Просмотр содержимого документа
«" Природные зоны России".»
План-конспект обобщающего урока повторения на тему "Природные зоны России"
Учитель географии Куприна С. А.
Кемеровская обл., г. Берёзовский, ГБУЗ КО ОДСБТ
Тема урока: Природные зоны России
Тип урока: урок обобщения и коррекции знаний
Цель урока:
- Закрепление знаний о природных зонах России, о взаимосвязях в природных комплексах России.
Задачи урока:
- Закрепить знания о закономерности смены природных зон.
- Пробудить интерес к познанию окружающего мира.
- Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.
- Развивать познавательный интерес и творческую активность.
Оборудование:
- атлас по географии для 8 класса;
- физическая карта России (на доске);
- раздаточный материал (изображения животных и растений природных зон, тексты с описанием природных зон);
- проектор, ИКТ, презентация к уроку.
Структура урока (ФГОС):
- Организационный момент;
- Определение темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Первичное закрепление знаний.
- Физкультминутка.
- Закрепление изученного, проектная деятельность.
- Рефлексия (подведение итогов занятия).
- Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин): Здравствуйте! Садитесь. Сегодня урок у нас необычный: во-первых, присутствует много гостей, во-вторых, что нашему уроку предшествовала большая подготовительная работа.
2. Определение темы урока, постановка цели и задач урока (2-3 мин).
- Расшифруйте тему сегодняшнего урока.
- Правильно, это ПОВТОРЕНИЕ. А как вы думаете, что мы сегодня повторим и закрепим?
- Природные зоны (отвечают учащиеся).
Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин).
- Тема нашего сегодняшнего урока звучит так «Повторение и обобщение знаний о природных зонах России». Давайте сформулируем цель урока и кратко озвучим задачи. (ответы учащихся). Сегодня вы разбиты на несколько групп, и это не случайно. Каждой из групп предстоит проявить себя не только как ученики, но и немного больше. Каждая группа – это отдельная организация, которая будет решать задачи и проблемы одной из природных зон, которая им попадется, а в конце защитить свой небольшой проект.
- Итак, давайте приступим. Сейчас по 1 представителю команды подойдут к столу, на котором лежат листы с надписями природных зон и возьмут их себе. Так команды определят с какой из природных зон они сегодня будут работать. (по 1 представителю подходят и берут себе листы).
3. Первичное закрепление знаний (10 мин).
- Определились с зонами, а теперь первое задание для каждой из групп: каждая команда получает раздаточный материал, с изображение животных и растений вашей природной зоны, ваша задача состоит в том, чтобы подписать их названия и озвучить их. На задание вам отводится 5 мин. (3 мин. на решение задачи, 2 мин. на озвучивание). Приступаем!
(Работа в группах с раздаточным материалом, ответы учащихся).
- Молодцы! Вы полностью справились с заданием! Очень хорошо, а теперь второе задание ждет вас. Сейчас каждая команда получит литературное произведение с описанием природы – задача каждой команды определить по описанию природную зону, о которой говорится в стихотворении. Затем 1 представитель команды зачитывает произведение и говорит ответ. На задание вам отводится 5 мин. Приступаем!
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеёю
Идёшь — и нет конца пути...
Уже румянит осень клёны,
А ельник зелен и тенист;
Осинник жёлтый бьёт тревогу;
Осыпался с берёзы лист
И, как ковёр, устлал дорогу...
Идёшь, как будто по водам, -
Нога шумит...а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят...
(смешанные леса, А.Н.Майков)
Лес, как бы кадильным дымом
Весь пропахнувший смолой,
Дышит гнилью вековою
И весною молодой.
А смолу, как слёзы, точит
Сосен старая кора,
Вся в царапинах и ранах
От ножа и топора.
Смолянистым и целебным
Ароматом этих ран
Я люблю дышать всей грудью
В тёплый утренний туман.
(тайга, Я.П. Полонский)
А на Севере, друзья, Где тайга кончается, Есть полярные края – Как же называются?
Мох и ягель – там и тут, Мошки да комарики... А деревья в ней растут – Маленькие-маленькие.
Скачут зайцы через них – Зайцы здоровенные, В небесах горят огни Необыкновенные.
Там мышата, не дрожа, Храбро и уверенно, Собирают урожай Спелых яблок северных.
Ведь не станут их ловить Хищники бедовые, Из боязни подавить Деревца плодовые.
Если будешь там гулять, Ты уж, по возможности, Постарайся проявлять – Побольше осторожности. (тундра, Безладнов В.)
Раздолье и ширь. Миражи и простор. Седовласый ковыль И тюльпанов ковёр.
Здесь пугливый вьюрок В свет выводит птенцов, Вдалеке от дорог И орланов - бойцов.
На прострел луговой Прилетит махаон. И кивнёт головой Тонколистный пион.
Синеглазый шалфей Здесь порадует нас. И отвагой своей Удивит вдруг бекас.
Высоко над землёй Жаворонок летит. И шмелишка степной Василёк опылит.
Лютик в землю упал, Став слезинкой полей. Здесь справляет свой бал Певунок-соловей.
(степь, Ольга Бургимова)
(Работа в группах с литературными произведениями, ответы учащихся)
- Молодцы ребята! Вы прям гении географии! Ну что ж, вы заслужили небольшой отдых. Давайте немного расслабимся, а то, наверное, уже устали сидеть. Встаем!
4. Физкультминутка (2 мин).
- Когда я говорю вам «тундра», вы приседаете, когда я говорю «тайга» вы наклоняетесь вправо и влево, когда говорю «лес» - тянетесь вверх, когда «пустыня» - закрываете глаза. Начинаем.
5. Закрепление изученного материала, проектная деятельность (9 мин).
- Присаживайтесь. А теперь вас ждет самое ответственное задание. Вам потребуется слаженность в действиях. Каждая команда будет туристическим агентством по национальным паркам и заповедникам России. Вам придется воспользоваться атласами на стр. 22-23 – «Природные зоны России» и 26-27 – «Особо охраняемые зоны». Ваша задача состоит в том, чтобы составить небольшой туристический маршрут в пределах вашей природной зоны по заповедникам и национальным паркам России. Затем 2 представителя команды на физической карте России расскажут о своем маршруте и назовут заповедники и национальные парки. И не забудьте придумать название для своей фирмы, и, конечно же, о длительности вашего путешествия. А также о способе передвижения по маршруту. Время выполнения 8 мин. (5 мин. – на составление маршрута и по 1 мин. каждой команде на озвучивание). Приступайте!
(Работа в группах с картами атласа, озвучивание ответов учащимися)
6. Рефлексия (подведение итогов занятия) – 2 мин.
- Молодцы ребята! Вы проявили себя не только как юные географы, но и как предприниматели. Это похвально! А теперь давайте подведем итоги урока! На партах у вас наклеены стикеры, на них вам нужно будет написать, ваши эмоции от урока на одной стороне, а на другой стороне оценить свою работу на уроке по 5 бальной шкале.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин).
Когда сделаете это, запишите домашнее задание: написать в тетрадях небольшое эссе на тему «Я люблю лес потому что…» в 15-20 предложениях.