kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Путешествия по пустыням Африки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика природного комплекса,  влияние человека на природу.                                                                                         

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Путешествия по пустыням Африки»

Интегрированный урок по теме

« Путешествие по пустыням Африки». 7 класс (география и биология)

Цель урока: Дать характеристику природного комплекса, показать влияние человека на природу. Оборудование: Физическая, климатическая, карта природных зон, народы и плотность населения мира, стенные картины с изображением пустыни, оазисы, таблицы «Растительный и животный мир пустынь и полупустынь», климатограммы пустыни Сахары, видеофильмы о животных и растениях пустыни, музыкальное сопровождение, дополнительная литература, карточки опорных слов, коллаж по теме. Учитель географии: Безмолвные пустыни живут своей жизнью, своими тайнами и загадками. Мы предлагаем совершить путешествие сегодня на уроке в загадочный мир пустынь. Где в Африке расположены зоны пустынь и полупустынь? Как называется крупнейшие пустыни в Северной и Южной Африке? Африка – континент контрастных ландшафтов. Около ½ ее территории занимают пустыни и полупустыни. С высоты космического полета эта часть континента выглядит красновато – бурым, иссушенным солнцем пятном. Все они не так велики, не так суровы, как Сахара, занимающая 90 % территории Северной Африки. На ней мы и остановимся. «Сахара» или «сахра» - арабское слово, означает однообразную коричневую пустынную равнину. В нем слышится хрип человека, задыхающегося от жажды и палящего зноя. Учитель географии: С чего начинается любое путешествие? (с карты). Какие карты надо использовать? Сначала определим, где она находится? Определите положение природной зоны на градусной сетке: положение относительно экватора и нулевого меридиана. Определите протяженность Сахары с севера на юг по 20 градусов в.д. (111 км. х 17 градусов = 2000 км). Определите протяженность Сахары с запада на восток по 23,5 градусов с.ш. (111 км. Х 54 градуса = 6000 км.). Относительно других объектов (близко расположена Евразия). Относительно океанов. В рельефе преобладают? (равнины, низменности, в центральной части горные массивы, глубокие бессточные впадины). Учитель биологии: Что нас ожидает? Музыка. Начальная фраза песни «Учку дук» ансамбля «Ялла». Учитель географии: Представьте, что мы уже находимся в пустыне! В каком климатическом поясе находится пустыня? Какие преобладают воздушные массы? (тропический пояс, тропические сухие, горячие). Определите по климатограмме температуру января + 16 градусов С, температура +32 градусов С, +58 градусов С. Обратите внимание на годовой ход температур в течение года (большие колебания температур). Определите годовое количество осадков (тропический, сухой пустынный). Почему на востоке Калахари выпадает больше осадков? (теплое течение, юго - восточные пассаты, малая протяженность). Человеку, попавшему в Сахару, днем приходится изнывать от сильной жары, а ночью дрожать от холода? (Большая протяженность, северо – восточные пассаты, высокое атмосферное давление, нисходящие потоки воздуха, мало осадков, тепло расходуется на нагрев песка, который отдает его воздуху, поэтому высокие температуры; в связи с отсутствием облаков ночью поверхность земли и воздуха быстро охлаждаются, поэтому колебания суточных температур очень большие -20 -30С). Учитель биологии: Посмотри вокруг…. Фильм (отрывок - «Животные в пустыне»). С приходом ночи жизнь в пустыне становится активнее, начинают выползать из своих нор змеи. Фильм ( отрывок - «Ночная жизнь. Змеи»). Какие еще змеи обитают в пустыне? (удав, гадюка, кобра, зфа). Фильм (отрывок «Песчанки»). Ночь кончается, при свете дня видно, что поверхность барханов изрыта норами. Что за животные здесь живут? (большие песчанки, скорпионы, жуки, можно встретить варана, длиной больше метра). Сообщение «Варан» (ученик).

Кроме грызунов и змей в Сахаре можно встретить и хищников. Это шакал, гепард, гиена, лисица – фенек. Фенек очень интересное животное. Роет норы. Имеет уши, которые составляют 1/3 тела, зачем? (слух, охлаждение). Рассказ по рисунку.

Как приспособились животные к жизни в пустыне? (Прячутся ночью, ищут тень, долгое время обходятся без воды, собирают утренние туманы - насекомые, слух и т.д.). Музыка. Инструментальная пьеса «Караван». Учитель географии: Вдали показался караван. Какое животное называют кораблем пустыни? (верблюд). Сообщение «Верблюд - караван пустыни» (ученик).

Учитель биологии: Благодаря уникальным способностям этих животных издавна используют их люди. Учитель географии: Кто же эти люди? Кочевники – туареги, вечно кочующие по самым отдаленным и необитаемым районам. Их называют «синими призраками». Почему их так называют? Сообщение – презентация «Кочевники – туареги – синие призраки» (ученик).

Какой должна быть одежда у жителя пустыни? Сообщение – презентация «Национальная одежда» (ученик). Нам повезло, что мы встретили караван. Как вы думаете, почему туареги говорят «В пустыне приятно встретить даже разбойника?» Посмотрите на карту плотности населения Африки. Посмотрите на карту плотности населения Африки. Работа с картой. Очень большие пространства имеют низкую плотность, значительные территории вообще не заселены, высокая плотность вдоль реки Нила, оазисы, побережье Средиземного моря. Население распределяется крайне неравномерно. Население Сахары малочисленно. Его составляют арабы и берберы. Кочевники ведут кочевой образ жизни. Какие жилища у кочевников? Их особенности? Сообщение – презентация «Шатер туарегов» (ученик). Музыка. Вступление песни (завывание ветра) «Учку – дук». «Ялла». Учитель биологии: Слышите, как запели пески пустыни. Не к добру она! Песок поет, ветер зовет, а с ветром в пустыню прилетает смерть. Учитель географии: Что это за ветер? (песчаные бури – самум, смерчи сирокко, местные жители говорят – «яд воздуха», «дыхание смерти», «огненный ветер»). Арабская пословица гласит; «В Сахаре ветер встает и ложится вместе с солнцем». Чем же опасен ветер? Сообщение «Ветер – самум» (ученик). Часто возникают смерчи, когда сильно нагретый воздух от раскаленной солнцем земли стремительно поднимается вверх, захватывая мелкую пыль, унося ее высоко в небо. Это песчаные ведьмы, танцующие словно призраки не приносят вреда человеку, т.к. мало заселена. Учитель биологии: Но ветер может нести и жизнь. Жизнь – новым растениям, именно так расселяются семена многих растений пустынь. Какие приспособления должны иметь семена? (парашютики, крылышки, воздушные мешки). Некоторые растения имеют кустики шарообразной формы. Это перекати – поле, их легко подхватывает ветер и катит по пустыне ( а семена высыпаются). Учитель географии: Приближается полдень, зной становится нестерпимым, устали люди и животные и вдруг музыка (музыкальная доставка) на горизонте показалось колышущееся озеро, пальмы, горы, но через некоторое время прекрасный сказочный вид исчезает, и опять на горизонте только пустыни. Что же это было? (мираж). Почему он бывает только в пустыне? С очень сильным нагревом почвы и преломлением лучей света в слоях воздуха разной температуры связано возникновение миражей. В Сахаре ежегодно наблюдается около 160 миражей. «Не верь глазам своим, - говорят арабы, чтобы не стать жертвами миража». А как быть тогда? Сообщение «Мираж» (ученик).

Учитель биологии: Чаще всего люди в пустыне видят оазисы. Музыка. Музыкальный отрывок «Оазис». Где, в каких местах расположены оазисы? Остановимся и отдохнем около самого крупного в мире артезианского колодца, который находится в Алжире. Его глубина 63 метра, в сутки может дать 400 ведер воды. Какие растения распространены в оазисе? ( таблица ). Про какое дерево говорят: «Королева пустыни, она всегда держит голову в огне, а голову в воде» (финиковая пальма). Сообщение – презентация «финиковая пальма» (ученик).

Учитель географии: Что выращивают в оазисах? (финиковую пальму, цитрусовые и плодовые деревья, персики, абрикосы, гранаты, хлопчатник, рис, пшеницу, ячмень, кукурузу). А как ценится вода? Сообщение – презентация «Вода – величайшая ценность в пустыне» (ученик). Самый большой оазис – это долина реки Нил. Египтяне обожествляют и посвящают гимны.

Стихотворение «Нил» (ученик). Пора продолжать путь и снова бесконечные пески. Почему Сахару сравнивают с морем? ( ее песчаные дюны и барханы перемещаются ветром, похожие на волны, занимают 20% территории). Учитель биологии: Этот песок ветры давно бы развеяли. Если бы не растения. Например, пустынный злак селим. Засыпанный полностью песком: он дает новую поросль и новые корни, а старые при этом отмирают. Раскопав такой кустик можно увидеть несколько этажей и посчитать сколько раз растение засыпалось. Или селитрянка, которая своими листочками задерживает гонимый ветрами песок, и собирает холмиком около стебля, точно его окучивали как картошку. А корни этих растений могут достигать нескольких десятков метров. Известен случай, когда при рытье Суэцкого канала выкопали растение с корнем 36 метров длиной. А какие растения вы знаете? Гербарий ( кактусы, верблюжья колючка, песчаная акация, тамариск). Как эти растения приспособились к жизни в пустыне? ( колючки, шелковые листья, сочные стволы, длинные корни). Учитель географии: Вдали показались горные вершины. Над дорогою возвышаются каменные глыбы, напоминающие фигуры людей, зверей или фантастические замки. В полдень , и самую жару, иногда можно слышать громкий и отчетливый треск, это лопаются камни, издавая сильные звуки. Местные жители говорят, что солнце на их родине заставляет кричать даже камни. Отчего это происходит? ( большие суточные колебания температур) и как называется это природное явление? ( выветривание). Какие здесь почвы? (каменистые, 70 % покрыта обломками камня, возникли в результате выветривания горных пород). Учитель биологии: Жизнь в каменистых пустынях намного беднее. На твердой иссохшей поверхности растут редкие пустыни полыней и солянок, да встречаются лишайники. Иногда в ложбинках можно встретить песчаную акацию. Только на несколько недель весной пустыня расцветает. За это время растения успевают дать семена и погибнуть (это эфемеры). Видели ли вы, чтобы цвели камни? В каменистых пустынях встречаются и такие. На вид настоящий камень: гладкий, как галька пустыни, серый известняк или зеленоватый гранит. После дождей словно по команде на них появляются крупные яркие цветки. Они быстро увядают, но остаются семена, которые могут сохраняться на растении до 14 лет. Сами же «камни» сочные и часто служат источником пищи и воды для пустынных животных. В каменистых пустынях дождей не бывает по несколько лет. Откуда же растения берут воду? (из туманов выцеживают), ( работа с таблицей ). А что вы узнали об этом необычном растении? Вельвичия. Сообщение – презентация «Вельвичия» (ученик).

Иногда пробегают стада антилоп, изредка хищники. Самое удивительное из антилоп - орикс. Намиб. Сообщение «Антилопа - орикс» ( ученик). Учитель географии: На востоке этой горной страны обнаружены пещеры с изумительной наскальной живописью – фрески Тассили с изображением богатой растительности и животного мира. Эта картинная галерея позволила проследить, как изменились условия жизни человека. Мы прошли большую часть знойной территории, на границе пустыни, около Каира, показались пирамиды. Музыка. Музыкальная доставка. Сообщение – презентация «Пирамиды» ( ученик).

А каковы же занятия жителей пустыни? (скотоводство, земледелие – оазис, добыча полезных ископаемых, издревле ведется добыча соли, традиционные виды прикладного искусства: чеканка, резьба по металлу, плетение, ковроделие, тиснение по коже, ювелирные изделия). Учитель биологии: Как сказывается деятельность человека на состояние пустынь? Учитель географии: Деятельность человека в пустыне не проходит бесследно. Посмотрите на карту «Природные зоны» стр.112. Как изменилась площадь пустынь? Увеличилась площадь на 650 тысяч километров за счет саванн. Причины? (вырубка деревьев, чрезмерные выпасы скота, выжженная и вытоптанная растительность не успевает восстанавливаться). Как предотвратить наступление пустынь? (Ограничить вырубку деревьев, посадка деревьев, правильное ведение сельского хозяйства). Сообщение – презентация «Положительное воздействие человека на пустыни» (ученик). Музыка. Финал песни «Сахара» Мирей Матье. Учитель географии: Этот уникальный, ранимый мир пустынь, бедные почвы, суровый климат, животный и растительный мир, постоянно вынужденный бороться за свое сосуществование и человек….., от которого зависит благополучие этого мира. Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие. Обратите внимание и запомните слова с которыми мы сегодня с вами познакомились. О том, что вам запомнилось или понравилось больше всего, напишите в сочинении – миниатюре к следующему уроку. Вам спасибо за участие. Все сегодня получают только положительные оценки.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Путешествия по пустыням Африки

Автор: Веселова Тамара Петровна

Дата: 19.09.2024

Номер свидетельства: 656420

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Путешествие в Африку "
    ["seo_title"] => string(24) "putieshiestviie-v-afriku"
    ["file_id"] => string(6) "184754"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426090199"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "«Путешествие в Африку»"
    ["seo_title"] => string(21) "puteshestvie_v_afriku"
    ["file_id"] => string(6) "477569"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1536738053"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Конспект урока "Путешествие с комнатными растениями" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-putieshiestviie-s-komnatnymi-rastieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "170926"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423595335"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Урок географии в 7 классе "Природные зоны Африки" с мультмедийной презентацией "
    ["seo_title"] => string(86) "urok-ghieoghrafii-v-7-klassie-prirodnyie-zony-afriki-s-mul-tmiediinoi-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "121839"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414079850"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Презентация к уроку для 7 класса по теме "Природные зоны Африки" "
    ["seo_title"] => string(70) "priezientatsiia-k-uroku-dlia-7-klassa-po-tiemie-prirodnyie-zony-afriki"
    ["file_id"] => string(6) "121845"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414080533"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства