Просмотр содержимого документа
««Путешествие в Африку»»
Конспект НОД
«Путешествие в Африку»
(6-7 лет, подготовительная группа)
Онищук Н.В.
Воспитатель I категории
Дошкольные группы
Хатангская средняя школа №1
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы.
Образовательные области: познание, коммуникация.
Тема: Путешествие в Африку
Цель: Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки.
Задачи:
Дать детям представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания: пустыня, саванна, тропики.
Уточнить представления детей о животных жаркой страны: внешний вид, характерные особенности.
Создать веселое настроение, положительный фон в группе; принести детям радость, новые впечатления, удовольствие.
Организационный момент.
- Ребята, посмотрите, сегодня утром почтальон принес мне загадочное письмо. Оно адресовано вашей группе. Давайте его прочтём:
Письмо
Молодой моряк в матроске Вышел к берегу реки. Снял матроску по-матросски, Снял морские башмаки,
По-матросски раздевался, По-матросски он чихнул, По-матросски разбежался И … солдатиком нырнул.
Здравствуйте ребята, вы наверное угадали, кто вам пишет. Это я - капитан дальнего плавания и я очень люблю путешествовать, и сегодня я решил отправиться в Африку. Хотите я и вас с собой возьму?
- Скажите, какое время года сейчас? (Весна)
Ребята, а попробуйте сами найти Африку на карте.
(Показ детей)
А, что это (глобус), а давайте посмотрим, есть ли Африка на глобусе? (есть)
Посмотрите, а что это вокруг нее синего цвета? (Вода)
-А как нам до нее добраться? На чем нам туда можно добраться? (на корабле)
- Правильно вот наш корабль (иллюстрация). Я предлагаю вам превратиться в моряков. Ну, что, готовы? Все на корабль.
-Послушайте какой есть хороший стих про Африку
“Африка! Африка! Волшебная страна. Отправимся мы в Африку, Давно нас ждет она.
Увидим в жаркой Африке, Как звери там живут… Скорее едем в Африку, джунгли нас ждут!”.
- Вот мы и приготовились к нашему путешествию.
-Послушайте наш маршрут:
“Доплывем до Занзибара, Поплутаем по Сахаре, Поглядим Килиманджаро, Погуляем с Гиппопо.
И назад по Лимпопо»
-И так в путь.
Плывем под песню «Красной шапочки" на сл. А.Рыбникова/
Если долго, долго, долго, Если долго по дорожке, Если долго по тропинке Топать, ехать и бежать, То, пожалуй, то, конечно, То, наверно, верно, верно, То, возможно, можно, можно, Можно в Африку прийти.
Вот мы и добрались до Африки.
Изображая на карте Африку, использовали много желтого цвета.
Как вы думаете, что обозначает желтый цвет?
Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка.
Африка делиться пустыня, тропики, саванна,
Что такое пустыня, как вы думаете? (пустыня от слова пусто, пустынно)
Совершим небольшую прогулку по пустыне.
- Посмотрите, что вам напоминает пустыня? Похожа она на море?
- вот эти небольшие возвышенности похожие на холмы называются барханы. Здесь дуют горячие ветра, и песок как - бы перетекает с одного места на другое.
-Давайте мы с вами сейчас попробуем сделать пустынное море и посмотрим, как движется песок, когда дует ветер.
- А еще ребята в пустыне годами не бывает дождей.
Как вы думаете, могут ли в этом месте жить растения? (ответы)
Воспитатель: Оказывается, могут. Растут в пустыне низкие растения с маленькими листочками.
Как же они обходятся без воды? (ответы)
У них очень длинные корни. Если забраться на 15-этажный дом, то корни их достанут до земли.
Зачем растениям такие длинные корни? (доставать воду, которая глубоко под землей).
Кажется, в пустыне не может быть животных.
Но есть одно очень выносливое животное, которое живет в пустыне, послушайте мою загадку и отгадайте оком она?
«Зверь я горбатый, Нравлюсь ребятам».
Кто это? (верблюд, показ иллюстраций)
Верблюда называют кораблем пустыни.
Почему, как вы думаете? (движения плавные, как у корабля)
Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные.
Почему им не жарко в пустыне?
(Длинная густая шерсть защищает тело верблюда от палящих солнечных лучей).
Когда ветер поднимает песок, становится трудно дышать, ноздри могут закрываться с помощью специальных мускулов. И уши устроены так, что песок не набивается в них. Они маленькие и заросшие волосками.
Здесь почти не бывает дождей. Днем очень жарко, иногда дуют яростные ветра, иссушая все вокруг. Но после захода солнца температура резко падает и становится очень холодно.
Давайте отправимся дальше.
Садитесь на верблюдов, поедем дальше. (имитация поездки, аудиозапись)
Жарко в пустыне! Так жарко, что можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. И вдруг перед нами появляется небольшое озеро, по берегам которого растут финиковые пальмы (показ иллюстрации).
- Давайте слезем с наших верблюдов.
Это – оазис с плодородной почвой, где вокруг источников или вдоль рек растут сады
Ребята, давайте отдохнем на берегу озера!
Давайте искупаемся, (под релаксационную музыку – купание)
- ну, что отдохнули?
Садимся на верблюдов и едем дальше.
Ребята, пустыня осталась позади.
Впереди - Африканская саванна
Чем покрыта земля в саванне? (травой).
Она здесь всегда густая: желтая сухая, когда нет дождя и зеленая сочная после дождей. Кое-где растут гигантские деревья. Называются они Баобабы.
Сделаем прогулку по саванне, понаблюдаем за ее обитателями.
- Давайте слезем с наших верблюдов и отпустим их пастись.
Ну вот мы с вами и в саванне, послышался грозный рык. (Аудиозапись)
Что за зверь рычит? (лев, показ иллюстрации).
Это царь зверей – лев.
Ребята лев может быть незаметным, так - как он прячется среди желтой сухой травы.
Почему льву важно быть незаметным? (он хищник, выслеживает добычу)
В саванне очень трудно спрятаться, там нет густых зарослей.
Как же животные спасаются от хищников? Например зебры. ( быстро бегают)
Загадка: “Что за коняшки, на всех тельняшки” (зебра).
Вот львица охотится на зебру. Зебра убегает с большой скоростью. Однако, львица тоже хорошая бегунья и может догнать зебру.
Что делать зебре? (защищаться)
Средство защиты зебр – удар копытами. В полете, зебра бьет врага задними ногами. Такой удар может сильно навредить хищнику.
Зебра очень игрива, грациозное животное, каждая покрыта полосками и они не повторяются.
-Давайте и мы с вами превратимся в зебр и нарисуем на себе много полосок?
- Посмотрите, кто это идет к нам?
Воспитатель:
“Тут входит голову задрав Не потому, что важный граф Не потому, что гордый нрав А потому, что он …(жираф) (показ иллюстрации или фигуры животного).
В саванне живет самое высокое животное на земле.
Почему же жираф выглядит гордо и важно? (у него длинная шея, ноги).
Высота жирафа 6 метров, он ростом с 2-этажный дом.
Зачем ему такая шея? (легко достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья).
В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:
«И петь не поет И летать не летает… За что же народ Его птицей считает?»
Кто же это? (страус)
Почему же его считают птицей? (у страуса есть крылья, но служат ему украшеньем).А еще у страусов есть одна интересная особенность, он когда боится, прячет голову в песок.
«Есть очень много рогачей, В зоопарке и в лесу. У всех рога на голове, А у него лишь на носу» (носорог); показ иллюстраций
Огромен носорог от двух до четырех метров в длину, весит до 4 тонн. Его тело покрыто толстой кожей грязно-серого цвета.
А что у него на лбу? (рог)
А вот Африканские гиганты.
Узнали вы их? (слоны); показ иллюстраций
Как вы думаете, осмелится лев напасть на слона? (нет, слон – могучее, очень сильное животное, льву с ним не справится).
Самое удивительное у слона – хобот.
Что делает им слон? (с помощью хобота слон срывает листья с деревьев, рвет траву, пьет).
А в каком уголке Африки мы еще не были. Правильно, в тропиках. В тропиках живет много обезьян, почему? ( да правильно обезьяны живут в тропиках потому, что там растет много деревьев, пальм) Обезьяны прыгают, лазают, по деревьям перепрыгивают с пальмы на пальму, цепляясь за лианы. У них очень интересная и веселая жизнь. Показ иллюстраций
А наше путешествие продолжается.
- Давайте вспомним, что было нарисовано на карте коричневым цветом? (показываю горы)
Это – Килиманджаро. (показ на карте). В переводе с суахили ( это язык народов Африки), сверкающая гора, а как вы думаете почему? В солнечных лучах она сверкает.
Здесь берут свое начало многие реки Африки: Нил, Конго, Замбези, Лимпопо.
«А по реке плывет бревно Ох, и злючее оно Тем, кто в речку угодил Нос откусит…» (крокодил) (показ иллюстраций)
-В Африканских реках водится много крокодилов. Они подстригают свою добычу в воде. Когда зебры, антилопы подходят к водопою они на них набрасываются. Крокодилы очень сильные животные.
По берегам рек растут лимоновые и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы, бананы.
Ну, что засиделись? Давайте немного отдохнем?
Я по Африке иду (ходьба на месте), Замечаю на ходу, Как над морем буйных трав Шею вытянул жираф
(руки вверх, потягивание). У меня над головой
(наклоны в стороны с поднятыми руками) Пальма зашуршит листвой, Но придется приседать (приседания), Чтобы фиников набрать. Вот вельвичия, турист
(руки поочередно вытягивают вперед): Левый лист, правый лист (руки в стороны). А огромный серый слон (круг руками) Посылает нам поклон (наклоны вперед). Мы прогулку завершим (ходьба на месте) И за парты поспешим (садятся на свои места).
Ой, ребята, пока мы здесь с вами беседовали, все звери спрятались и оставили только свои фотографии на память.
-Что - же видимо пара нам возвращаться домой, в детский сад?
- Садимся в наш корабль, занимаем свои места и в путь.
- Вот мы и прибыли в детский сад.
ИТОГ:
Ребята, я сейчас вам раздам сигнальные карточки: красного и зеленого цвета. Я сейчас буду говорить предложения. Если вы считаете, что предложение правильное поднимаем зеленую сигнальную карточку, а если неправильное, то красную. И так начали:
Мы сегодня путешествовали в Австралии.
Африка делится на 3 зоны: пустыня, тропики, саванна.