kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природные ресурсы Дальнего Востока. Освоение их человеком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии для 8 класса по теме: "Природные ресурсы Дальнегово Востока. Освоение их человеком". На уроке используются различные технологии, позволяющие развивать навыки работы с различной географической информацией.  Итгом работы служит заполненная таблица, которая отражает все виды природных ресурсов Дальнего Востока. Особое внимание уделяется экологическим проблемам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Природные ресурсы Дальнего Востока. Освоение их человеком. »

Тема: Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Цели и задачи урока:

-Рассмотреть природные ресурсы Дальнего Востока - виды, размещение, возможность использования.

-Совершенствовать умений анализа и оценки запасов ПР, роли в жизни человека.

-Формировать знания об экологических проблемах Дальнего Востока.

-Развивать умение самостоятельно работать с различными источниками географической информации.

Оборудование: Физическая, климатическая карты России

Ход урока

I. Организационный момент

II. Повторение. Проверка домашнего задания

Географический цифровой диктант

Задание: расставить цифры к природным комплексам, если признак соответствует комплексу.

Комплексы: Чукотка, Камчатка, Сахалин, Командорские острова, Уссурийская тайга.

Признаки:

  1. Здесь растут: амурский бархат, маньчжурский орех, амурский виноград и др.

  1. Открыл эту территорию Дальнего Востока Владимир Атласов.

  2. Это самая холодная часть Дальнего Востока.

  3. В Восточном хребте множество действующих вулканов.

  1. Происхождение гряды вулканическое.

  1. Население использует термальные воды как рекреационный ресурс.

  2. «Здесь все не как у нас. Все то же, да не то. Белки не рыжие, а черные. Сороки голубые».

  3. Здесь на острове побывал А. П. Чехов.

9,


Высшая вершина Дальнего Востока - Ключевская Сопка.

  1. Исследователи этого природного комплекса - знаменитый путешественник Н. М. Пржевальский и писатель В. К. Арсеньев.

  2. Здесь говорят «12 месяцев зима, а остальное время-лето».

  3. Достопримечательность этого ПТК - роща пихты грандиозной.

  4. Здесь находятся крупные лежбища морских котиков.

  5. Озеро Ханка - крупнейшее озеро Дальнего Востока.

  6. В 1995 году землетрясение разрушило город Нефтегорск.

  7. Природный уникум Дальнего Востока - Долина гейзеров находится в этом ПТК.

  8. Эта территория занимает одно из первых мест в России по числу эндемиков.

  9. Здесь большую часть территории занимает подзона хвойно-березовых парковых лесов с преобладанием каменной и японской берез.

  10. Население выращивает рис, сою.

  11. На одном из них похоронен Витус Беринг.

Ответы:

Чукотка - 3, 11.

Камчатка - 2,4, 6, 9, 12, 16, 18.

Сахалин-8, 15.

Командорские острова - 5, 13, 20.

Уссурийская тайга- 1, 7, 10, 14, 17, 19.

III. Изучение нового материала

- Дальний Восток простирается с севера на юг на 4 тысячи километров. На севере Дальнего Востока - полуострове Чукотка – почти круглый год лежит снег, а в морях плавают льды, на поверхности тундра, а под землей вечномерзлые грунты.

Жители Чукотки говорят: «У нас 12 месяцев зима, а остальное - лето».

Территория Дальнего Востока - самая удаленная от Европейской части России, от столицы России - Москвы. Заселять и осваивать ее очень не легко. Для освоения Дальнего Востока сюда проложена самая длинная дорога в мире - Сибирская магистраль, рельсы которой обрываются во Владивостоке на берегу Японского моря.

- Почему мы осваиваем эту часть России? Что дает России Дальний Восток? Какие ресурсы использовало коренное население Дальнего Востока?

Мы определим сегодня, какими природными ресурсами богата территория Дальнего Востока, какова возможность использования ресурсов на Дальнем Востоке.

По ходу урока вы будете заполнять таблицу

Вид ресурса

Местонахождения на Дальнем Востоке

Оценка ресурса и возможности его использования

Минеральные



Агроклиматические



Водные



Энергетические



Биологические



Рекреационные




  • Главное полезное ископаемое Дальнего Востока - это золото. Найдите месторождения на картах, назовите их. (Это бассейн реки Селемджи, склон Сихотэ-Алиня, низовье реки Амур, п-ов Чукотка, река Камчатка.)

  • Второе место по значению занимают руды цветных металлов, свинец, цинк, ртуть, олово. Здесь на востоке Азии проходит знаменитый «оловянный пояс».

Олово залегает на Чукотке, в хребте Сихотэ- Алинь, в Буреинском хребте, на юге Колымского нагорья. В хребте Сихотэ - Алинь находятся место­рождения вольфрама, молибдена, свинца и цинка (Тетюхинское месторождение свинцово-цинковых руд). Железные руды добывают на юге Дальнего Востока - в Приамурье, Буреинский хребет.

  • Итак, мы определили крупные месторождения полезных ископаемых на Дальнем Востоке. Ребята, что объединяет эти полезные ископаемые? Что у них общее? (Это рудные полезные ископаемые.)

  • Верно, а почему на Дальнем Востоке много месторождений рудных полезных ископаемых? (Это горная территория, складчатая область, сложена магматическими породами, в которых преобладают руды.)

  • А есть ли на Дальнем Востоке нерудные полезные ископаемые? (Есть месторождения угля - Буреинский бассейн, и на юге Приморья месторождение Партизанское, на острове Сахалин, на полуострове Камчатка. Нефть и газ добывают на севере острова Сахалин.)

  • Оценим ресурсы полезных ископаемых и возможности их использования.

На Дальнем Востоке разнообразные полезные ископаемые - и рудные и горючие. Но часть месторождений находится в неосвоенных районах, где нет дорог. Кроме этого, природные условия неблагоприятные - полярная ночь, холодные зимы, вечная мерзлота, горный рельеф, высокая вероятность землетрясений. Особенно большие трудности при освоении месторождений имеются на севере Дальнего Востока.

Агроклиматические ресурсы

-Агроклиматические ресурсы необходимы для земледелия, это увлажнение и обеспеченность теплом. Определяется обеспеченностью теплом по годовой сумме температур, т. е. средних суточных выше +10°С.)

Агроклиматической карте

Юг Дальнего Востока имеет благоприятные условия для земледелия, здесь достаточно тепла для роста растений, а осадки выпадают в муссонном климате.

Летом, что дает возможность заниматься земледелием без орошения и дождевания. Осень на Дальнем Востоке сухая (заканчивается сезон дождей), что удобно для уборки урожая.

Наиболее благоприятные условия в Приамурье и на низменностях Приморья. Здесь растут даже теплолюбивые культуры: соя, рис, томаты, огурцы и даже виноград.

Водные ресурсы

- Оценим наличие пресной воды на Дальнем Востоке, т. е. густая или редкая речная сеть, наличие крупных озер. (Речная сеть густая, т. к. осадков восточные склоны получают много. Реки полноводны летом. Зимой замерзают.)

Крупные реки - Амур с Зеей, Бурее, Уссури - на юге Дальнего Востока. Горные реки имеют гидроэнергоресурсы, т. е. на них можно строить ГЭС. Судоходные реки Дальнего Востока. (Амур, Зея, Бурея, Уссури.)

  • Верно, судоходны также реки Селемджа, Амгунь. Какие возможности использования рек? (Реки можно использовать и для бытовых нужд, и для строительства ГЭС, и как транспортные пути. Но летом возможны - паводки и наводнения.)

Энергетические ресурсы

  • На Дальнем Востоке есть особые неисчерпаемые виды ресурсов, которые еще в очень малой степени используются человеком для получения энергии. Назовите их. (Это энергия внутреннего тепла земли - горячие источники Камчатки, и энергии приливов и отливов, в заливе Шелихова в Пенжинской губе самые высокие приливы - до 13 метров.)

  • На Камчатке работает Паужейская геотермальная станция, используют горячую воду для отопления зданий, теплиц. В Пенжинской губе - был проект строительства приливной электростанции, и она отмечалась на картах как строящаяся, но на поздних картах эта станция не отмечена.

Вывод: Энергетические ресурсы используются слабо.

Биологические ресурсы.

Биологические ресурсы Дальнего Востока очень богаты.

Издавна коренное население всего Дальнего Востока занималось охотой, рыболовством. Промыслом китов, моржей, тюленей, морского котика занимались жители Чукотки.

На Чукотке до сих пор есть традиция: морской промысел кита заканчивался доставкой кита на берег. Собиралось все селение и стар и млад, чтобы получить кусочек теплой еще печени кита. Это средство от цинги.

30 пушных зверей используются как объект охоты. А молодые рога пятнистого оленя (оленя-цветка) и изюбра используют для производства ценного лекарства - пантокрина.

Очень важнее значение имеют рыбные ресурсы морей Тихого океана. Особенно ценятся лососевые - лосось, кета, горбуша, чавыча. Много в морях ловят сельди, минтая, сайру. Добывают крабов, креветок, моллюсков, водоросль - ламинария. Леса богаты ценными породами древесины.

Биологические ресурсы богаты и возможность их использования неплохая. Проблема - в ледовом покрове морей зимой, т. к. Охотское море еще в июне забито льдами и движение судов возможно только с помощью ледоколов.

Рекреационные ресурсы. Рекреационные ресурсы учащиеся оценивают самостоятельно.

Доклад «Долина гейзеров».

Итогом урока должна стать заполненная таблица:

Вид ресурса

Местонахождения на Дальнем Востоке

Оценка ресурса и возможности его использования

Минеральные

Олово на Чукотке в хр. Сихотэ-Алинь. Вольфрам, ртуть, свинцово-цинковые руды - Сихотэ-Алинь. Каменный уголь - Беречинский, Сучанский бассейн. Нефть, газ - Сахалин. Золото - Колыма, Чукотка, Сихотэ-Алинь, низовье Амура.

Богаты, но на севере проблемы: Неосвоенность территорий, незаселенность, отсутствие дорог. Неблагоприятные природные условия (холодные зимы, полярная ночь на Чукотке, вечная мерзлота)

Агроклиматические

На юге Дальнего Востока Приамурье, Приморье.

Благоприятные для сельского хозяйства. Хорошо растут овощи, рис, соя, картофель.

Водные

Реки - Амур, Зея, Бурел, Уссури

и др.

Для ГЭС, судоходны. Проблема паводки.

Энергетические

Нефть, уголь, гидроэнерго, геотермальное на Камчатке, энергия приливов. Пенжинская губа.

Слабо используется

Биологические

Леса. Пушные звери, рыбные -сельдь, лососевые, палтус, минтай и др. Крабы.

Богатые запасы, ценная древесина. Тихий океан дает основной улов рыбы.

Рекреационные

Экзотические долины Камчатки, Уссурийский край, пляжи в р-не Находки


IV.Закрепление изученного.

Нанесите месторождения полезных ископаемых на контурную карту.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Природные ресурсы Дальнего Востока. Освоение их человеком.

Автор: Креулян Светлана Александровна

Дата: 09.09.2015

Номер свидетельства: 229673

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Тематическое планирование "Дальний Восток""
    ["seo_title"] => string(45) "tiematichieskoie-planirovaniie-dal-nii-vostok"
    ["file_id"] => string(6) "306193"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458063613"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Конспект по географии в 8 классе на тему "Северные безлесные природные зоны." "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-po-ghieoghrafii-v-8-klassie-na-tiemu-sieviernyie-biezliesnyie-prirodnyie-zony"
    ["file_id"] => string(6) "144202"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418665966"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Урок географии. Природа России"
    ["seo_title"] => string(29) "urokghieoghrafiiprirodarossii"
    ["file_id"] => string(6) "285092"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454085345"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Экологическое образование детей в образовательных учреждениях Крайнего Севера, на примере школы № 9  г. Надыма»: проблема – пути ее решения. "
    ["seo_title"] => string(160) "ekologhichieskoie-obrazovaniie-dietiei-v-obrazovatiel-nykh-uchriezhdieniiakh-krainiegho-sieviera-na-primierie-shkoly-9-gh-nadyma-probliema-puti-ieie-rieshieniia"
    ["file_id"] => string(6) "154337"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421151260"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Велика Казахстанская земля "
    ["seo_title"] => string(31) "vielika-kazakhstanskaia-ziemlia"
    ["file_id"] => string(6) "171013"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423631503"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства