Проект урока
Выполнила учитель географии МОУ «Дубровская СОШ»
Всеволожского района, Ленинградской области
Педагогический стаж:22 года
Образование: высшее
Квалификационная категория: первая
Предмет: география
Класс: шестой
Тема: реки
УМК:
Учебник: Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевский. География:
Физическая география: учебник для 6 класса
общеобразовательных учреждений –М.ООО «ТИД Русское слово—РС»,2010.—232с.
Цель урока: Познакомить обучающихся с различными реками земного шара, их видами и особенностями.
Задачи урока:
Формировать у обучающихся представление о реках, продолжить обучение работе с глобусом и картой.
Формировать общеучебные навыки: навык работы с учебником, картами атласа и контурными картами, работы по плану, навыки коллективной (групповой) работы , санитарно-гигиенические навыки.
Воспитывать уважение и терпимость друг к другу, выстраивать диалог и создавать атмосферу сотрудничества.
Оборудование: учебник, тетрадь, мультимедийная презентация, глобус, настенные физические карты полушарий и России, контурные карты.
______________________________________________________________________________________
Содержание урока:
______________________________________________________________________________________
Организационный момент.
Цель: мобилизировать обучающихся на начало урока, создать положительный настрой на предстоящую работу.
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок.
Раз, два, три, четыре, пять
Что нам нужно поискать?
Реки и долины.
Путь наш будет длинный.
Не теряем время зря.
Скорее в путь, друзья! Слайд №1. ( название раздела учебника)
(Помним, за активность и правильные ответы на уроке получаем бонусы на поездку во время каникул).
Повторение пройденного материала и активизация опорных знаний обучающихся.
Цель: вспомнить, что ранее изучали о водах планеты; активизировать знания учащихся о земной поверхности.
Задачи: 1.Различать части гидросферы.
2.Выделять из них воды суши.
Слайд №2, 3 (с изображением частей гидросферы).
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Вопросы к классу: -Какой раздел учебника мы сейчас изучаем? -Рассмотрите фотографии. Что входит в состав гидросферы? -Какие воды мы уже изучили? -Что входит в их состав? -А кто знает, что такое воды суши? Если уч-ся затрудняются с ответом, приг- Лгде начинается река?асить одного к настенной карте и предложить внимательно рассмотреть материки. -Итог: нам предстоит долгая и интерес- ная работа по исследованию вод суши. | -Гидросфера. -Воды Мирового океана, поверх- ностные и подземные воды суши. (составляют схему в тетради, один уч-ся у доски). -Воды Мирового океана. -океаны, моря, заливы, проливы. Предполагаемые ответы: -Воды, находящиеся на поверхности материков(островов). |
Изучение нового учебного материала.
Цель: познакомить обучающихся с реками, научить определять части реки, направление течения реки, притоки.
Задачи: 1. Учить определять части реки по карте.
2. Учить находить исток и устье.
3.Определять направление течения.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Вопросы к классу: -Видели ли вы реку? -Как вы её можете описать. -Все реки состоят из частей. Сейчас мы рассмотрим их на макете. -Знаете ли вы, где реки берут начало? Слайд №4 (схема реки). -Теперь продолжим изучать реки по картам в атласе. -Как называются боковые части реки? -Теперь сравним изображение рек на карте и плане. -Какие есть сходства и различия в изображении? Где более удобное изображение для изучения рек? | Предполагаемые ответы детей: -Да. -Узкая, много воды, течёт вода. (читают определение в учебнике) (Один ученик рассказывает по маке- ту, заранее подготовив свой рассказ) Остальные записывают в тетрадь значение слов ИСТОК, УСТЬЕ. -В горах, вытекают из озера, бьёт ключ… (зарисовывают схематическое изобра- жение реки. Проверка по слайду) Сам-но находят реки, читают их назва- ния, замечают боковые части. -Притоки. (определяют левые и правые притоки). Находят и называют сходства и разли- чия в изображении рек, заполняют таблицу. -Более удобное изображение на… (доказывают свою точку зрения) |
Работа с учебником.
Цель: учить понимать смысл прочитанного, формировать представления обучающихся о питании и режиме рек.
Задачи: 1.Научить выделять главную мысль в тексте.
2.Сопоставить текст с рисунками и фото в учебнике.
Слайд №5 (изображение бассейна реки)
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
-Прочитайте о бассейне в учебнике и найдите его изображение в учебнике и на слайде. Как вы можете описать бассейн реки? -На горных реках бывают пороги и водопады. Слайд № 9 (водопад на реке) Самый высокий водопад в мире—Анхель Слайд № 10 (водопад Анхель) -Кто видел водопад в естественных условиях? -Найдите в учебнике объяснение слов паводок, половодье. Что означают эти слова? -А в результате чего это происходит? -А откуда берётся много воды? -Это называется питанием реки. | (рассматривают изображения) Если ущ-ся затрудняются в описании, использовать наводящие вопросы. Слайд №6, 7 (изображение горных и равнинных рек) Далее один обучающийся делает док- лад о горной реке, другой о равнин- ной (опережающее задание было предложено накануне), остальные на- ходят сходства и различия горных и равнинных рек.Слайд №8 (горная и равнинная реки) (анализируют рис.151 стр.173 в учеб- нике) (поднимают руки) (предполагаемые ответы) -Переполнение реки водой. -Разлив реки в определённое время года. -Воды много и она не успевает течь по реке. -Обильные осадки, таяние снега, ледников в горах. |
Работа по картам и глобусу.
Цель: отрабатывать умение работы с картой и глобусом.
Задачи: 1.Учить различать изображение рек на карте и на глобусе.
2.Делать выводы по проведённой работе.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
-Найдите на карте полушарий реки Амазонка и Нил. Где они расположе- ны с точки зрения экватора? -Как вы думаете, какая из них будет более полноводна? Почему? Теперь помощником нам будет глобус. -Где удобнее изучать реки: на глобусе или на карте? Почему? -Найдите на контурной карте реки, названия которых прозвучали на уроке. | -Амазонка на экваторе, а Нил севернее экватора. -Амазонка. На экваторе выпадает много осадков. Далее описывают географическое положение реки Амазонка по плану: 1 группа (сильные дети)—самостоя- тельно; 2 группа парами (один по- сильнее); 3 группа с помощью учителя (предполагаемые ответы) -Удобнее изучать реки на карте, т.к. видно в каком направлении течёт ре- ка, где берёт начало, куда впадает. (самостоятельно находят и подписы- вают реки). |
Закрепление учебного материала.
Цель: систематизировать полученные на уроке знания, сделать главный вывод урока.
Задача: 1.Сконцентрировать внимание на ключевых словах темы.
2. Добиться выводов, сделанных обучающимися.
3. Создавать атмосферу сотрудничества.
Работа в группах.
-Теперь вы будете работать группами. Каждая группа 4-5 человек (две соседние парты). Каждая группа составит рассказ о реке и выступит перед классом.
Для работы вам вручается план. Внимательно читайте название реки, выберите необходимые для работы карты. Для быстрой и эффективной работы распределите задания поровну между всеми членами группы. Работайте дружно, согласованно, и у вас всё получится. (Даны карточки—листы формата А-3, на которых обучающиеся вписывают название реки, дописывают определения, подбирают карточки из конверта по теме и приклеивают их на схему реки).
Итог работы—выступление перед классом каждой группы и защита своей работы.
Вывод урока: рек на Земле много. Все они разные и интересные по-своему, а изображаются на картах одинаково и удобнее изучать их на карте, чем на плане местности или глобусе. (вывод помогают делать обучающиеся, а возможно делают полностью сами).
Задание на дом.
Цель: развивать интерес к предмету география, наблюдательность, творческое воображение, желание расширить знания о родном крае.
-Сегодня на уроке вы рассматривали схемы, сравнивали, предполагали и делали выводы. Молодцы!
-Но мы не затронули на уроке тему нашего края, близкого и родного нам. Какие реки встречаются в нашем крае? Можем ли у них определить притоки, исток, устье...? Есть ли красивые места на этих реках?
-Это и будет вашим домашним заданием. Вспоминайте урок, наблюдайте, прогуляйтесь в выходные с родителями к реке, прочитайте ещё раз параграф в учебнике, используйте дополнительную литературу.
-Все наблюдения, выводы записывайте в тетрадь. Для того, чтобы ваша работа привлекла внимание, можете изобразить её в виде схематического рисунка, или художественного рисунка, или сделайте презентацию с изображением красивых мест на реке. (Если вы ещё не умеете делать презентацию, можно попросить помощи у старших братьев, сестёр или родителей) Удачи!
Итог урока.
Цель: отметить работу обучающихся на уроке, поощрить активных участников дискуссий.
Например:-2ая и 4ая группа быстро и безошибочно справилась с заданием— отметка»5».
-1ая группа справилась без ошибок, но нечётко представила работу—отметка»4».
-3я группа допустила ошибки при выполнении—отметка»3».
-Активные участники в начале урока по прошлому домашнему заданию получают бонусы на экскурсионную поездку во время каникул: это следующие ребята…
-Урок окончен. Всем спасибо!