kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по географии в 8 классе на тему "Северные безлесные природные зоны."

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект по географии в 8 классе. Тема : Северные безлесные природные зоны. Цели: 1. Дать представление об особенностях природы безлесных природных зон Арктики и Субарктики. Сформировать представление о географическом положении, климате, водах, почвах, растительном и животном мире безлесных зон России; 2.Продолжать развивать умение работать с различными источниками информации (учебник, карты атласа, таблицы, Интернет ресурсы), развивать логическое мышление, самостоятельность. 3.Воспитывать любовь к родной земле, бережное отношение к природным богатствам нашей страны. Тип урока: комбинированный Оборудование: атлас, учебник, презентация, карта России. ХОД УРОКА 1.Организационный момент. 2.Проверка домашнего задания Фронтальный опрос: - Что такое азональные и зональные природные комплексы ? - Назовите известные вам азональные природные комплексы. -Назовите известные вам зональные природные комплексы. 3.Актуализаця опорных знаний. Арктические пустыни занимают острова и полуострова Северного Ледовитого океана. Давайте найдем на карте природных зон 4. Формирование новых З.У.Н. Рассказ с элементами беседы: Имеет низкие температуры воздуха зимой до ?60 °С, в среднем ?30 °С в январе и в июле +3 °С. Формируется не только в связи с низкими температурами высоких широт, но также в виду отражения тепла (альбедо) в светлое время от снега и под коркой льда. Годовая сумма атмосферных осадков до 400 мм. Зимой почва пропитывается слоями снега и едва оттаявшего льда, уровень которых составляет 75—300 см. Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Зимой здесь долгая полярная ночь (на 75° с. ш. — 98 суток; на 80°с. ш. — 127 суток; в районе полюса — полгода). Это очень суровое время года. Температура понижается до ?40 °C и ниже, дуют сильные ураганные ветры, часты бураны. — круглосуточное освещение, но тепла мало, почва не успевает полностью оттаять. Температура воздуха чуть выше 0 °С. Небо часто затянуто серыми облаками, идет дождь (нередко со снегом), из-за сильного испарения воды с поверхности океана образуются густые туманы. Флора и фауна. Арктическая пустыня (англ. Arctic desert) практически лишена растительности: нет кустарников, лишайники и мхи не образуют сплошного покрова. Почвы маломощные, с пятнистым (островным) распространением в основном только под растительностью, которая состоит главным образом из осок, некоторых злаков, лишайников и мхов. Крайне медленная восстанавливаемость растительности. Фауна преимущественно морская: морж, тюлень, летом есть птичьи базары. Наземная фауна бедна: песец, белый медведь, лемминг. Арктические пустыни Арктика — край незаходящего солнца летом и затяжной зимней ночи, озаряемой полярными сияниями; мир морозов, метелей, дрейфующих льдов, обширных ледников и арктических пустынь. Арктика делится на две зоны: ледяную зону и зону арктических пустынь. Ледяная зона — это моря севернее полуострова Таймыр. Здесь очень долгая и лютая зима, несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается — это полярная ночь. В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния. Летом в Арктике — полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. В самый теплый месяц температура воздуха не превышает + 5 °C. Органический мир Арктики очень беден. Из растений здесь живут только мхи и лишайники. Животный мир более разнообразен, но большая часть животных живет в морях — Карском и море Лаптевых. Это рыбы: сайка, треска, ряпушка, нельма, корюшка. Млекопитающие: тюлени (морской заяц, кольчатая нерпа), морж, белуха. На побережья и острова весной прилетают птицы: гуси, гага, кулики, чистики, кайры, тупики. На островах Северной Земли и льдах морей Карского и Лаптевых властвует белый медведь. Также создан заповедник «Остров Врангеля». Тундра - природная зона на севере России и других стран (Финляндии, Норвегии, Канады, США). Зона тундры охватывает около 10 % территории России. Она непрерывно простирается от восточных до западных рубежей нашей страны. Тундру можно увидеть и на Чукотке и в районе Белого моря. Существуют также особые горные тундры, которые встречаются в горах в более южных районах, например, на вершинах Уральских гор, на Алтае, в горах Камчатки. Для тундры характерно повсеместное распространение вечной мерзлоты. Здесь трудно найти деревья или даже кустарники - большая часть тундры состоит из разрозенных участков с мхами, лишайниками, различными травами. Вечная мерзлота не только препятствует формированию толстого слоя почвы, но и способствует накоплению влаги, вследствие чего в тундре много озер и болот. Также в тундре много речных долин - есть как короткие водотоки, образуемые талыми водами, так и обширные речные долины больших рек, текущих с более южных территорий России. Лена, Енисей, Обь - все они протекают через зону тундры. Как и в зоне арктических пустынь, в тундре длинная зима с полярной ночью и короткое лето с белыми ночами. Осадки в тундре выпадают в основном в в виде снега, причем снег может идти практически в любом месяце. Флора и фауна в тундре относительно бедны, это связано с суровыми климатическими условиями. Однако в тундре встречается больше растений, чем в зоне арктических пустынь, причем среди них есть и кустарники, в том числе карликовые березы и ивы. Наиболее типичные животные тундры: млекопитающие - олени, овцебыки (завезены на территорию России в 1970-ые годы и с тех пор успешно размножаются), лемминги, песцы, волки, зайцы; на побережьях можно встретить тюленей, моржей; в прибрежных водах - китов, птицы - совы, куропатки, гагары, гуси, утки. В водоемах (реках и озерах) водятся различные рыбы - сиг, осетр, таймень. Несмотря на суровый климат, некоторые народы обитают в зоне тундры уже много веков. Представителей чукотских и якутских этносов приспособились к сложным условиям Крайнего Севера и ведут хозяйство, основанное на ловле рыбы и разведении оленей. Богатства тундры на Руси начали осваивать еще новгородские купцы в XIII-XIV веках. Долгое время, однако, на севере не было поселений с постоянным русским населением. Ситуация изменилась в XVII веках, когда началось активное освоение Сибири и Дальнего Востока. Уже в XVIII веке в различных частях российской тундры появляются порты, поселки золотоискателей, поселки рыболовов. В прошлом веке тундру активно изучали и осваивали с целью поиска различных полезных ископаемых - нефти, газа, угля, золота и цветных металлов. Сегодня в тундре ведется добыча топливных и металлических ископаемых, расположены города и поселки с населением более 10000 человек, возведены электростанции, нефте- и газопроводы, различные промышленные предприятия. Именно такое активное освоение богатств тундры стало причиной множества проблем, которые предстоит решить. Загрязнение нефтепродуктами, уничтожение почвенного и растительного покрова, уменьшение ареалов обитания различных видов животных - все это позволяет говорить об экологическом кризисе российской тундры, поэтому дальнейшую экономическую деятельности в этой природной зоне следует вести умеренно, с постоянным наблюдением за состоянием природы. Лесотундра расположена южнее тундры и представляет собой переходную зону от тундры к тайге. Температура летом до +10 - +15 градусов, при этом здесь во внутренних территориях наблюдаются очень низкие температуры зимой до -60 градусов, именно здесь находится полюс холода северного полушария – Оймякон. Территория находится в пределах многолетней мерзлоты и заболочена. В растительном сообществе появляются хвойные деревья (в основном лиственница), большее количество кустарников. В лесотундре обитают волки, росомахи, лемминги, различные птицы, в озерах водится рыба. 5. Закрепление и обобщение. Обобщающая беседа: Работа по вопросам в учебнике на с.168 6. Домашнее задание §35 7. Итог урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по географии в 8 классе на тему "Северные безлесные природные зоны." »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект по географии в 8 классе на тему "Северные безлесные природные зоны."

Автор: Цхурбаева Ольга Сергеевна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144202

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Разнообразие форм проведения уроков обобщения в географии. "
    ["seo_title"] => string(69) "raznoobraziie-form-proviedieniia-urokov-obobshchieniia-v-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "137367"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417343324"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства