1. Закрепление основных знаний учащихся по теме «Африка», выделение особенностей этого материка.
2. Развитие познавательного интереса к предмету, внимания, быстроты и логики мышления.
3. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: интерактивная доска, презентация урока, карты Африки, раздаточный материал, картинки животных и растений, выставка книг об Африке, творческих работ.
Подготовка к мероприятию:
Класс делится на 3 команды по 5-6 человек. Члены жюри – учителя географии и биологии.
Форма проведения: урок-путешествие.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Ребята! Сегодня на уроке мы совершим путешествие по Африке. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова К.Паустовского: «Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний».
Мне хотелось, чтобы вы поделились сегодня всем, что узнали об этом удивительном материке, рассказали об особенностях природы и выделили их причины.
Работать мы будем в группах. В ходе путешествия вам нужно будет отвечать на вопросы и выполнять задания. За каждое задание группам будут выставляться баллы. Если у команды нет ответа, то отвечает другая, получая дополнительно один балл за каждый верный ответ. В подготовке ответов участвуют все члены группы. Постарайтесь все принять активное участие в работе своей группы, распределяйте задания среди всех участников.
Конкурс-разминка «Географическое положение»
Командам предложено вспомнить географическое положение Африки. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, если все ответы правильные + 1 балл.
Задание 1 команде:
1. Назовите площадь Африки и сравните ее с площадью других материков.
2. Какие океаны и моря омывают Африку?
Задание 2 команде:
1. Перечислите названия крайних точек материка и покажите их на карте.
2. Назовите самый большой остров у берегов Африки?
Задание 3 команде:
1. В каких полушариях расположена Африка? Ответ обоснуйте.
2. Как называется пролив между Африкой и Евразией?
Конкурс-кроссворд «Рельеф Африки»
На контуре материка начерчен кроссворд. Команды по очереди его заполняют. Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла.
1. Горы на северо-западе материка. (Атлас)
2. Нагорье на востоке материка. (Эфиопское)
3. Вулкан на побережье Гвинейского залива. (Камерун)
4. Самая высокая точка Африки (Килиманджаро)
5. Горы на юге материка. (Капские)
6. Самая низкая точка Африки. (Ассаль)
Конкурс «Умеете ли вы?»
1. Африка – самый жаркий материк. Приведите аргументы, подтверждающие этот тезис.
2. В каких климатических поясах расположена Африка?
Команды получают карточки-задания на которых написаны характеристики климатических поясов. Найти соответствие между типами климата и их основными характеристиками. За каждый правильный ответ 2 балла, если будут отобраны все характеристики, то + 1 балл.
Задание 1 команде: Подобрать описания тропического климатического пояса.
Задание 2 команде: Подобрать описания экваториального климатического пояса.
Задание 3 команде: Подобрать описания субтропического климатического пояса.
1. Круглый год преобладают влажные экваториальные воздушные массы.
2. Осадки в основном выпадают летом.
3. Годовое количество осадков менее 100 мм.
4. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива
5. Осадки распределяются в течение года равномерно и обильны (более 3 000 мм в год).
6. Воздушные массы меняются по сезонам года: летом экваториальные, зимой тропические.
7. Весь год преобладают тропические воздушные массы.
8. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
9. Воздушные массы по сезонам меняются: летом тропические, зимой умеренные.
10. Днем средняя температура воздуха достигает +40°С, поверхность песка нагревается до +70°С.
На карте «Климатические пояса Африки» показать климатические пояса.
Продолжаем путешествие по рекам и озерам материка. Из предложенного списка выбрать реки и озера Африки и отметить их на контурной карте. Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла.
Задание 1 команде:
Амазонка, Нил, Балхаш, Чад, Миссисипи, Лимпопо
Задание 2 команде:
Конго, Байкал, Верхнее, Ньяса, Виктория, Муррей
Задание 3 команде:
Танганьика, Енисей, Замбези, Онтарио, Оранжевая, Каспий
Конкурс «Путешествие по природным зонам»
По предложенным рисункам определите природную зону. Охарактеризуйте ее, назвав 4-5 особенностей. Из предложенных рисунков выбрать животных, обитающих в этой природной зоне Африки.
Конкурс «Половинки слов»
Игрокам необходимо соединить половинки слов между собой, чтобы получить названия растений и животных Африки. За каждое сложенное слово 3 балла.
«Конкурс «Домашнее задание»
«Проект жилищ для жителей Африки»
Проанализировать природные условия различных частей Африки, составить проекты жилищ. Представить проекты.
«Конкурс «Умники-разумники»
На политической и физической картах Африки встречаются одинаковые названия стран и географических объектов. Приведите как можно больше примеров. За каждый правильный ответ – 2 балла.
Пока жюри подсчитывает баллы, назовем рекорды Африки «Самое, самое, самое».
Рефлексия:
Предлагаю вам ответить на вопросы:
Что вам больше всего запомнилось во время сегодняшнего путешествия?
Как вы смогли себя проявить?
В чем вы испытывали затруднения?
Подведение итогов
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обобщающего повторения по теме "Африка"»
Урок обобщающего повторения по теме «Африка»
Цели урока:
1. Закрепление основных знаний учащихся по теме «Африка», выделение особенностей этого материка.
2. Развитие познавательного интереса к предмету, внимания, быстроты и логики мышления.
3. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование: интерактивная доска, презентация урока, карты Африки, раздаточный материал, картинки животных и растений, выставка книг об Африке, творческих работ.
Подготовка к мероприятию:
Класс делится на 3 команды по 5-6 человек. Члены жюри – учителя географии и биологии.
Форма проведения: урок-путешествие.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
Ребята! Сегодня на уроке мы совершим путешествие по Африке. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова К.Паустовского: «Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний».
Мне хотелось, чтобы вы поделились сегодня всем, что узнали об этом удивительном материке, рассказали об особенностях природы и выделили их причины.
Работать мы будем в группах. В ходе путешествия вам нужно будет отвечать на вопросы и выполнять задания. За каждое задание группам будут выставляться баллы. Если у команды нет ответа, то отвечает другая, получая дополнительно один балл за каждый верный ответ. В подготовке ответов участвуют все члены группы. Постарайтесь все принять активное участие в работе своей группы, распределяйте задания среди всех участников.
Конкурс-разминка «Географическое положение»
Командам предложено вспомнить географическое положение Африки. Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла, если все ответы правильные + 1 балл.
Задание 1 команде:
1. Назовите площадь Африки и сравните ее с площадью других материков.
2. Какие океаны и моря омывают Африку?
Задание 2 команде:
1. Перечислите названия крайних точек материка и покажите их на карте.
2. Назовите самый большой остров у берегов Африки?
Задание 3 команде:
1. В каких полушариях расположена Африка? Ответ обоснуйте.
2. Как называется пролив между Африкой и Евразией?
Конкурс-кроссворд «Рельеф Африки»
На контуре материка начерчен кроссворд. Команды по очереди его заполняют. Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла.
1. Горы на северо-западе материка. (Атлас)
2. Нагорье на востоке материка. (Эфиопское)
3. Вулкан на побережье Гвинейского залива. (Камерун)
4. Самая высокая точка Африки (Килиманджаро)
5. Горы на юге материка. (Капские)
6. Самая низкая точка Африки. (Ассаль)
Конкурс «Умеете ли вы?»
1. Африка – самый жаркий материк. Приведите аргументы, подтверждающие этот тезис.
2. В каких климатических поясах расположена Африка?
Команды получают карточки-задания на которых написаны характеристики климатических поясов. Найти соответствие между типами климата и их основными характеристиками. За каждый правильный ответ 2 балла, если будут отобраны все характеристики, то + 1 балл.
Задание 1 команде: Подобрать описания тропического климатического пояса.
Задание 2 команде: Подобрать описания экваториального климатического пояса.
Задание 3 команде: Подобрать описания субтропического климатического пояса.
1. Круглый год преобладают влажные экваториальные воздушные массы.
2. Осадки в основном выпадают летом.
3. Годовое количество осадков менее 100 мм.
4. Занимает бассейн реки Конго и побережье Гвинейского залива
5. Осадки распределяются в течение года равномерно и обильны (более 3 000 мм в год).
6. Воздушные массы меняются по сезонам года: летом экваториальные, зимой тропические.
7. Весь год преобладают тропические воздушные массы.
8. Занимает полосу между 20° с. ш. и 20° ю. ш.
9. Воздушные массы по сезонам меняются: летом тропические, зимой умеренные.
10. Днем средняя температура воздуха достигает +40°С, поверхность песка нагревается до +70°С.
На карте «Климатические пояса Африки» показать климатические пояса.
Продолжаем путешествие по рекам и озерам материка. Из предложенного списка выбрать реки и озера Африки и отметить их на контурной карте. Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла.
Задание 1 команде:
Амазонка, Нил, Балхаш, Чад, Миссисипи, Лимпопо
Задание 2 команде:
Конго, Байкал, Верхнее, Ньяса, Виктория, Муррей
Задание 3 команде:
Танганьика, Енисей, Замбези, Онтарио, Оранжевая, Каспий
Конкурс «Путешествие по природным зонам»
По предложенным рисункам определите природную зону. Охарактеризуйте ее, назвав 4-5 особенностей. Из предложенных рисунков выбрать животных, обитающих в этой природной зоне Африки.
Конкурс «Половинки слов»
Игрокам необходимо соединить половинки слов между собой, чтобы получить названия растений и животных Африки. За каждое сложенное слово 3 балла.
2. Представители каких человеческих рас живут на материке?
3. Приведите примеры народов, относящихся к экваториальной расе. Где они проживают? (тутси, химии в саваннах Северной Африки, пигмеи в экваториальных лесах)
4. Какие народы относятся к монголоидной расе? Где они проживают? (бушмены и готтентоты в пустыне Калахари)
5. Где живут представители европеоидной расы? Какие это народы? (арабы, берберы в Северной Африке, африканеры и англичане в Южной Африке)
«Конкурс «Домашнее задание»
«Проект жилищ для жителей Африки»
Проанализировать природные условия различных частей Африки, составить проекты жилищ. Представить проекты.
«Конкурс «Умники-разумники»
На политической и физической картах Африки встречаются одинаковые названия стран и географических объектов. Приведите как можно больше примеров. За каждый правильный ответ – 2 балла.
Пока жюри подсчитывает баллы, назовем рекорды Африки«Самое, самое, самое».
Рефлексия:
Предлагаю вам ответить на вопросы:
Что вам больше всего запомнилось во время сегодняшнего путешествия?