака, курица, куропатка. Растения: лилия, кактус, алоэ, береза, ель. Грибы: груздь, масленок, подосиновик Бактерии: инфузория туфелька, амеба. Заполняют таблицу в тетради. Растения | Животные | Дикорастущие | культурные | дикие | домашние | Береза, ель, лилия | Кактус,алоэ | Медведь, лиса, волк, куропатка | Кошка, собака, курица | Ученики вместе с учителем проверяют задание. |