Программное содержание:
дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки;
показать разнообразие и красоту Земли, возможность сопоставлять информацию о других
континентах со знаниями о своей стране;
формировать представления о взаимосвязях, взаимодействии и взаимозависимости живых
организмов со средой обитания;
познакомить с животным и растениям миром Африки.
Словарная работа:
пустыня Сахара
кактус
верблюд, антилопы, куланы
реки Нил, Лимпопо;
гора Килиманджаро
джунгли
остров Мадагаскар
Предварительная работа:
рассматривание картин, иллюстраций;
чтение сказки К.И. Чуковского "Доктор Айболит",
просмотр мультфильмов "Книга Джунглей 1", "Книга Джунглей 2", "Мадагаскар"
Оборудование:
магнитофон;
аудиозапись "Песня Красной шапочки;
песня "Чунга-Чанга
книга К.И. Чуковского "Доктор Айболит"
картинки с изображением растений и животных Африки большого и маленького размера;
магнитная доска, магниты;
глобус,
силуэт карты Африки на листе ватмана,
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята! Сегодня мы продолжаем путешествие по планете Земля. - На прошлом занятии мы побывали на краешке Земли, кто помнит где?
Дети: Крайний Север.
Воспитатель: А кто мне скажет, в какой стране мы живём?
Дети: Россия
Воспитатель: - Как называется наша малая родина. Посмотрите ещё раз на карту, видите, какая огромная планета Земля и так хочется побывать в самых далёких её уголках. Сегодня я предлагаю совершить ещё одно увлекательное путешествие, а подсказал мне его известный сказочный герой.
воспитатель показывает красочную книгу К.И. Чуковского "Доктор Айболит"
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит).
Воспитатель:- Ребята, а какой автор придумал чудесного Доктора Айболита?
Дети: К.И. Чуковский
Воспитатель: Сколько раз мы читали эту замечательную книгу и даже знаем строчки наизусть:
"Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппопо
По широкой Лимпопо"
Воспитатель: Кто из вас, ребята, знает что это : Занзибар, Сахара, Лимпопо и где всё это находится?
Дети: Всё это находится в Африке.
Воспитатель: И я вас приглашаю совершить путешествие в Африку. Готовы? Тогда в путь!
звучит запись «Песня Красной шапочки»
Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти.
Воспитатель: Ребята, но без карты в пути не обойтись, давайте посмотрим где находится Африка.
дети рассматривают карту и делают вывод о местоположении Африки; воспитатель вывешивает на доску силуэт Африки из белой бумаги.
Воспитатель: Африка - самый жаркий континент, если ты оказался в Африке, то тёплая одежда тебе не нужна.
рядом с силуэтом карты прикрепляются две иллюстрации с изображением жителей Африк.и
Воспитатель: Здесь очень много солнца и горячего песка. Какой цвет подойдёт для того, чтобы показать цвет песка?
Дети: жёлтый;
Воспитатель: Это, ребята, пустыня. Самая большая из пустынь пустыня - Сахара. Часто Сахару называют "великой". Кто расскажет о пустыне Сахара.
Дети: Сухое жаркое лето продолжается 5-6 месяцев. Температура воздуха в это время в тени поднимается до +50 градусов, а песок раскаляется до 60-80 градусов. Дожди выпадают весной и осенью. Весна и осень в пустыне короткие, а зимы - холодные.
Воспитатель: Название "пустыня" совсем не означает полное отсутствие жизни. Некоторые животные и растения хорошо приспособились к существованию в условиях сухости климата и высоких температур. Например, кактус.
дети рассматривают картинки с изображениями кактусов, можно показать настоящие кактусы.
Воспитатель: Что вы знаете об этом удивительном растении?
Дети: Это многолетнее растение с утолщёнными сочными мясистыми стеблями, покрытыми колючками, волосками или щетинками. Плоды у большинства кактусов мясистые, ягодообразные, у многих даже съедобные.
картинка с изображением кактуса прикрепляется к карте, где показана жёлтым цветом пустыня.
Воспитатель: Вот видите, ребята, как интересно. А как вы думаете, какие животные живут в Африке?
Дети: верблюды, антилопы, куланы, тушканчики, суслики, песчанки, ящерицы и многочисленные насекомые.
Воспитатель: Больше всего животных в пустынях можно увидеть весной, в это время года начинают вести активный образ жизни змеи, пауки, насекомые. Наибольшую распространенность получили грызуны. Грызуны - суслики, тушканчики, песчанки и другие роют норы, что позволяет им укрыться от дневной жары. Некоторые животные, такие как антилопы, - обладают способностью быстро перемещаться на большие расстояния в поисках воды.
рассказ детей сопровождается показом иллюстраций с изображением всех животных.
Воспитатель: А вот про одно удивительное животное более подробно нам сейчас расскажете вы:
Дети: "Одногорбый верблюд, для жителей пустынь - домашнее животное, оно прекрасно переносит жару и длинные переходы по непроходимой пустыне, отличается высокой выносливостью и неприхотливостью./дети рассматривают иллюстрации с изображением одногорбых и двугорбых верблюдов/ Из шерсти верблюдов после ежегодной линьки делают прочные ковры и одежду, а молоко верблюда питательнее коровьего и козьего. Когда в пустыне поднимается ветер, ноздри верблюда закрываются, и это не мешает кораблю пустыни бороздить барханы. На его ногах есть круглые подушечки, позволяющие ему не увязнуть, там где буксуют самые современные вездеходы. Обойтись без верблюда в пустыне невозможно.
Воспитатель: - Спасибо, очень интересно! А мы отправляемся дальше.
звучит запись "Песня Красной шапочки.
Физкульт минутка
дети выполняют имитирующие движения под музыку
А в Африке реки вот такой ширины,
А в Африке горы вот такой вышины,
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зеленый попугай!
И как только, только, только,
И как только на тропинке,
И как только на дорожке
Встречу я кого-нибудь,
То тому, кого я встречу,-
Даже зверю,- верю, верю,-
Не забуду,- буду, буду,
Буду "здрасьте" говорить.
Ах, здравствуйте реки вот такой ширины,
А здравствуйте горы вот такой вышины,
Ах, крокодилы, бегемоты,
Ах, обезьяны, кашалоты,
Ах, и зеленый попугай!
Воспитатель: Вот перед нами оказались и реки, и горы.
Воспитатель при помощи синего фломастера наносит реки на силуэт карты.
Воспитатель: одна из величайших по протяжённости рек в мире, река - Нил. Есть реки и поменьше, например, Лимпопо. В африканских реках водятся крокодилы.
картинка с изображением крокодила фиксируется на карте, в том месте, где изображена река.
Воспитатель: Встречи с ними очень опасны. Теперь пришло время отметить горы на нашей карте, какой цвет для этого подойдёт?
Дети: Коричневый;
Воспитатель окрашивает часть поверхности карты коричневым цветом.
Воспитатель: Гора Килиманджаро - высочайшая вершина Африки, которая также является одним из самых высоких вулканов мира, что привлекает внимание альпинистов и скалолазов со всех точек планеты. Ну, вот вы теперь знаете пустыню Сахару, реки Нил и Лимпопо, гору Килиманджаро, а теперь мы приближаемся к африканскому лесу.
Воспитатель: - Перед нами непроходимый лес, а называется он - джунгли! Каким цветом можно закрасить область леса?
Дети: Зелёным.
Воспитатель: Что такое джунгли знают даже дети, поскольку все мы знаем книжку Киплинга о маленьком Маугли. Именно он был детенышем, воспитываюшемся в джунглях, которые помогли ему стать человеком. "Хотите невероятных приключений? Тогда отправляемся в джунгли! Что такое джунгли?
Дети: Это тропические леса, где под зеленым пологом круглый год тепло и влажно, где обитают необыкновенные животные и самые диковинные растения, где на каждом шагу подстерегают опасности и неожиданные встречи"
Воспитатель: Ребята, давайте скорее отправимся дальше:
звучит песня "Чунга-Чанга"
Чунга-Чанга синий небосвод
Чунга-Чанга лето круглый год
Чунга-Чанга весело живём
Чунга-Чанга песенку поём
Чудо-остров, чудо-остров
Жить на нём легко и просто
Жить на нём легко и просто
Чунга-Чанга
Наше счастье постоянно
Жуй кокосы ешь бананы
Жуй кокосы ешь бананы
Чунга-Чанга
Чунга-Чанга места лучше нет
Чунга-Чанга мы не знаем бед
Чунга-Чанга кто здесь прожил час
Чунга-Чанга не покинет нас.
Воспитатель: Интересный остров повстречался нам! Тут и поесть можно! Ребята, что можно отведать?
Дети: кокосы, бананы.
Воспитатель: Конечно, острова с таким названием Чунга-Чанга на самом деле нет, его придумали, но не спешите расстраиваться, потому что я знаю точно, что есть остров Мадагаскар. Вот его мы сейчас и отметим на нашей карте. Мадагаскар - крупный остров, расположен около Африки. Кто расскажет об этом острове?
Дети: Остров является заповедником для растений и животных, большинство из которых уникальны и обитают только на Мадагаскаре. Самыми известными из таких животных являются лемуры.
показать иллюстрации с изображением лемура и баобаба, а маленькие картинки прикрепить на карту
Воспитатель: Посмотрите ребята на нашу карту. На ней нет ни одного свободного места и это значит, что мы побывали во всех уголках замечательной Африки, узнали какие растения растут и какие животные обитают в Африке.
Воспитатель: А что запомнилось больше всего? О чём расскажете дома маме и папе?