kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок географии в 7 классе "Природные зоны Африки" с мультмедийной презентацией

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Тема: Природные зоны Африки
Тип урока: Урок изучения нового материала с применением мультимедийной презентации.
Цели: формирование представлений о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.
Задачи:
• раскрыть существенные признаки природных зон, причины их разнообразия;
• объяснить их особенности размещения;
• углубить знания об основном законе широтной зональности;
• развивать умение работать с картами атласа, источниками дополнительной информации;
• воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.
Оборудование: карта природных зон Африки, климатическая карта Африки, карты атласа у учащихся, таблицы с изображением животных по природным зонам Африки, мультимедийная презентация, медиапроектор, экран, опорные схемы у каждого ученика.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Учитель (У): Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по Африке: узнаем, какие природные зоны находятся на этом материке, дадим им характеристику, познакомимся с новыми понятиями, заслушаем сообщения.
У: Дайте определение понятий: природная зона, широтная зональность, высотная поясность.
У: Назовите, пожалуйста, природные зоны, которые находятся на материке Африка от экватора к северу и от экватора к югу. (Учащиеся перечисляют природные зоны по карте “Природные зоны Африки”)
У: Что можно сказать о размещении природных зон от экватора к югу и к северу? (природные зоны повторяются).
- Почему природные зоны повторяются? (Так как повторяются климатические пояса).
У: Сделаем вывод: смена природных зон от экватора к северу и югу происходит из-за смены климатических поясов и подчиняется закону широтной зональности.
У: Итак, дадим характеристику трех природных зон: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни. (Слайд №2)
В процессе работы будем заполнять таблицу.
Название природной зоны Географическое положение Климат Почвы Растения Животные
Влажные экваториальные леса         
Саванны и редколесья         
Пустыни          
Влажные экваториальные леса. (Слайд №3)
Познакомимся с понятием влажные экваториальные леса (читают на слайде)
Где находится эта природная зона. (На экваторе).
У: На слайде предлагается план, по которому будем описывать природную зону. (Слайд№3)
У: Опишем климат по карте атласа, в котором находится эта природная зона.
В таблицу вносим данные: климатический пояс, воздушные массы, их признаки, средняя температура июля и января, количество осадков и режим их выпадения
Проверим правильность заполнения (На слайде № 4)
У: Определите по карте “Почвы мира”, какой тип почв преобладает во влажных экваториальных лесах. (Красно–желтые ферраллитные). (Слайд тот же)
У: Содержат много железа, органические вещества разлагаются до конца и не накапливаются. Обилие влаги приводит к непрерывному промыванию на большую глубину почв, происходит заболачивание.
У: Какие растения растут в этом лесу? (Слайд №5)
У: Что представляет из себя лес? Какие чувства вызывает он у человека, побывавшего там? Какие приспособления у растений существуют? Продолжаете заполнять таблицу.
У: Какие животные могут жить в этом лесу? (Слайд №6)
У: Какие у них приспособления? Почему во влажных экваториальных лесах мало крупных животных? Продолжаете заполнять таблицу.
У: Итак, что же такое влажный экваториальный лес?
Вернемся к определению влажного экваториального леса. Выделите главное слово (словосочетание) и признаки.
Саванны и редколесья. (Слайд №7)
У: Познакомимся с определением саванна.
У: Где находится природная зона саванны и редколесья? (К северу и югу от природной зоны влажные экваториальные леса)
У: Самостоятельно по картам атласа опишите климат, в котором находится природная зона саванны (план описания климата тот же). (Проверка по слайду №8)
У: Определите по карте “Почвы мира”, какой тип почв преобладает в саваннах. (Красно-бурые). Слайд тот же. «Почвы» открываются по щелчку.
У: Плодородные, органические вещества накапливаются в сухой сезон.
У: По учебнику прочитайте и выпишите, какие растения растут в саванне. (Слайд №9)
У: В саванне большое количество травоядных животных, а также хищников. (Слайд №10) Почему?
У: Назовите их приспособления.
У: Что такое саванна? Вернемся к определению саванны. Выделите главное слово (словосочетание) и признаки.
Пустыни. (Слайд №11)
У: Познакомимся с определением пустыня.
У: Назовите пустыни Африки. Где они находятся? (Сахара – на северном тропике, Намиб на южном тропике, западное побережье).
У: Самостоятельно по картам атласа опишите климат, в котором находится пустыня Сахара (план описания климата тот же). (Слайд №12)
У: Опишем климат по картам атласа, в котором находится пустыня Намиб. Сравните климат пустыни Сахара и пустыни Намиб. В чем различие? (В пустыне Намиб средняя температура жаркого месяца +240, а в Сахаре +320).
У: Объяснить это можно тем, что юг материка – узкая часть, и океаны не позволяют суше сильно прогреться. Север – самая широкая часть материка. Тепло используется на нагревание песка (поверхности), который отдает его воздуху. Этим объясняется высокая средняя температура июля в Сахаре.
У: Определите по карте “Почвы мира”, какой тип почв преобладает в пустынях. (Пустынные тропические почвы).
У: Мало перегноя, много минеральных солей.
У: Из-за отсутствия дождей соли из почв не вымываются. При искусственном орошении на таких почвах можно получать хорошие урожаи. (Слайд тот же)
У: Назовите приспособления растений для жизни в пустыне? Впишите их в таблицу. (Слайд №13)
У: В пустынях есть оазисы, там растут финиковые пальмы и другая растительность
Оазис – участок в пустыне, где на поверхность выходят подземные воды.
У: Какие животные могут встретиться в пустыне? (Слайд №14)
У: Какие приспособления у животных для жизни в пустыне? (Слайд №15 «приспособления» открываются по щелчку).
У: Что такое пустыня? Вернемся к определению пустыни. Выделите главное слово (словосочетание) и признаки.
У: Мы совершили путешествие по материку Африка и описали природные зоны, опираясь на изученный материал, выполним практическую работу.
Практическая работа №11 “Определение причин разнообразия природных зон материка”.
Цель: 1. Определить причины разнообразия природных зон материка. 2. Анализировать и сопоставлять карты, делать на основе анализа и сопоставления карт обобщения и выводы.
Заполните таблицу. (Слайд №16 открывается по щелчку. По слайду проверяют правильность выполнения практической работы).
Последовательность работы.
По результатам анализа и сопоставления климатической карты Африки, карты природных зон Африки и карты климатических поясов и областей мира заполните таблицу.
Природная зона Климатический пояс Причины разнообразия
Влажные экваториальные леса Экваториальный Много тепла и влаги.
Саванны Субэкваториальный Смена сухого и влажного сезонов года.
Пустыни Тропический пуст. Высокие температуры, мало осадков.
Сделайте вывод: причиной разнообразия природных зон является разнообразие климатов.
3. Закрепление.
Распределите данный список по трем группам. (Слайд №17 по щелчку. Слово по щелчку исчезает из списка и появляется по щелчку в нужной графе.)
Устно выполняют задание.
• Влажный экваториальный лес
• Саванна
• Пустыня
Лианы, вельвичия, жираф, горилла, оазис, пальмы, баобаб, лев, верблюд, колючки, смена сезонов, длинные корни, антилопы, ярусность.
Домашнее задание. Слайд №18.
Итоги урока.
 

Просмотр содержимого документа
«Урок географии в 7 классе "Природные зоны Африки" с мультмедийной презентацией »

ГБОУ СОШ с.Озерки муниципального района

Челно-Вершинский Самарской области













Конспект урока географии в 7 классе

с мультимедийной презентацией

«Природные зоны Африки»















Яковлев Александр Константинович

учитель географии ГБОУ СОШ с.Озёрки

муниципального района Челно-Вершинский Самарской области










Озерки, 2012г.

Тема: Природные зоны Африки

Тип урока: Урок изучения нового материала с применением мультимедийной презентации.

Цели: формирование представлений о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.

Задачи:

  • раскрыть существенные признаки природных зон, причины их разнообразия;

  • объяснить их особенности размещения;

  • углубить знания об основном законе широтной зональности;

  • развивать умение работать с картами атласа, источниками дополнительной информации;

  • воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.

Оборудование: карта природных зон Африки, климатическая карта Африки, карты атласа у учащихся, таблицы с изображением животных по природным зонам Африки, мультимедийная презентация, медиапроектор, экран, опорные схемы у каждого ученика.

Ход урока 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала.

Учитель (У): Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по Африке: узнаем, какие природные зоны находятся на этом материке, дадим им характеристику, познакомимся с новыми понятиями, заслушаем сообщения.

У: Дайте определение понятий: природная зона, широтная зональность, высотная поясность.

У: Назовите, пожалуйста, природные зоны, которые находятся на материке Африка от экватора к северу и от экватора к югу. (Учащиеся перечисляют природные зоны по карте “Природные зоны Африки”)

У: Что можно сказать о размещении природных зон от экватора к югу и к северу? (природные зоны повторяются).

- Почему природные зоны повторяются? (Так как повторяются климатические пояса).

У: Сделаем вывод: смена природных зон от экватора к северу и югу происходит из-за смены климатических поясов и подчиняется закону широтной зональности.

У: Итак, дадим характеристику трех природных зон: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни. (Слайд №2)

В процессе работы будем заполнять таблицу.

Название природной зоны

Географическое положение

Климат

Почвы

Растения

Животные

Влажные экваториальные леса

 

 

 

 

 

Саванны и редколесья

 

 

 

 

 

Пустыни

 

 

 

 

 

Влажные экваториальные леса. (Слайд №3)

Познакомимся с понятием влажные экваториальные леса (читают на слайде)

Где находится эта природная зона. (На экваторе).

У: На слайде предлагается план, по которому будем описывать природную зону. (Слайд№3)

У: Опишем климат по карте атласа, в котором находится эта природная зона.

В таблицу вносим данные: климатический пояс, воздушные массы, их признаки, средняя температура июля и января, количество осадков и режим их выпадения

Проверим правильность заполнения (На слайде № 4)

У: Определите по карте “Почвы мира”, какой тип почв преобладает во влажных экваториальных лесах. (Красно–желтые ферраллитные). (Слайд тот же)

У: Содержат много железа, органические вещества разлагаются до конца и не накапливаются. Обилие влаги приводит к непрерывному промыванию на большую глубину почв, происходит заболачивание.

У: Какие растения растут в этом лесу? (Слайд №5)

У: Что представляет из себя лес? Какие чувства вызывает он у человека, побывавшего там? Какие приспособления у растений существуют? Продолжаете заполнять таблицу.

У: Какие животные могут жить в этом лесу? (Слайд №6)

У: Какие у них приспособления? Почему во влажных экваториальных лесах мало крупных животных? Продолжаете заполнять таблицу.

У: Итак, что же такое влажный экваториальный лес?

Вернемся к определению влажного экваториального леса. Выделите главное слово (словосочетание) и признаки.

Саванны и редколесья. (Слайд №7)

У: Познакомимся с определением саванна.

У: Где находится природная зона саванны и редколесья? (К северу и югу от природной зоны влажные экваториальные леса)

У: Самостоятельно по картам атласа опишите климат, в котором находится природная зона саванны (план описания климата тот же). (Проверка по слайду №8)

У: Определите по карте “Почвы мира”, какой тип почв преобладает в саваннах. (Красно-бурые). Слайд тот же. «Почвы» открываются по щелчку.

У: Плодородные, органические вещества накапливаются в сухой сезон.

У: По учебнику прочитайте и выпишите, какие растения растут в саванне. (Слайд №9)

У: В саванне большое количество травоядных животных, а также хищников. (Слайд №10) Почему?

У: Назовите их приспособления.

У: Что такое саванна? Вернемся к определению саванны. Выделите главное слово (словосочетание) и признаки.

Пустыни. (Слайд №11)

У: Познакомимся с определением пустыня.

У: Назовите пустыни Африки. Где они находятся? (Сахара – на северном тропике, Намиб на южном тропике, западное побережье).

У: Самостоятельно по картам атласа опишите климат, в котором находится пустыня Сахара (план описания климата тот же). (Слайд №12)

У: Опишем климат по картам атласа, в котором находится пустыня Намиб. Сравните климат пустыни Сахара и пустыни Намиб. В чем различие? (В пустыне Намиб средняя температура жаркого месяца +240, а в Сахаре +320).

У: Объяснить это можно тем, что юг материка – узкая часть, и океаны не позволяют суше сильно прогреться. Север – самая широкая часть материка. Тепло используется на нагревание песка (поверхности), который отдает его воздуху. Этим объясняется высокая средняя температура июля в Сахаре.

У: Определите по карте “Почвы мира”, какой тип почв преобладает в пустынях. (Пустынные тропические почвы).

У: Мало перегноя, много минеральных солей.

У: Из-за отсутствия дождей соли из почв не вымываются. При искусственном орошении на таких почвах можно получать хорошие урожаи. (Слайд тот же)

У: Назовите приспособления растений для жизни в пустыне? Впишите их в таблицу. (Слайд №13)

У: В пустынях есть оазисы, там растут финиковые пальмы и другая растительность

Оазис – участок в пустыне, где на поверхность выходят подземные воды.

У: Какие животные могут встретиться в пустыне? (Слайд №14)

У: Какие приспособления у животных для жизни в пустыне? (Слайд №15 «приспособления» открываются по щелчку).

У: Что такое пустыня? Вернемся к определению пустыни. Выделите главное слово (словосочетание) и признаки.

У: Мы совершили путешествие по материку Африка и описали природные зоны, опираясь на изученный материал, выполним практическую работу.

Практическая работа №11 “Определение причин разнообразия природных зон материка”.

Цель: 1. Определить причины разнообразия природных зон материка. 2. Анализировать и сопоставлять карты, делать на основе анализа и сопоставления карт обобщения и выводы.

Заполните таблицу. (Слайд №16 открывается по щелчку. По слайду проверяют правильность выполнения практической работы).

Последовательность работы.

По результатам анализа и сопоставления климатической карты Африки, карты природных зон Африки и карты климатических поясов и областей мира заполните таблицу.

Природная зона

Климатический пояс

Причины разнообразия

Влажные экваториальные леса

Экваториальный

Много тепла и влаги.

Саванны

Субэкваториальный

Смена сухого и влажного сезонов года.

Пустыни

Тропический пуст.

Высокие температуры, мало осадков.

Сделайте вывод: причиной разнообразия природных зон является разнообразие климатов.

3. Закрепление.

Распределите данный список по трем группам. (Слайд №17 по щелчку. Слово по щелчку исчезает из списка и появляется по щелчку в нужной графе.)

Устно выполняют задание.

  • Влажный экваториальный лес

  • Саванна

  • Пустыня

Лианы, вельвичия, жираф, горилла, оазис, пальмы, баобаб, лев, верблюд, колючки, смена сезонов, длинные корни, антилопы, ярусность.

Домашнее задание. Слайд №18.

Итоги урока.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок географии в 7 классе "Природные зоны Африки" с мультмедийной презентацией

Автор: Яковлев Александр Константинович

Дата: 23.10.2014

Номер свидетельства: 121839

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства