Научить различать горные породы по их происхождению и свойствам, развить учение работать с раздаточным коллекционным материалом, продолжать воспитывать интерес к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разнообразие горных пород и минералов на Земле»
ГОУ ЛНР «Лотиковская средняя школа»
«Разнообразие горных пород и минералов на Земле»
Открытый урок
по географии
в 5 классе
учителя географии
Андриановой А.С.
Лотиково – 2021 г.
Открытый урок на тему:
«Разнообразие горных пород и минераловна»
География. 5 класс.
Цель урока: научить различать горные породы по их происхождению и свойствам, развить умение работать с раздаточным коллекционным материалом, продолжать воспитывать интерес к предмету.
Задачи урока:
Воспитывающая: формировать умения оценивать свою деятельность, коммутативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать её.
Развивающая: тренировать умения анализировать, сравнивать, рассуждать, делать выводы; продолжить формировать опыт самостоятельной работы.
Обучающая: сформировать новые понятия глубинные и излившиеся магматические горные породы, осадочные (обломочные, химические и органические) горные породы, метаморфические горные породы, дать первоначальные сведения о зависимости свойств горных пород от их происхождения, объяснить суть круговорота горных пород.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные результаты обучения:
осознание целостности природы; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей стране; образовательные результаты – овладение географическими знаниями, умениями и навыками, их применение в различных жизненных ситуациях.
Предметные результаты обучения:
различать горные породы и минералы, процессы и явления, в результате которых они образовались, знать простейшую классификацию горных пород;
Метапредметные результаты обучения:
познавательные универсальные учебные действия
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, искать самостоятельно средства достижения цели.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы и формы обучения: рассказ, беседа, практическая работа, игровая деятельность.
Оборудование: коллекция горных пород и минералов, компьютер, презентация.
Ход урока:
I.Организационный момент
Вот звенит для нас звонок,
Начинается урок.
Станьте ровно, подравняйтесь
И друг другу улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Я желаю вам хорошего настроения и отличных успехов на уроке.
II.Мотивация учебной деятельности
А для того, чтобы определить тему урока послушайте легенду.
Однажды, в долине реки Лугань охотился охотник. Набрав добычи, он решил отдохнуть у ручья. Охотник развёл костёр для приготовления ужина. На пригорке он увидел свежевырутую лисью нору и возле неё чёрные камни. Охотник собрал эти камни и выложил вокруг костра, чтобы защитить труву от пожара. Проснувшись, он был удивлён, что эти чёрные камни сгорели. Возвращаясь домой, охотник долго не мог понять, что это за камни, которые горят.
III. Сообщение темы, цели урока
– Какова тема нашего урока? (Разнообразие горных пород и минералов на Земле) – Сформулируйте цель урока.
Цель урока: узнать о разнообразии горных пород и определить, какие горные породы бывают по своему происхождению.
- Откройте тетради, запишите дату, тему урока. (Разнообразие горных пород и минералов на Земле) Эпиграфом урока будут слова Константина Паустовского, которые мы возьмем в дорогу. «Мы живем в громадном, плохо разгаданном мире и топчем камни... не подозревая, что знакомство с ним обогатило бы наш опыт во всех областях жизни».
- Ребята, что у вас лежит в коробочках на партах? (горные породы)
IV. Активизация познавательной деятельности
- Что такое горные породы? (Горные породы – это природные тела, сложенные минералами). Запишем определение в тетрадь.
- Хорошо, а что такое минералы?
Минералы – однородные по своим свойствам вещества.
V. Изучение нового материала
Да, минералов в природе очень много - около 3000, есть самостоятельные (кварц), другие входят в состав горных пород (гранит). Например, гранит состоит из: кварца, шпата, слюды.
Почему разный по цвету гранит? (потому что он состоит из разного по цвету полевого шпата)
Полевой шпат (розовый, красный или серый) Слюда (чёрный) Кварц (молочно - белый) В зависимости от их сочетания гранит может быть красным, розовым, темно - или светло – серым.
Построение проекта выхода из затруднения.
Выполним проблемное задание.
У вас на столе лежат экземпляры горных пород.
На какие группы их можно разбить?
Какое у вас возникло затруднение?
Сформулируйте ваши затруднения.
( Я не могу их разбить на группы, так как я не знаю, какие бывают по происхождению горные породы)
Какова будет цель нашей деятельности?
Узнать, какие бывают по происхождению горные породы.
Сейчас мы будем геологами, определите название горных пород по их свойствам с помощью определителя.
Предлагаю вам самостоятельно выяснить название образца горной породы по определителю, узнайте название горной породы, выясните её происхождение, используя учебник.
Для этого используем алгоритм наших действий по открытию новых знаний:
Определите горные породы по их свойствам с помощью определителя
Определитель горных пород
Пёстрые тяжёлые породы, состоящие из плотно прилегающих друг к другу кристаллов.
Порода сероватого, красноватого или зеленоватого цвета, с вкраплениями кристаллов чёрного и белого цвета — гранит. Порода сероватого или розового цвета, характерно чередование разноцветных прослоек из разных минералов — гнейс.
Чёрные или тёмно-серые плотные породы, кристаллы неразличимы на глаз.
Лёгкая, мягкая порода, оставляет чёрную или бурую полосу на матовой стороне фарфоровой пластинки — каменный уголь.
Пористые породы, состоящие из остатков организмов.
Светлая порода, состоящая из скелетов мелких морских организмов (мел).
Белые, прозрачные или светлые серые породы, состоящие из одного минерала.
Бесцветная, прозрачная или слегка окрашенная порода. Растворима в воде. Солёная на вкус - каменная соль.
Породы, состоящие из сыпучих или скреплённых между собой мелких обломков минералов.
Сыпучая порода, состоящая из обломков минералов размером менее 2 миллиметров - песок.
Итак, вы узнали, что по происхождению, какие бывают горные породы?
В царстве камня можно встретить много горных пород.
Молодцы ребята, хорошо выполнили задания, ответы которых помогут нам путешествовать в сказочном мире камня.
Сегодня о происхождении горных пород вы узнаете, путешествуя в сказку с Иваном - царевичем. Мы будем Ивану помогать выполнять задания.
В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь Салтан. Был у него сын - добрый молодец Иван - царевич. Тяжело царю Салтану править стало, состарился он. Решил царь Салтан испытать сына.
Отправляет его в дальнюю дорогу, дает наказ: « Отправляйся, Иван - царевич, мир повидать да себя показать. Отыщи ключ Земли, а потом будешь ты царем.
Отправился Иван в путь - дорогу. Долго ли шел, коротко ли дошел до чужого царства - государства.
Видит: перед ним белый дворец с золотой крышей, а над ним надпись «Литосфера». Прочитал Иван надпись и призадумался.
-Ребята, давайте подскажем Ивану, что такое литосфера?
(Литосфера - это оболочка Земли, включающая земную кору и верхнюю часть мантии).
Стоит Иван у ворот, а мимо старец проходит и спрашивает:
-Что, мил человек, голову повесил?
-Да вот, ключ Земли мне нужно сыскать. Есть ли в вашей стране таковой? - отвечает царевич.
-Есть - то есть, но найти его непросто. Хранится он глубоко под землей, а
стережет его прекрасная царевна.
-А как же мне туда попасть? - спрашивает Иван.
-Нужно выкопать волшебный глубокий колодец, а поможет тебе в этом волшебная лопата - отвечает ему старик,
а) Осадочные горные породы
Взял Иван в руки лопату и начал копать колодец. Сначала царевичу землю легко было рыть, породы попадались легкие рыхлые.
Назовите, какие породы лежат на поверхности земной коры? (песок, глина, мел, галька, каменная соль).
-Как называются такие горные породы? (осадочные)
Будем составлять схему, поможем Ивану разобраться в горных породах.
Осадочные горные породы делятся на породы неорганические и органические.
Как вы думаете почему породы называют органическими?
Без мудрых книг в сказочной стране не обойтись, давайте обратимся к нашей умной книге - к учебнику (стр. 71).
Неорганические породы делятся на какие? (обломочные и химические)
Обломочные горные породы.
Как образуются обломочные горные породы?
Обломочные горные породы обрауются под влиянием ветра, текучих вод, обжигающих лучей солнца, Твердые породы разрушаются на поверхности Земли, образуется обломочный материал.
Породы выветриванием pазpушаются, Дpобятся на глыбы, обломки, пески, Выносятся водами быстpой pеки, Река их по руслу таскает, Обкатывает, отлагает. (осадочные неорганические обломочные горные породы)
- Перечислите, какие горные породы осадочные неорганические обломочные встретил Иван. (валун, песок, щебень, песчаник, галька)
- Запишите названия обломочных горных пород в схему.
Какие знаете химические горные породы?
В воде океанов, морей растворено много химических веществ. Со временем при изменении условий эти вещества осаждаются в виде кристалликов на дне, уплотняются.
А там, где гоpячие воды стpуятся, Там в них минеpалы совсем pаствоpятся. Когда же pаствоp остывает, То соль из него оседает.
Запишите названия химических горных пород в схему.
Органические осадочные горные породы.
Как вы думаете, какие горные породы относят к осадочным органическим?
(Горные породы, возникшие в результате жизнедеятельности организмов, из остатков растений и животных).
А в толще морской или в темном болоте, Вы массу остатков животных найдете, А также, растений отмерших остатки, Они образуют поpоды - осадки. (органические породы)
Подведём итог (по схеме): к осадочным горным породам относят какие 2 группы пород? (неорганические и органические).
Неорганические делятся на какие горные породы? (обломочные и химические).
Почувствуем себя геологами.
Физминутка.
Мы геологами станем, Да? – да! (хлопок над головой). Будут все гордится нами. Да? – да! (хлопок над головой). Что ждет нас впереди? Высокая гора (показывают руками), Бурная река (показывают руками) Ее мы обойдем (топают ногами), Ее мы проплывем (плывут), Все мы сможем, все сумеем, И своей достигнем цели (прыгают). Да? – да! (хлопок над головой).
Молодцы, хорошо помогаете Ивану добыть ключ Земли.
Магматические горные породы.
Магматические глубинные горные породы.
А в это время наш Иван - Царевич тоже трудился.
Глубже копает Иван, тверже становятся горные породы.
К какой группе относятся горные породы, которые рождаются в пламени? (магматические)
На глубине 100 - 200 км находится магма, насыщенная парами воды, газа, она медленно перемещается, поднимаясь вверх, заполняя трещины. На глубине в несколько км от земной поверхности магматическое вещество постепенно остывает и затвердевает. Так образуются горные породы, состоящие из крупных кристаллов, например, гранит.
Как называются горные породы? магматическими глубинными
магматические
глубинные излившиеся
гранит базальт
габбро пемза
Запишите в схему названия магматических глубинных горных пород.
Когда магма вырвалась на поверхность и растекается по ней, ее называют как? (лавой)
Как такие горные породы называются? Магматические излившиеся горные породы.
В начале, возникли поpоды из магмы, Они пеpвоpодные самые как бы, Тяжелый гpанит, в глубине остывал, Базальт на повеpхности лавою стал. Поpоды весьма симпатичные, Увесистые, магматичные.
Запишите в схему названия магматических излившихся горных пород.
Метаморфические горные породы.
Иван - царевич совсем глубоко опустился под землю. Тяжело копать ему: твердые, крепкие горные породы встречает он на своем пути.
Эти горные породы образовались на глубине под воздействием высокой температуры и большого давления, поэтому они сильно изменены. Их название произошло от слова «метаморфоз», что означает превращение. Как называют горные породы, которые из - за высокой температуры и давления приобрели новые свойства - метаморфическими.
Hо вот, под давлением, магма опять, Стpемится земную коpу pазоpвать, И в месте такого втоpжения, Hаметятся, вдpуг, пpевpащения: Сыпучий песок, пpевpатился в кваpцит, Был мел, очень мягкий, вдpуг мpамоp лежит.
Такие поpоды, весьма специфические, Зовутся геологами метамоpфические.
глина - глинистый сланец
известняк – мрамор
песчаник – кварцит
гранит – гнейс
Изменения происходят очень медленно - десятки и сотни миллионов лет.
Запишите в схему примеры метаморфических горных пород.
VI. Обобщение
Пока Иван – царевич копает землю, мы будем исследователями, выполним практическую работу.
Заполните таблицу, соотнесите горные породы по происхождению: каменный уголь, пемза, поваренная соль, гранит, галька, гнейс.
Магматические излившиеся
Магматические глубинные
Осадочные органические
Осадочные обломочные
Осадочные химические
Метаморфические
Магматические
излившиеся
Пемза
Магматические глубинные
Гранит
Осадочные органические
Каменный уголь
Осадочные обломочные
Галька
Осадочные химические
Поваренная соль
Метаморфические
Гнейс
Вспомните, какими свойствами отличаются горные породы (твердостью, цветом, блеском, весом, температурой плавления).
Путешествие наше продолжается. Увлекся работой Иван - царевич, ударил раз, ударил другой, и отвалилась огромная глыба. Очутился Иван в большой пещере. Стены ее блестят драгоценными камнями. А в центре зала на троне сидит прекрасная царевна. Поклонился ей Иван и говорит: «Люди молвят, что скрываешь ты ключ Земли, обещал я батюшке добыть его! »
Ну что ж, отгадаешь загадки, отдам тебе заветный ключ! - ответила царевна. Загадывай, - сказал Иван - царевич, попробую отгадать. Ребята, помогите Ивану отгадать загадки.
Найдем в нем много по приметам Цветных камней, не только руд Рубин сияет красным цветом,
Зеленым цветом (изумруд)
Как называют камни: рубин, изумруд, алмаз?
Особое место среди камней занимают драгоценные камни, за их красоту называют самоцветами. Молодец, Иван - царевич, сказала царевна, правильно отгадал мои загадки, вот тебе ключ Земли и помни: только знания как ключ, открывают любые замки и двери.
Поклонился Иван - царевич, поблагодарил царевну подземного царства за науку и отправился в обратный путь. А чтобы он не заблудился, давайте поможем ему вспомнить путь обратно.
На самой большой глубине встречаются какие породы? (метаморфические)
Подымаясь выше, к поверхности, какие чаще встречались горные породы? (магматические)
На земной поверхности преобладают какие горные породы? (осадочные: органические, обломочные, химические)
Пока Иван – царевич возвращается домой, и мы потрудимся, выполним самостоятельную работу.
Древний учёный Конфуций сказал: «Мы многое знаем, но всё ли мы понимаем..». Чтобы проверить, как вы поняли материал, выполним тесты (приложение 1)
Самопроверка.
Вернулся Иван-царевич домой, в родной город, и рассказал отцу все о своем путешествии. Похвалил его царь за упорство и усердие. Поскакали по всему государству глашатаи и возвестили народу царскую волю: «Отныне царем в государстве объявляется Иван-царевич». Передал ему отец власть и трон.
VII. Итог. Рефлексия деятельности.
Учитель предлагает закончить мысль:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я открыл для себя…
Сегодня на уроке я пришел к выводу…
Сегодня на уроке я не понял…
Подошло к концу наше путешествие в мир камня.
В моей земле богатства скрыты,
Она и золото хранит.
Железо, мрамор, родонит,
Темны кристаллики гранита,
Лучисты грани хрусталя,
И знаменита и богата
Наша родная земля!
Оценивание учащихся.
VIII. Домашние задания: прочитать параграф №21; по желанию:
составить кроссворд или ребус по теме «Горные породы и минералы»;
Спасибо вам, ребята. Я думаю, что наше путешествие удалось.
РЕЗЕРВ
Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу – она понадобится сразу. (Глина)
Он очень прочен и упруг, строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты красивы станут и заметны. (Гранит)
Кто сперва в воде родится, а потом воды боится? (Соль)
Белый, как сахар, но не сладкий,
Пока руки им не испачкаешь,Ума - разума, не наберешься. (Мел)
Приложение № 1
Тесты по географии 5 класс. Тема: "Горные породы, минералы и полезные ископаемые"
1. Выберите верное определение:
a) Горные породы – это вещества, из которых состоят горы и скалы
б) Горные породы – это вещества, которые слагают земную кору
в) Горные породы – это виды различных камней и минералов
2. Что такое минералы?
a) Минералы – это натуральные природные образования, относительно однородные по составу и свойствам
б) Минералы – это натуральные природные образования, находящиеся под землей
в) Минералы – это натуральные природные образования, широко использующиеся в строительстве
3. Какую горную породу составляют кварц, полевой шпат и слюда?
a) Известняк
б) Мрамор
в) Базальт
г) Гранит
4. Какие горные породы относятся к магматическим?
а) Уголь, мел, гипс, доломит
б) Мрамор, кварцит, гнейс, глинистый сланец
в) Гранит, габбро, базальт, пемза
5. Как образуются химические осадочные горные породы?
а) В результате разрушения скальных пород внешними силами Земли
б) В результате осаждения солей в океанах и озерах
в) В результате накопления органических остатков
6. Правильно продолжите утверждение:горные породы образуются под действием внутренних и внешних процессов и…
а) Никогда не изменяют свои свойства
б) Очень быстро изменяют свои свойства
в) Могут с течением времени изменять свои свойства