kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект по географии в 8 классе на тему "Северные безлесные природные зоны."

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект по географии в 8 классе. Тема : Северные безлесные природные зоны. Цели: 1. Дать представление об особенностях природы безлесных природных зон Арктики и Субарктики. Сформировать представление о географическом положении, климате, водах, почвах, растительном и животном мире безлесных зон России; 2.Продолжать развивать умение работать с различными источниками информации (учебник, карты атласа, таблицы, Интернет ресурсы), развивать логическое мышление, самостоятельность. 3.Воспитывать любовь к родной земле, бережное отношение к природным богатствам нашей страны. Тип урока: комбинированный Оборудование: атлас, учебник, презентация, карта России. ХОД УРОКА 1.Организационный момент. 2.Проверка домашнего задания Фронтальный опрос: - Что такое азональные и зональные природные комплексы ? - Назовите известные вам азональные природные комплексы. -Назовите известные вам зональные природные комплексы. 3.Актуализаця опорных знаний. Арктические пустыни занимают острова и полуострова Северного Ледовитого океана. Давайте найдем на карте природных зон 4. Формирование новых З.У.Н. Рассказ с элементами беседы: Имеет низкие температуры воздуха зимой до ?60 °С, в среднем ?30 °С в январе и в июле +3 °С. Формируется не только в связи с низкими температурами высоких широт, но также в виду отражения тепла (альбедо) в светлое время от снега и под коркой льда. Годовая сумма атмосферных осадков до 400 мм. Зимой почва пропитывается слоями снега и едва оттаявшего льда, уровень которых составляет 75—300 см. Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покровы держатся почти весь год. Зимой здесь долгая полярная ночь (на 75° с. ш. — 98 суток; на 80°с. ш. — 127 суток; в районе полюса — полгода). Это очень суровое время года. Температура понижается до ?40 °C и ниже, дуют сильные ураганные ветры, часты бураны. — круглосуточное освещение, но тепла мало, почва не успевает полностью оттаять. Температура воздуха чуть выше 0 °С. Небо часто затянуто серыми облаками, идет дождь (нередко со снегом), из-за сильного испарения воды с поверхности океана образуются густые туманы. Флора и фауна. Арктическая пустыня (англ. Arctic desert) практически лишена растительности: нет кустарников, лишайники и мхи не образуют сплошного покрова. Почвы маломощные, с пятнистым (островным) распространением в основном только под растительностью, которая состоит главным образом из осок, некоторых злаков, лишайников и мхов. Крайне медленная восстанавливаемость растительности. Фауна преимущественно морская: морж, тюлень, летом есть птичьи базары. Наземная фауна бедна: песец, белый медведь, лемминг. Арктические пустыни Арктика — край незаходящего солнца летом и затяжной зимней ночи, озаряемой полярными сияниями; мир морозов, метелей, дрейфующих льдов, обширных ледников и арктических пустынь. Арктика делится на две зоны: ледяную зону и зону арктических пустынь. Ледяная зона — это моря севернее полуострова Таймыр. Здесь очень долгая и лютая зима, несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается — это полярная ночь. В небе светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния. Летом в Арктике — полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. В самый теплый месяц температура воздуха не превышает + 5 °C. Органический мир Арктики очень беден. Из растений здесь живут только мхи и лишайники. Животный мир более разнообразен, но большая часть животных живет в морях — Карском и море Лаптевых. Это рыбы: сайка, треска, ряпушка, нельма, корюшка. Млекопитающие: тюлени (морской заяц, кольчатая нерпа), морж, белуха. На побережья и острова весной прилетают птицы: гуси, гага, кулики, чистики, кайры, тупики. На островах Северной Земли и льдах морей Карского и Лаптевых властвует белый медведь. Также создан заповедник «Остров Врангеля». Тундра - природная зона на севере России и других стран (Финляндии, Норвегии, Канады, США). Зона тундры охватывает около 10 % территории России. Она непрерывно простирается от восточных до западных рубежей нашей страны. Тундру можно увидеть и на Чукотке и в районе Белого моря. Существуют также особые горные тундры, которые встречаются в горах в более южных районах, например, на вершинах Уральских гор, на Алтае, в горах Камчатки. Для тундры характерно повсеместное распространение вечной мерзлоты. Здесь трудно найти деревья или даже кустарники - большая часть тундры состоит из разрозенных участков с мхами, лишайниками, различными травами. Вечная мерзлота не только препятствует формированию толстого слоя почвы, но и способствует накоплению влаги, вследствие чего в тундре много озер и болот. Также в тундре много речных долин - есть как короткие водотоки, образуемые талыми водами, так и обширные речные долины больших рек, текущих с более южных территорий России. Лена, Енисей, Обь - все они протекают через зону тундры. Как и в зоне арктических пустынь, в тундре длинная зима с полярной ночью и короткое лето с белыми ночами. Осадки в тундре выпадают в основном в в виде снега, причем снег может идти практически в любом месяце. Флора и фауна в тундре относительно бедны, это связано с суровыми климатическими условиями. Однако в тундре встречается больше растений, чем в зоне арктических пустынь, причем среди них есть и кустарники, в том числе карликовые березы и ивы. Наиболее типичные животные тундры: млекопитающие - олени, овцебыки (завезены на территорию России в 1970-ые годы и с тех пор успешно размножаются), лемминги, песцы, волки, зайцы; на побережьях можно встретить тюленей, моржей; в прибрежных водах - китов, птицы - совы, куропатки, гагары, гуси, утки. В водоемах (реках и озерах) водятся различные рыбы - сиг, осетр, таймень. Несмотря на суровый климат, некоторые народы обитают в зоне тундры уже много веков. Представителей чукотских и якутских этносов приспособились к сложным условиям Крайнего Севера и ведут хозяйство, основанное на ловле рыбы и разведении оленей. Богатства тундры на Руси начали осваивать еще новгородские купцы в XIII-XIV веках. Долгое время, однако, на севере не было поселений с постоянным русским населением. Ситуация изменилась в XVII веках, когда началось активное освоение Сибири и Дальнего Востока. Уже в XVIII веке в различных частях российской тундры появляются порты, поселки золотоискателей, поселки рыболовов. В прошлом веке тундру активно изучали и осваивали с целью поиска различных полезных ископаемых - нефти, газа, угля, золота и цветных металлов. Сегодня в тундре ведется добыча топливных и металлических ископаемых, расположены города и поселки с населением более 10000 человек, возведены электростанции, нефте- и газопроводы, различные промышленные предприятия. Именно такое активное освоение богатств тундры стало причиной множества проблем, которые предстоит решить. Загрязнение нефтепродуктами, уничтожение почвенного и растительного покрова, уменьшение ареалов обитания различных видов животных - все это позволяет говорить об экологическом кризисе российской тундры, поэтому дальнейшую экономическую деятельности в этой природной зоне следует вести умеренно, с постоянным наблюдением за состоянием природы. Лесотундра расположена южнее тундры и представляет собой переходную зону от тундры к тайге. Температура летом до +10 - +15 градусов, при этом здесь во внутренних территориях наблюдаются очень низкие температуры зимой до -60 градусов, именно здесь находится полюс холода северного полушария – Оймякон. Территория находится в пределах многолетней мерзлоты и заболочена. В растительном сообществе появляются хвойные деревья (в основном лиственница), большее количество кустарников. В лесотундре обитают волки, росомахи, лемминги, различные птицы, в озерах водится рыба. 5. Закрепление и обобщение. Обобщающая беседа: Работа по вопросам в учебнике на с.168 6. Домашнее задание §35 7. Итог урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по географии в 8 классе на тему "Северные безлесные природные зоны." »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект по географии в 8 классе на тему "Северные безлесные природные зоны."

Автор: Цхурбаева Ольга Сергеевна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 144202

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Разнообразие форм проведения уроков обобщения в географии. "
    ["seo_title"] => string(69) "raznoobraziie-form-proviedieniia-urokov-obobshchieniia-v-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "137367"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417343324"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1550 руб.
2220 руб.
1490 руб.
2130 руб.
1770 руб.
2530 руб.
1710 руб.
2440 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства