Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, предлагает выбрать места за групповыми столами. Учащиеся приветствуют учителя. Контролируют готовность к уроку. Выбирают рабочее место. Настраиваются на работу. Учитель поясняет, что сегодня работа будет идти в группах (самая активная команда получит положительные оценки; активность команды оценивается жетонами за правильно и быстро выполненные задания), а также индивидуально в рабочих листах, которые необходимо будет сдать в конце урока. Слайд 1 Ребята, обратите внимание на слайд и найдите ошибку (на экране картинки, изображающие различные природные объекты небо, лес, вода, вулкан и названия земных оболочек, перепутаны) Учащиеся устно указывают на ошибки на слайде, один из учащихся выходит к доске и при помощи стиллуса исправляет ошибки. Слайд 2 Проверка Слайд 3 На экране выберите правильное определение «литосферы» и запишите его в рабочий лист на вашем столе. Слайд 4 Проверим правильно ли вы записали. – А как можно назвать то, из чем сложена литосфера? Прежде чем ответить, обратите внимание, что лежит на ваших столах (указывая на коллекции горных пород)? Учащиеся включаются в проблему, связанную с темой урока. Предполагаемые ответы: Камни, горные породы, полезные ископаемые, минералы….. Попробуйте сформулировать тему урока ….Высказывания учащихся. Записывают тему в рабочие листы. Как часто мы видим эти камни в нашей повседневной жизни? Как они используется? В строительстве, в каменном убранстве города….. Приводят примеры устно. Задание №1 Учащимся предлагаются на столах цветные карточки с изображением архитектурных объектов города. Слайд 7 Подумайте, с правлением или временем жизни какого императора связаны эти объекты? На экране портреты Петра I, Павла I и Николая 1. Учащиеся устно называют императоров, один из учащихся выходит к доске и при помощи стиллуса подписывает портреты на интерактивной доске. А знаете ли вы что все представленные на фото объекты связаны с эпохой правления Николая I? Сегодня мы прикоснёмся к архитектуре времен Николая I и познакомимся с материалами, которые применялись в строительстве того столетия. Слайд 9 Задание №2 Необходимо из коллекции горных пород подобрать, какой камень был использован при строительстве того или иного памятника архитектуры. Задание выполняется индивидуально в рабочих листах. Изображения также выводятся на экран. Слайд 10 Проверка (работа с интерактивной доской, выходит один учащийся остальные проверяют) Правильный ответ Казанский собор – известняк Исаакиевский собор – мрамор Александрийская колонна – гранит Особняк Е.И. Набоковой – песчаник Памятник Николаю I – кварцит (порфир) Слайд 11 Задание №3 Какой памятник нашего города напоминают вам данные сооружения на слайде? Предположите, в каких странах или городах они воздвигнуты? Используйте карты атласа на ваших столах. Ответ учащихся: Александровская колонна Знакомство с Александровской колонной. Что вы знаете об этом монументе? Александрийский столп памятник в стиле ампир. Кто архитектор? Огюст Монферран В память о каком событии император Николай I приказал установить эту колонну? в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. Где расположен? в центре Дворцовой площади города Санкт-Петербурга. Найдите его на карте полушарий. Один учащийся показывает город на большой карте полушарий. Задание №4 Найдите координаты города Санкт-Петербурга, запишите в рабочие листы. Это самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита. Ствол колонны - самый тяжелый монолит, когда-либо установленный в виде колонны или обелиска вертикально, и один из величайших перемещенных человеком монолитов Но Александровская колонна имела прототипы, которые Монферан взял за образец? Но при этом она на значительно превзошла их по высоте: Вандомскую колонну в Париже, колонну Траяна в Риме и колонну Помпея в Александрии. Задание №5 Найдем точные координаты Парижа, Рима и Александрии на карте. По одному человеку от команды выходят и показывают города на большой карте полушарий. Пьедестал, так же как и стержень колонны выделан из красного крупнозернистого гранита. Во времена Николая I гранит был самым используемым строительным материалом. Как вы думаете, почему Монферан остановился именно на граните при выборе материала? Обсуждение в команде. Команды по очереди высказывают предположения: - прочный камень - близко от города есть месторождения -красивый камень Проблема: Могли ли Александровскую колонну выполнить из других материалов? Можете ли вы ответить на это вопрос сейчас? Каких знаний вам не хватает? Недостаточно знаний о свойствах гранита и других горных пород… |