kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии на тему "Биосфера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Распространение организмов.

Цели урока: -сформировать элементарное представление 1) об организмах как о компонентах природы, к числу которых относятся растения, животные, микроорганизмы; 2) о неравномерном распространении на земной поверхности..

Оборудование: Видеофильм «Планета Земля», Зоогеографическая карта 1101060150 0.4

Ход урока:

I. Организация учащихся на урок.

II. Объявление оценок за контрольную работу. Работа над ошибками.

III. Изучение нового материала.

•  Опорные знания и умения учащихся, уровень которых учитель должен определить перед рассмотрением темы урока:

1. Разнообразие растений и животных (курс природоведения, 5 класс).

2. Растения, фотосинтез (курс биологии, 6 класс).

•   Разнообразие организмов.

РАСТЕНИЯ

        Форма строения                           культурные                 дикорастущие

деревья         кустарники      травы         водоросли

-Классификация животных:

Тип            класс          отряд       род             семейство и т.д.

•  Распространение живых организмов.

Живые организмы распространены в биосфере крайне неравномерно. Наибольшая их концентрация наблюдается на поверхности суши (включая почву и приземные слои атмосферы), поверхностных слоях Мирового океана, а также на его дне в мелководной части.

Все это- зоны контакта между литосферой, атмосферой и гидросферой.

Вопрос о неравномерности распространения организмов следует рассмотреть в двух аспектах:

  1. На суше биомасса в целолм увеличивается от полюсов к экватору, в этом же направлении возрастает и количество видов растений и животных.
  2. Распространение организмов по вертикали. Для этого учащиеся анализируют рисунок 102.

Неравномерное распространение растений и животных на суше. Больше всего растений и животных обитает у земной поверхности. Это поверхность суши и воздух над ней до высоты около 150 м, почва, поверхностные воды Океана и его дно на небольших глубинах, куда проникает солнечный свет (рис. 95 Область максимально-: распространения организмов -? Земле). Микроорганизмы обнаружены даже в стратосфере, в буровых скважинах на глубине 4,5 км.

На суше распространение растений и животных зависит от климата (приведите примеры разнообразия климата). Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов (рис. 96). Познакомимся с ним на примере лесов приэкваторной части Амазонской низменности (покажите ее на карте полушарий). Климат здесь жаркий и влажный. Температура воздуха не опускается ниже 250 С, годовое количество осадков превышает 2000 мм, и выпадают они весь год. Деревья в этих лесах не сбрасывают всю листву одновременно, как бывает осенью в лесах умеренного климата, а меняют ее постепенно. Поэтому лес всегда зеленый, всегда в нем что-то цветет и зреют плоды. Кроны деревьев смыкаются, образуя сплошной зеленый полог. Под кронами влажно, душно. По стволам вьются, перекидываясь с дерева на дерево, похожие на змей лианы. Стволы и даже листья деревьев буквально облеплены растениями, которые впитывают влагу из воздуха. Среди них много папоротников и красиво цветущих орхидей.

Большинство животных влажных тропических лесов обитают в кронах деревьев. Много обезьян. Лес кишит летучими мышами, ящерицами, змеями. В реках живут крокодилы. Среди птиц много попугаев. Обилие насекомых — бабочек, жуков, муравьев.

Там, где тепла достаточно, но очень мало влаги, мир растений и животных не может быть богатым, там пустыни (рис. 97 учебника). Величайшая на Земле пустыня — Сахара. В Сахаре отмечена самая высокая на Земле температура воздуха 58 °С. Осадков меньше 50 мм в год, местами они выпадают раз в несколько лет. Каменистые участки пустыни кажутся безжизненными. В песчаных пустынях растут колючие кустарники, стелющиеся растения с очень мелкими листочками, испаряющими мало влаги. Многие растения существуют только благодаря длинным корням, забирающим воду с глубины более 10 м, некоторые растут, цветут и плодоносят только тогда, когда выпадают редкие дожди. Животные пустыни д.б выносливыми обходиться длительное время без воды и питаться колючками (верблюд).

Распространение растений и животных в Океане.

Среди растении преобладают водоросли. Они погружены в воду и поглощают из нее питательные вещества всей своей поверхностью. Корни им не нужны. Одни прикрепляются ко дну, другие свободно плавают. Некоторые достигают длины 60 м, а другие крошечные.

Крупные океанские животные свободно плавающие, легко преодолевающие большие расстояния. Это тюлени, каланы, дельфины, киты. Есть животные, обитающие у дна (ракообразные, моллюски, черви), есть прикрепленные ко дну (кораллы, губки).

Распространение организмов зависит -от поступления солнечного света

                                                            -перемещения воды, переносящей О2 и питательные вещества.

Планктон (в переводе с греческого- «блуждающий»)- мелкий растений и животных, неспособных противостоять течениям, переносящим их на большие расстояния. Это диатомеи, икра рыб, черви, рачки, креветки, медузы. Там, где планктон там и рыбы.

IV. Закрепление материала.

1.Учащиеся приводят примеры влияния человека на распространение организмов.

2. Каков мир животных и растений вашей местности?

V. Домашнее задание. Параграф 45, ответы на вопросы на стр.165

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок географии на тему "Биосфера" »

Распространение организмов.


Цели урока: -сформировать элементарное представление 1) об организмах как о компонентах природы, к числу которых относятся растения, животные, микроорганизмы; 2) о неравномерном распространении на земной поверхности..

Оборудование: Видеофильм «Планета Земля», Зоогеографическая карта 1101060150 0.4


Ход урока:

I. Организация учащихся на урок.

II. Объявление оценок за контрольную работу. Работа над ошибками.

III. Изучение нового материала.

Опорные знания и умения учащихся, уровень которых учитель должен определить перед рассмотрением темы урока:

1. Разнообразие растений и животных (курс природоведения, 5 класс).

2. Растения, фотосинтез (курс биологии, 6 класс).

Разнообразие организмов.

РАСТЕНИЯ

Форма строения культурные дикорастущие


деревья кустарники травы водоросли

-Классификация животных:

Тип класс отряд род семейство и т.д.

Распространение живых организмов.

Живые организмы распространены в биосфере крайне неравномерно. Наибольшая их концентрация наблюдается на поверхности суши (включая почву и приземные слои атмосферы), поверхностных слоях Мирового океана, а также на его дне в мелководной части.

Все это- зоны контакта между литосферой, атмосферой и гидросферой.

Вопрос о неравномерности распространения организмов следует рассмотреть в двух аспектах:

  1. На суше биомасса в целолм увеличивается от полюсов к экватору, в этом же направлении возрастает и количество видов растений и животных.

  2. Распространение организмов по вертикали. Для этого учащиеся анализируют рисунок 102.

Неравномерное распространение растений и животных на суше. Больше всего растений и животных обитает у земной поверхности. Это поверхность суши и воздух над ней до высоты около 150 м, почва, поверхностные воды Океана и его дно на небольших глубинах, куда проникает солнечный свет (рис. 95 Область максимально-: распространения организмов -■ Земле). Микроорганизмы обнаружены даже в стратосфере, в буровых скважинах на глубине 4,5 км.

На суше распространение растений и животных зависит от климата (приведите примеры разнообразия климата). Наиболее богат и разнообразен растительный и животный мир влажных тропических лесов (рис. 96). Познакомимся с ним на примере лесов приэкваторной части Амазонской низменности (покажите ее на карте полушарий). Климат здесь жаркий и влажный. Температура воздуха не опускается ниже 250 С, годовое количество осадков превышает 2000 мм, и выпадают они весь год. Деревья в этих лесах не сбрасывают всю листву одновременно, как бывает осенью в лесах умеренного климата, а меняют ее постепенно. Поэтому лес всегда зеленый, всегда в нем что-то цветет и зреют плоды. Кроны деревьев смыкаются, образуя сплошной зеленый полог. Под кронами влажно, душно. По стволам вьются, перекидываясь с дерева на дерево, похожие на змей лианы. Стволы и даже листья деревьев буквально облеплены растениями, которые впитывают влагу из воздуха. Среди них много папоротников и красиво цветущих орхидей.

Большинство животных влажных тропических лесов обитают в кронах деревьев. Много обезьян. Лес кишит летучими мышами, ящерицами, змеями. В реках живут крокодилы. Среди птиц много попугаев. Обилие насекомых — бабочек, жуков, муравьев.

Там, где тепла достаточно, но очень мало влаги, мир растений и животных не может быть богатым, там пустыни (рис. 97 учебника). Величайшая на Земле пустыня — Сахара. В Сахаре отмечена самая высокая на Земле температура воздуха 58 °С. Осадков меньше 50 мм в год, местами они выпадают раз в несколько лет. Каменистые участки пустыни кажутся безжизненными. В песчаных пустынях растут колючие кустарники, стелющиеся растения с очень мелкими листочками, испаряющими мало влаги. Многие растения существуют только благодаря длинным корням, забирающим воду с глубины более 10 м, некоторые растут, цветут и плодоносят только тогда, когда выпадают редкие дожди. Животные пустыни д.б выносливыми обходиться длительное время без воды и питаться колючками (верблюд).

Распространение растений и животных в Океане.

Среди растении преобладают водоросли. Они погружены в воду и поглощают из нее питательные вещества всей своей поверхностью. Корни им не нужны. Одни прикрепляются ко дну, другие свободно плавают. Некоторые достигают длины 60 м, а другие крошечные.

Крупные океанские животные свободно плавающие, легко преодолевающие большие расстояния. Это тюлени, каланы, дельфины, киты. Есть животные, обитающие у дна (ракообразные, моллюски, черви), есть прикрепленные ко дну (кораллы, губки).

Распространение организмов зависит -от поступления солнечного света

-перемещения воды, переносящей О2 и питательные вещества.

Планктон (в переводе с греческого- «блуждающий»)- мелкий растений и животных, неспособных противостоять течениям, переносящим их на большие расстояния. Это диатомеи, икра рыб, черви, рачки, креветки, медузы. Там, где планктон там и рыбы.

IV. Закрепление материала.

1.Учащиеся приводят примеры влияния человека на распространение организмов.

2. Каков мир животных и растений вашей местности?


V. Домашнее задание. Параграф 45, ответы на вопросы на стр.165


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок географии на тему "Биосфера"

Автор: Мищенко Елена Федоровна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127592

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Реализация деятельностного подхода на уроке географии  по теме "Охрана природы""
    ["seo_title"] => string(81) "riealizatsiiadieiatielnostnoghopodkhodanaurokieghieoghrafiipotiemieokhranaprirody"
    ["file_id"] => string(6) "303184"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457451772"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Урок по теме: "Биосфера Земли", презентация Национального парка "Земля Леопарда" "
    ["seo_title"] => string(87) "urok-po-tiemie-biosfiera-ziemli-priezientatsiia-natsional-nogho-parka-ziemlia-lieoparda"
    ["file_id"] => string(6) "148777"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419847671"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(274) "Урок географии 6 класс  .Тема:  Обобщающий урок по теме  «Гидросфера».    Учитель географии  МБОУ «Верхнежиримская СОШ»    Котляревская Елена Леонтьевна "
    ["seo_title"] => string(166) "urok-ghieoghrafii-6-klass-tiema-obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-gidrosfiera-uchitiel-ghieoghrafii-mbou-vierkhniezhirimskaia-sosh-kotliarievskaia-ieliena-lieont-ievna"
    ["file_id"] => string(6) "137821"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417438238"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Презентация к уроку географии для 6 класса по теме: "Человек – часть биосферы. Расы.""
    ["seo_title"] => string(80) "prezentatsiia_k_uroku_geografii_dlia_6_klassa_po_teme_chelovek_chast_biosfery_ra"
    ["file_id"] => string(6) "649558"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1713929187"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Рабочая карту для дистанционного обучения к уроку географии "Человек - часть Биосферы" для учащихся 6 классов"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_kartu_dlia_distantsionnogo_obucheniia_k_uroku_geografii_chelovek_chast"
    ["file_id"] => string(6) "549110"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1589015696"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства