Формирование умений выявлять и давать характеристику природных зон России, приводить примеры о взаимосвязях природных компонентов в разных природных зонах.
Овладение навыками презентации своей деятельности по решению учебных задач.
УУД
Личностные УУД:
Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся.
Развитие эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
Регулятивные УУД:
Умение организовать своё рабочее место; ставить и принимать цель учебной деятельности и следовать ей в деятельности по плану.
Выбор средств реализации цели и применение их на практике
Контроль процесса и результатов своей деятельности.
Оценивание достигнутых результатов.
Познавательные УУД:
Овладение первичными навыками проектной деятельности.
Формирование умения подбирать средства для достижения учебной цели.
Умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее, пользоваться географической картой.
Умение делать выводы, сравнивать и составлять описания и характеристики природных зон
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Развитие коммуникативно-речевых умений: передавать сообщение, договариваться, принимать и высказывать свою точку зрения, распределять действия между участниками группы, задавать вопросы.
Организация пространства
Формы работы
Индивидуальная
Работа с учебным текстом: чтение и анализ текста учебника, смысловой анализ текста. Работа с дополнительным материалом
Групповая
Работа в группах (по 3-4 человека): создание рекламного проспекта природной зоны
Организационная структура урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
I. Мотивация к учебной деятельности
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
У нас сегодня необычный урок. Все мы приняты в туристическое агентство «Россияне» (слайд 1)
- Чем занимаются в туристическом агентстве?
- Что необходимо, чтобы привлечь туристов?
Во – первых, должна быть яркая, привлекающая туристов реклама. С этой целью создаются рекламные проспекты, отражающие особенности конкретного места (природа, животный мир, достопримечательности и др.) (слайд 2)
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Отвечают на вопросы учителя
Р – самостоятельная организация учебного места
Л – формирование познавательных интересов и мотивов
К – умение сотрудничать с учителем
II. Актуализация знаний
- Предлагаю вспомнить, что называется природной зоной?
(природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий, и увлажнения, почв, растительности и животного мира) (слайд 3)
- Как называется закономерность смены природных зон на равнинах?
- Какие компоненты природы взаимосвязаны в пределах природной зоны? (слайд 4)
(климат, растительность, животный мир, почва, рельеф, вода)
Учащиеся дают определение природной зоне.
Широтная зональность
Учащиеся перечисляют компоненты природы
П – умение применять ранее полученные знания
К – умение сотрудничать с учителем, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения
Л – формирование познавательных интересов и мотивов
III. Постановка темы и целей урока
- Как звучит сегодняшняя тема урока? (слайд 5)
- Какие цели поставите перед собой на урок?
Главная задача перед группами – рассказать о конкретной природной зоне России и создать образ данной природной зоны с помощью рекламного проспекта.
Учащиеся формулируют тему урока
Ставят цели учебной деятельности
Р – умение ставить и принимать цель учебной деятельности, планировать пути достижения
Л – формирование познавательных интересов и мотивов
IV. Фронтальная беседа.
- В каких природных зонах расположена наша Родина и как происходит их смена? (На территории России наблюдается смена с севера на юг следующих природных зон: арктических пустынь, тундр, лесотундр, тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепей, степей и полупустынь) (слайд 6)
- Какие зоны простираются от западных границ до побережья морей Тихого океана?
- Какие зоны не простираются до восточных окраин России? Почему?
О вкладе ученых в изучении природных зон России вы познакомитесь самостоятельно.
Отвечают на вопросы учителя, показывают на карте природные зоны России
П – формирование умений выявлять природные зоны России, приводить примеры о взаимосвязях природных компонентов в разных природных зонах
П – умение пользоваться географической картой
К – умение сотрудничать с учителем, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения
Л – формирование познавательных интересов и мотивов
V. Самостоятельная работа по составлению рекламных проспектов
Сегодня знакомимся с тремя природными зонами, поэтому класс разделен на три группы.
1 команда. Арктические пустыни
2 команда. Тундра
3 команда. Тайга
Команды туристического агентства приступают к работе по составлению рекламных плакатов природных зон России.
Все команды имеют инструкцию по работе (приложение 1), план описания природной зоны (приложение 2), оценочные листы (приложение 3), дополнительный материал о природной зоне (приложение 4), лист ватмана, иллюстрации, цветные карандаши, фломастеры, клей.
В течение 20 минут нужно подготовить рекламный плакат.
(Во время самостоятельной работы звучит спокойная музыка)
Самостоятельная работа учащихся в группах по созданию рекламных проспектов природных зон
П – умение анализировать информацию из различных источников, классифицировать ее, пользоваться географической картой
П – овладение первичными навыками проектной деятельности при создании рекламного проспекта
П – преобразовывание информации из одного вида в другую
К – умение работать в группе, сотрудничать, договариваться, высказывать свою точку зрения
Р – умение следовать цели в деятельности по плану, распределять действия между участниками группы
Р – выбор средств реализации цели и применение их на практике; умение контролировать своё время и управлять им
Л – личностное развитие обучающихся
VI. Защита проектов
Команды по очереди выходят, укрепляют рекламный проспект и рассказывают. Выступление должно быть не более 3 минут.
Другие команды внимательно слушают и оценивают проект: оформление, богатство материала, эмоциональность рассказа, безошибочность информации.
При описании могут быть допущены ошибки, в этом случае другие команды могут исправлять.
Защита проектов учащимися.
Оценивание проектов командами.
При необходимости исправление допущенных ошибок.
К – умение выражать свои мысли, строить высказывания
П – умение делать выводы, составлять описания и характеристики природных зон
Р – контроль процесса деятельности одноклассников (групп)
VII. Рефлексия
- Понравилось ли вам работать в туристическом агентстве?
- Достигли ли мы с вами поставленных целей?
- Где у вас возникли трудности?
- Оцените свою работу (слайд 10)
- Что необходимо, чтобы сохранить природу нашей страны?
Отвечают на вопросы учителя
Оценивают работу
К – умение делать выводы
Р – оценивание достигнутых результатов
Л – развитие эмоционально – ценностного отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования
VIII. Домашнее задание
§ 23, 24 стр. 135-137
Подготовить сообщения о животных степей, полупустынь и пустынь (слайд 11)
Записывают домашнее задание и слушают комментарии по её выполнению
Р – слуховое и визуальное восприятие информации
Приложение 1
Инструкция по составлению рекламного проспекта
Внимательно изучить материал по данной природной зоне.
Ознакомиться с планом описания природной зоны.
Совместно обговорить планируемый проект.
Распределить работу между всеми членами группы.
Оформить рекламный плакат, при необходимости можно подписывать, дорисовывать.
Придумать слоган.
На защиту проекта дается не более 3 минут.
Оценивание проекта: оформление, богатство материала, эмоциональность рассказа, безошибочность информации
Приложение 2
План описания природной зоны
Географическое положение
Внешний облик зоны
Климатические условия
Почвы и их свойства
Типичные растения и их приспособленность к условиям зоны
Типичные животные и их приспособленность к условиям зоны
Возможность использования природной зоны человеком
Проблемы и охрана природной зоны
Приложение 3
Оценочный лист
Работа групп оценивается по 5-ти бальной шкале
Природная зона
Оформление
Богатство материала
Эмоциональность рассказа
Безошибочность информации
Арктические пустыни
Тундра
Тайга
Приложение 4
Зона арктических пустынь
Слово «Арктика» означает медведь. Это царство белого медведя. Почему? Потому что он не любит тепла, толстая кожа, густая шерсть, толстый слой подкожного жира позволяют ему переносить суровые холода и длительные голодовки. Белый цвет – цвет маскировки, т.к. в данной зоне снег лежит круглый год. Белые медведи – хитрые и коварные охотники, у них отличное обоняние.
Природная зона расположена в Арктике, северной полярной области Земли, лежащей за северным полярным кругом, под созвездиями Медведиц – Большой и Малой. Она занимает острова Арктики: Землю Франца-Иосифа, Новую Землю, Северную Землю.
Зона находится в арктическом климатическом поясе. Суровый климат – очень суровая зима, холодное лето, средняя температура 0, полярная ночь, ураганные ветры, полярное сияние, льды, снег (и зимой, и летом), айсберги. Все живое улетело на юг, либо улеглось в спячку.
Летом – полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается. В Арктику прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Самые шумные пернатые – кайры. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях ограничен в хозяйственной деятельности – рыбная ловля, охота на морского зверя.
Растительность состоит из лишайников, мхов, цветковых растений. Кустарников нет. Большая часть поверхности, свободной ото льда, представляет каменистые россыпи, щебень, песок.
Зона тундры
Слово «тундра» имеет происхождение от «тунтури», что в переводе с языка народов саами означает «сопки» – невысокие вершины, которые не покрыты лесом. Эта зона сформирована вдоль северного побережья России.
Арктический и субарктический климатические пояса. Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарничков – брусника, черника, морошка, карликовая береза). Много перелетных птиц летом. Типичные животные: лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.
Тундра красивая дважды в году. Первый раз – в августе, когда созревает морошка. Цвет тундры меняется с зелёного на красный, а потом на желтый. Созревая, морошка становиться желтой. Второй раз – в сентябре, когда желтеют листья берёзы и ивы. Карликовые березка и ивы ведут себя так же, как и их «сестры» – береза и ива в лесной зоне России.
«Золотая осень» красива и в тундре. Тундра – раздолье для грибника. Грибы чуть ниже карликовых березок и ив, и очень хорошо видны. Говорят, что грибы в тундре растут выше деревьев. Это почти, правда, если учесть, что «деревья» имеют высоту 15–30 см. Самое приятное для грибника обстоятельство – грибы из-за прохладной погоды не червивые.
В тундре растет и настоящий лес, но только в долинах рек, так как это понижение рельефа и они защищены от ветра. Но и здесь деревья не высоки и разрежены. Ближе к тундре деревья имеют флаговую форму (ветви растут с подветренной стороны, которая защищена стволом от ветра). Стволы дерева часто имеют густую поросль веток внизу – там, где зимой снег укрывает ветки. Выше 10–15 см ствол голый.
Природная зона тайги
Зона занимает среди природных зон России наибольшую площадь, простираясь от западных границ России до побережья Охотского и Японского морей. Тайга в широтном направлении подразделяется на три подзоны: северной, средней и южной тайги.
Тайга расположена в двух климатических поясах — субарктическом и умеренном. Климат тайги меняется от морского на западе Евразийского континента до резко континентального на востоке. В западной части сравнительно теплое лето (до +10 °С) и достаточно и мягкая зима (-10 °С). В восточной же части преобладает суровая и продолжите зима, в некоторых районах морозы доходят до -60 °С. Лето в этой таежной зоне теплое, но очень короткое.
В таежной зоне осадков выпадает от 200 до 750 мм в год, в некоторых местах до 1000 мм. Это не очень много, но все равно больше, чем может испариться. Вечная мерзлота тоже способствует застаиванию влаги. Поэтому значительную часть таежной зоны занимают озера, болота и заболоченные редколесья. Здесь развиты различные типы лесных почв: подзолистые, таежные мерзлотные и болотно-подзолистые.
Вечнозеленую тайгу делят на светлохвойную, состоящую преимущественно из сосны и лиственницы, и темнохвойную, где преобладает кедр сибирский, ель и пихта. Растительный мир тайги – царство хвойных деревьев. Хотя, здесь изредка встречаются и мелколиственные породы (береза, рябина, осина, ольха зеленая). В этих местах много болот, с собственной экосистемой. Везде растут мхи, лишайники, кустарники и грибы.
Видовой состав западной и восточной тайги различен. В западной тайге основная лесообразующая порода — ель европейская. Она через Урал не переходит. К ней примешивается ель сибирская, пихта, лиственница сибирская. На огромной территории к востоку от Енисея, почти до берегов Охотского моря, господствующей лесообразующей породой является лиственница даурская. Тайга бассейна Амура, Охотского побережья и Приморья отличается более богатым видовым составом.
Животный мир таежных лесов неоднороден. Восточная тайга более богата животными по сравнению с западной. К востоку от Енисея господствуют типичные сибирские таежные виды — соболь, кабарга, каменный глухарь, рябчик и др. В обводненной западно-сибирской тайге наряду с коренными таежными видами много водоплавающих птиц и рыб. В европейской тайге широко представлены лось, белка, заяц-беляк, глухарь, рябчик, местами тетерев. Широко распространенными таежными видами являются бурый медведь, росомаха, рысь, белка и др. Богата тайга и насекомыми.
Сибирская кабарга – мелкое парнокопытное оленевидное животное. Питается лишайниками, хвоей пихты и кедра, другими растениями. Имеет тело до 1 м длиной и короткий хвост. Достигает высоты 0,7 м в холке и весит до 18 кг. Задние ноги намного длиннее передних. Кабарга безрога, но у самцов есть длинные изогнутые клыки, торчащие на 7 – 9 см из-под верхней губы. Шерсть буро-коричневая, густая и длинная. Из-за наличия на брюхе самцов мускусной железы с натуральным мускусом, животное истреблялось и является исчезающим видом.