kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Использование горных пород и минералов в архитектуре времeн Николая I"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Горные породы и минералы, слагающие земную кору.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

 

Методы обучения репродуктивный с элементами частично-поискового и исследовательского.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуально-групповая

 

Цель:

Сформировать у учащихся общее представление о внутреннем строении земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору; познакомить с происхождением и разнообразием горных пород, их свойствами, а также использованием их в хозяйственной деятельности человека;

 

Задачи в блоках достижений

Предметных результатов: 

  • развивать представление о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении, свойствах, промышленном значении и использовании человеком;
  • дать возможность научиться различать горные породы по составу, свойствам и происхождению.

Метапредметных результатов: 

  • развивать умения работать в группах, составлять схемы, заполнять таблицы, анализировать и отбирать информацию, делать обобщающие выводы, использовать карты как информационные образно-знаковые модели действительности, использовать географические знания для анализа, оценки и проектирования путей решения проблем, наблюдать, классифицировать, обобщать;
  • развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;
  • воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.

Личностных результатов: 

  • продолжить формировать эмоционально-ценностное отношение к природе, через осознание значимости полезных ископаемых в жизни человека и необходимости их рационального использования;
  • развивать понимание и оценивание своего вклада в решение общих задач;
  • способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного края, патриотических чувств к своей малой Родине;
  • развивать эстетические чувства на примерах красоты архитектуры времен Николая I.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Использование горных пород и минералов в архитектуре времeн Николая I"»

6 класс

География ФГОС

Открытый урок-погружение в эпоху Николая I


Название урока: Использование горных пород и минералов в архитектуре времeн Николая I.


Тема: Горные породы и минералы, слагающие земную кору.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.


Методы обучения репродуктивный с элементами частично-поискового и исследовательского.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуально-групповая


Цель:

Сформировать у учащихся общее представление о внутреннем строении земли, о горных породах и минералах, слагающих земную кору; познакомить с происхождением и разнообразием горных пород, их свойствами, а также использованием их в хозяйственной деятельности человека;


Задачи в блоках достижений

Предметных результатов: 

  • развивать представление о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении, свойствах, промышленном значении и использовании человеком;

  • дать возможность научиться различать горные породы по составу, свойствам и происхождению.

Метапредметных результатов: 

  • развивать умения работать в группах, составлять схемы, заполнять таблицы, анализировать и отбирать информацию, делать обобщающие выводы, использовать карты как информационные образно-знаковые модели действительности, использовать географические знания для анализа, оценки и проектирования путей решения проблем, наблюдать, классифицировать, обобщать;

  • развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся;

  • воспитывать активность личности, умение отстаивать свою позицию, проявлять инициативу.

Личностных результатов: 

  • продолжить формировать эмоционально-ценностное отношение к природе, через осознание значимости полезных ископаемых в жизни человека и необходимости их рационального использования;

  • развивать понимание и оценивание своего вклада в решение общих задач;

  • способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного края, патриотических чувств к своей малой Родине;

  • развивать эстетические чувства на примерах красоты архитектуры времен Николая I.

Учебно-информационное обеспечение:

Учебник География. 6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Атлас География. 6 классы изд-во «Дрофа», 2015.

Техническое обеспечение и оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация, коллекции горных пород и минералов, рабочие листы, раздаточный материал, карта полушарий.

Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД

1.1 Мотивационно ориентировочный















1.2 Актуализация субъектного опыта обучающихся











































1.3. Создание проблемной ситуации






Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, предлагает выбрать места за групповыми столами.

Учащиеся приветствуют учителя. Контролируют готовность к уроку. Выбирают рабочее место. Настраиваются на работу.

Учитель поясняет, что сегодня работа будет идти в группах (самая активная команда получит положительные оценки; активность команды оценивается жетонами за правильно и быстро выполненные задания), а также индивидуально в рабочих листах, которые необходимо будет сдать в конце урока.

Слайд 1 Ребята, обратите внимание на слайд и найдите ошибку (на экране картинки, изображающие различные природные объекты небо, лес, вода, вулкан и названия земных оболочек, перепутаны)

Учащиеся устно указывают на ошибки на слайде, один из учащихся выходит к доске и при помощи стиллуса исправляет ошибки.

Слайд 2 Проверка

Слайд 3 На экране выберите правильное определение «литосферы» и запишите его в рабочий лист на вашем столе.

Слайд 4 Проверим правильно ли вы записали.

– А как можно назвать то, из чем сложена литосфера? Прежде чем ответить, обратите внимание, что лежит на ваших столах (указывая на коллекции горных пород)?

Учащиеся включаются в проблему, связанную с темой урока.

Предполагаемые ответы: Камни, горные породы, полезные ископаемые, минералы…..

Попробуйте сформулировать тему урока ….Высказывания учащихся.

Записывают тему в рабочие листы.

Как часто мы видим эти камни в нашей повседневной жизни? Как они используется?

В строительстве, в каменном убранстве города….. Приводят примеры устно.

Задание №1 Учащимся предлагаются на столах цветные карточки с изображением архитектурных объектов города.

Слайд 7 Подумайте, с правлением или временем жизни какого императора связаны эти объекты?

На экране портреты Петра I, Павла I и Николая 1.

Учащиеся устно называют императоров, один из учащихся выходит к доске и при помощи стиллуса подписывает портреты на интерактивной доске.

А знаете ли вы что все представленные на фото объекты связаны с эпохой правления Николая I? Сегодня мы прикоснёмся к архитектуре времен Николая I и познакомимся с материалами, которые применялись в строительстве того столетия.

Слайд 9 Задание №2 Необходимо из коллекции горных пород подобрать, какой камень был использован при строительстве того или иного памятника архитектуры. Задание выполняется индивидуально в рабочих листах. Изображения также выводятся на экран.


Слайд 10 Проверка (работа с интерактивной доской, выходит один учащийся остальные проверяют)

Правильный ответ

Казанский собор – известняк

Исаакиевский собор – мрамор

Александрийская колонна – гранит

Особняк Е.И. Набоковой – песчаник

Памятник Николаю I – кварцит (порфир)

Слайд 11

Задание №3 Какой памятник нашего города напоминают вам данные сооружения на слайде? Предположите, в каких странах или городах они воздвигнуты? Используйте карты атласа на ваших столах.

Ответ учащихся: Александровская колонна

Знакомство с Александровской колонной. Что вы знаете об этом монументе?

Александрийский столп памятник в стиле ампир.

Кто архитектор? Огюст Монферран

В память о каком событии император Николай I приказал установить эту колонну? в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Где расположен? в центре Дворцовой площади города Санкт-Петербурга.

Найдите его на карте полушарий. Один учащийся показывает город на большой карте полушарий.

Задание №4 Найдите координаты города Санкт-Петербурга, запишите в рабочие листы.

Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита. Ствол колонны - самый тяжелый монолит, когда-либо установленный в виде колонны или обелиска вертикально, и один из величайших перемещенных человеком монолитов

Но Александровская колонна имела прототипы, которые Монферан взял за образец? Но при этом она на значительно превзошла их по высоте:  Вандомскую колонну в Париже, колонну Траяна в Риме и колонну Помпея в Александрии.


Задание №5 Найдем точные координаты Парижа, Рима и Александрии на карте.

По одному человеку от команды выходят и показывают города на большой карте полушарий.


Пьедестал, так же как и стержень колонны выделан из красного крупнозернистого гранита. Во времена Николая I гранит был самым используемым строительным материалом. Как вы думаете, почему Монферан остановился именно на граните при выборе материала?

Обсуждение в команде.

Команды по очереди высказывают предположения:

- прочный камень

- близко от города есть месторождения

-красивый камень

Проблема: Могли ли Александровскую колонну выполнить из других материалов?

Можете ли вы ответить на это вопрос сейчас? Каких знаний вам не хватает?

Недостаточно знаний о свойствах гранита и других горных пород…

Коммуникативные

объединение в рабочие группы













Личностные

Мотивация, познавательный интерес


Познавательные анализ


Регулятивные Осознают цели предстоящей деятельности 



Познавательные самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели



















Познавательные и

Работают с раздаточным материалом, анализируют, сравнивают, группируют объекты Коммуникативные обсуждают в группах варианты решения поставленной задачи, обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других 

Личностные адекватное реагирование на трудности

Регулятивные Осознают возникшее интеллектуальное затруднение, противоречие, дефицит знаний

2. Операционно – исполнительский






Давайте запишем, что мы хотим узнать о горных породах, чтобы решить какой другой материал мог использовать О. Монферан?

Учитель под диктовку учащихся фиксирует на доске, что необходимо узнать:

1. Что такое горные породы? Из чего состоят.

2. Виды горных пород.

3. Способы образования.

4. Свойства.

5.Использование.

6. Какие горные породы по свойствам и происхождению близки к характеристикам гранита?

7. Познакомиться подробнее с особенностями самого памятника.

Чтобы узнать больше о свойствах горных пород, нужно изучить их состав. Знаете ли вы из чего состоит гранит? Задание №6 Обратимся к нашей коллекции. Возьмите в руки кусочки гранита и рассмотрите их.

Как вы считаете, почему итальянцы назвали этот камень зернистым?

Какие зерна вы видите? (Дети перечисляют, .) Черные – это слюда, белые, блестящие – кварц, серые и красные –

полевой шпат.

Гранит – неоднородное тело. Слюда, кварц, шпат – это составные части гранита, которые называются минералами.

Минерал – природное тело, приблизительно однородное по химическому составу.

Задание № 7 Дополните схему в рабочих листах. Найдите слюду, полевой шпат, кварц в своей коллекции.

Задание №8 А теперь опишите кратко гранит породу, заполнив предложенную в рабочих листах таблицу.

Цвет, твердость, прозрачность, водопроницаемость ….

Как вы думаете, зачем мы описали свойства гранита?

Чтобы подобрать породу с аналогичными свойствами, из которой можно было бы выполнить колонну.

Какое свойство вы не можете описать? (обратить внимание на последнюю графу «происхождение»)

Регулятивные целеполагание и планирование

Познавательные умение решать проблемные зада

































Регулятивные

умение работать с картами, умение составлять схемы



Познавательные анализ, синтез информации, умение составлять схемы

3. Поиск решения и открытие нового знания.

Все горные породы, как вы уже успели, наверное, заметить, обладают различными свойствами. А как вы думаете почему?

Они имеют различное происхождение

Откроем учебники и познакомимся, как могут образовываться горные породы.

Задание №9 Составьте схему-классификацию горных пород из раздаточного материала (разрезные карточки и стрелки), используя текст учебника стр. 46-47.

Работают в команде

Проверка схем. Слайд 17

Слайд 18-20

Магматические горные породы образовались из магмы застывшей в недрах или на поверхности; твёрдые, кристаллические, насыщенных оттенков с зернистым узором и блеском.

Найдите примеры в коллекции.


Осадочные – на дне океанов и морей, путем накопления частиц или разрушения магматических пород, из останков растений и животных спрессованных под землей; мягкие и твердые, чаще хрупкие, сыпучие, водопроницаемые, различных оттенков от белого до черного, чаще матовые, но чаще при дыхании на них могут источать болотных запах, могут вступать в реакцию с соляной кислотой.

Найдите примеры в коллекции.


Метаморфические – из осадочных и магматических пород под воздействием высоких температур; прочные, твёрдые, часто полосчатые или с причудливыми узорами, при полировке блестят, не пропускают и не впитывают воду, разнообразные по цвету.


Таким образом, мы определили, что гранит имеет магматическое происхождение.

Задание №10 А теперь из образцов предложенных в вашей коллекции попытайтесь выбрать альтернативу граниту для использования в качестве материала для изготовления колонны. Для этого кратко опишите их свойства в таблице.

Работают в команде

Заполняют таблицу свойств горных пород в рабочих листах. Просматривают, сравнивают горные породы, предложенные для работы. Выбирают из пород альтернативу, дают характеристику и объясняют, почему выбрали.




Регулятивные коррекция деятельности


















Познавательные

Выполняют практикум делению свойств и происхождения горных пород, озвучивают результат, поясняя свои выводы

Коммуникативные

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, обмениваются полученной  информацией


4. Самостоятельное применение знаний.


Показывают горную породу. Свою точку зрения обосновывают и устно доказывают, почему О. Монферан мог её использовать вместо гранита.

А как вы думаете, где и как добывали гранит для Исаакиевского собора и Александровской колонны?

В карьерах. Историческая справка: При добыче в Питтерлакском карьере (в Финляндии) колонн для Исаакиевского собора Монферан обнаружил кусок скалы без трещин, размерами до 35 м в длину и толщиною до 7 м и оставил ее на всякий случай нетронутой, а когда возник вопрос о постановке памятника Александру первому, то он, имея в виду именно этот камень, составил проект памятника в виде колонны из цельного куска гранита. Расположение карьера было достаточно близким, что тоже сыграло в пользу гранит а (показать Финляндию на карте)

Задание №11 Найдем на карте Финляндию откуда был привезен монолит.

Способы добычи горных пород: закрытый – шахтный, скважный, открытый – карьерный, дражный.

Задание №12 Составьте схему на основе слайда презентации №27.

Вопрос загадка: Во времена Николая I в России была впервые пробурена скважина глубиной 21 м, как вы думаете, для добычи какого полезного ископаемого?

Ответ: Нефть


Вопрос загадка: Какой драгоценный металл добывают дражным способом?

Ответ: золото

Первый крупный самородок, который на сегодняшний день является самым значительным в России был откопан на территории Урала в 1842 году. Его назвали Большим треугольником из-за большого сходства с этой геометрической фигурой. Его вес составил 36 килограмм. Также этот треугольник известен всему миру, потому что это самый большой на сегодняшний момент кусок золота. Все другие предметы, которые находились на территории других государств, подверглись переплавке или переработке.

Все горные породы, о которых шла речь сегодня, являются богатством нашей страны. Выскажете своё мнение, о том, как нужно относиться этим природным ресурсам и почему?

Учитель задает домашнее задание:

Параграф № 14 стр. 48

Почему Исаакиевский собор называют каменной кладовой? Подготовьте список горных пород и минералов, которые были использованы архитектором О. Монфераном в каменном убранстве собора.

Рефлексия

Развернуто, отвечают на проблемный вопрос урока

Регулятивные умение высказывать своё предположение

Личностные

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде

5. Рефлексивно – оценочный

Мне на уроке было

Я на уроке

К концу урока я

Интересно

Работал

Понял весь материал

Скучно

Отдыхал

Узнал больше, чем знал

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Ситуация контроля за выполнением учебных действий.

Отметьте (обведите) в таблице те ответы, которые отражают ваше состояние.

Учащиеся сдают рабочие листы. За урок все учащиеся получаю оценку за характеристику горных пород в форме таблицы и заполнение схем в рабочих листах, а также за активную работу команды.




Личностные способность к самооценке

























Тема урока: Горные породы, слагающие земную кору.

1. ЛИТОСФЕРА – это каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней мантии.

2. Установите соответствие между памятником архитектуры времен Николая I и строительным материалом (соедините стрелками), используя образцы горных пород из коллекции.

К азанский собор известняк

И саакиевский собор кварцит (порфир)

А лександровская колонна песчаник

Особняк Е.И. Набоковой гранит

Памятник Николаю I мрамор



3. Найдите координаты городов

Р им (Италия) Париж (Франция) Александрия (Египет) С.-Петербург (Россия)

4 с.ш. 12° в.д. 48 °с. ш. 2 ° в.д. 31 ° с.ш. 29° в.д. 59° с.ш. 30° в.д.

4

гранит

. Дополните схему

г орная порода

кварц

полевой шпат



слюда



минерал минерал

минерал

Найдите эти образцы в коллекции.

Вопрос урока: Мог ли О. Монферан выполнить Александровскую колонну из других материалов? Из каких? Свой ответ обоснуйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. СВОЙСТВА ГОРНЫХ ПОРОД. Опишите образцы из коллекции, используя таблицу.

Название

цвет

прозрачность, блеск

твердость

водопрони-цаемость

особые свойства

происхож-дение

гранит

Красный, серый, розовый

Непрозрачный, отполированный блестит

Твердый, прочный

Не пропускает воду

Очень распространен

Магматическое интрузивное

гипс

белый

Прозрачный, полупрозрачный, матовый

Мягкий, хрупкий

гигроскопичный

Царапается ногтем

Осадочное, химическое

туф







змеевик







мрамор







песчанник







горючий сланец







обсидиан







известняк







кварцит







базальт







мел







мергель









6

добыча

. Составьте схему «ДОБЫЧА ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ»

Закрытый способ



Открытый способ



шахтный

скважный

карьерный

дражный




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Миндеева Екатерина Олеговна

Дата: 19.09.2021

Номер свидетельства: 586938


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства