Просмотр содержимого документа
«Природные зоны России»
Урок обобщения по теме «Природные зоны России»
Тип урока: урок-путешествие
Цели урока:
систематизировать и обобщить знания по теме «Природные зоны России»;
развивать познавательный интерес, речь, память, умение работать в парах, группах, пользоваться учебной литературой, справочниками;
воспитывать чувство гордости за свою Родину, любовь к родному краю, к предмету.
Ход урока:
Оргмомент.
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек,
Я другой такой страны не знаю…
Сообщение темы и целей урока.
Действительно, ребята, другой такой удивительной страны в мире нет. Наша страна уникальна по своим размерам, положению, по количеству соседей, по богатству растительного и животного мира, полезных ископаемых, природных ресурсов, часовых поясов, тепловых поясов, природных зон.
И сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим небольшое путешествие по нашей стране, чтобы ещё раз убедиться в её уникальности и неповторимости. Чтобы нам отправиться в путешествие, мы проведём небольшую разминку:
Актуализация опорных знаний:
1. Сколько природных зон на территории России. (6)
2. Самая северная природная зона. (Ледяная зона)
3. Самая большая природная зона по территории. (Лесная зона)
4. Природная зона, где мы с вами живем. (Зона степей)
5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли. (Вечная мерзлота)
6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота? (Арктика, тундра)
7. Зона субтропиков на территории России. (Черноморское побережье Кавказа)
8. Самая жаркая природная зона. (Зона пустынь)
9. В каком направлении идёт смена природных зон? (С севера на юг)
10. В каких местах на территории нашей страны природные зоны изменяются вместе с высотой? (В горах)
11. Как называется эта зона? (Области с высотной поясностью)
Обобщение знаний о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон.
Мы с вами на станции «Географическая».
Давайте вспомним все природные зоны, их положение, климат и занятие населения.
Слайд с картой природных зон
А сейчас, ребята, давайте составим таблицу на доске по каждой природной зоне.
1
- Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)
4
- Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)
2
- Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)
6 –
Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)
5-
Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. (Черноморское побережье Кавказа)
3.
- Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)
Положение зоны
Климат
Занятие населения
Арктика
Северный ледовитый океан и острова, расположенные в нём
Лето короткое холодное.
Зима длинная, полгода – полярный день, полгода – полярная ночь
Охота, рыболовство, научные исследования, перевозка грузов на кораблях
Охота, лесозаготовка, земледелие, животноводство, добыча полезных ископаемых, изготовление изделий на заводах и фабриках.
Зона степей
Южнее зоны лесов.
Теплое продолжительное засушливое лето.
Часто дуют суховеи. Дожди здесь редкие.
Обширное полеводство
в связи с плодородием почвы, охота, животноводство.
Зона пустынь
Небольшая площадь по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги.
Лето очень жаркое
до + 70 градусов,
Ночи прохладные.
Осадков очень мало.
Животноводство
(овцеводство и разведение верблюдов).
На орошаемых землях – садоводство и виноградарство
Черноморское побережье (субтропики)
На юго-востоке страны по берегам Черного моря
Умеренно жаркое лето и теплая зима.
Зимой идут дожди. Горы не пропускают северных ветров
Место отдыха и лечения.
Обширное садоводство и виноградарство.
Что ж, молодцы. А теперь мы с вами должны отправиться на станцию «Ботаническая», Но прежде выполним интересное задание. Работаем в парах: Юра и Егор, Игорь и Катя. Вы получаете текст, в котором нужно исправить ошибки.
Работа в парах по карточкам. Проверка – слайд.
Исправьте ошибки:
Лесная зона расположена к северу от зоны тундры. Природные условия в лесной зоне более суровые, чем в тундре. Растительный мир беден. Большую территорию зоны занимает широколиственный лес. В лесной зоне широко распространёнными животными являются: зубр, амурский тигр, утка-мандаринка. Лес не является домом для растений, животных, грибов.
Исправьте ошибки:
Черноморское побережье Кавказа – это тундра. Уникален растительный и животный мир этой зоны. Встречаются карликовые деревья: бук, каштан, самшит, граб, большое количество плодовых деревьев: ели, персики, абрикосы. В лесах на побережье обитают белые медведи, косули, верблюды. Растянувшись на камнях, свою добычу поджидает медуза. Самое умное морское животное – богомол – плещется в прибрежных водах.
Молодцы! С заданием справились.
А теперь мы на станции «Ботанической»
Перед вами лежат растения из гербария. Разложите их в соответствии с природными зонами. А теперь давайте вспомним, как приспосабливаются растения к природным условиям.
Приспособленность растений:
высокие и широколиственные
невысокие, с узкими листьями и корнями- корневищами
невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями
низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями
высокие с мощными корнями и хвойные
вместо листьев колючки
Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием справились.
Наше путешествие продолжается. Сейчас мы с вами на станции «Зоологическая»
Отгадайте, о каком животном идёт речь.
Этот полярный житель не боится даже белого медведя. У него острые могучие клыки, ими он выкапывает из ила раковины и съедает их содержимое ( морж)
Питается рыбой. Прекрасный пловец и ныряльщик. Вместо ног у него ласты. Зимой лед пробивает головой (тюлень)
Это животное быстро скачет. Нет воды и не надо. Ему хватает той влаги, что в стебельках растений (тушканчик)
Густой мех. Морда до самых ноздрей опущена. Это позволяет ему доставать из-под снега ягель, раздвоенные копыта (олень).
Эта птица около метра высотой, с длинными ногами, тяжело летает, делая редкие взмахи крыльями. Питается семенами и зелеными частями растений (дрофа)
Крупный зверь лесной полосы. Его стройные сильные ноги заканчиваются широкими копытами, благодаря которым он легко передвигается даже по топким болотам (лось).
Обитают на тихих лесных речках с высокими берегами, поросшими густыми зарослями кустарников, трав и мягких пород деревьев, которые составляют основной корм этих животных (бобр).
У нее плотное оперение, которое защищает от ледяных ветров. На брюхе и лапах очень густые, длинные перья. Благодаря им может долго сидеть на снегу. Охотится на куропаток. Но чаще поедает леммингов (белая сова).
Это животное быстро бегает, что спасает их от преследования волков и позволяет пробегать большое расстояние в поисках воды и кормов (сайгак)
Это животное обитает в море. Оно никогда не оставит в беде своего сородича. Раненого или больного поддерживают на воде, чтобы тот мог плыть. Известны случаи, когда они спасали людей. (дельфины)
А теперь расселите животных по природным зонам. А как животные приспособились к условиям жизни в различных природных зонах?
Приспособленность животных:
толстый слой жира
густой мех и оперение птиц
короткий мех
в жаркое время зарываются в песок
окраска под цвет снега
активны ночью
взбираются на кусты
питание в море или под снегом
живут в норах и делают запасы на зиму
окраска под цвет растительности
быстро бегают
залегают в спячку
Станции «Экологическая»
Может ли планета заболеть? Оказывается, может. Именно это произошло с Землей по вине человека. На планете возникли экологические проблемы, от решения которых зависит судьба всего живого.
Таких проблем очень много.
Экологические проблемы:
исчезновение животных и растений;
браконьерство;
загрязнение окружающей среды;
разрушение почвы техникой;
чрезмерный выпас скота;
вырубка лесов;
пожары;
распашка степей;
неумеренное орошение;
движение песков из-за перевыпаса скота.
Что делает человек, чтобы спасти окружающую среду? Какие меры предпринимает для охраны природы?
Охрана природы:
создание заповедников
запрещение охоты
ограничение ловли рыбы
не использовать тяжёлую технику
охрана оленьих пастбищ
бережно относиться к природным богатствам
восстановление вырубленных участков
предупреждение пожаров
прекратить распашку
ограничить выпас скота
Одним из первых условий вы назвали создание заповедников. Вы знаете, что в нашей стране есть заповедники, охраняющие животных и растения. О многих из них мы говорили. Давайте вспомним это и заполним небольшую табличку. Работаем в парах: Игорь и Егор, Юра и Катя. Используя учебник, заполните табличку.
Работа в парах.
Я знаю, что дома вы подготовили сообщение об одном животном, занесённом в красную книгу России. Мы хотим послушать ваши сообщения.
Сообщения детей.
Рефлексия. Итог урока.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Мне хотелось бы узнать, понравилось оно вам или нет? Как вы оцениваете свою работу на уроке? А как работали ваши одноклассники?
Чему же вы научились на этом уроке?
Да, ребята, сегодня вы учились любить нашу Родину. Она прекрасна. Она неповторима. И каждый уголок, каждая природная зона прекрасна по-своему. У нас в стране много замечательных мест, которые по праву можно считать чудом. В 2008 году в стране проводился конкурс «7 чудес России». Из великого множества различных достопримечательностей жители нашей страны выбрали 7 самых лучших, символизирующих красоту, мощь и значение нашего государства. Я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм об этом и ещё раз убедиться в том, что наша страна прекрасна и огромна.
Фильм «7 ЧУДЕС РОССИИ»
Ребята, спасибо вам за урок. Надеюсь, что он вам , действительно понравился. Мне хочется, чтобы вы всегда были такими активными и любознательными. Помните, ничего не даётся просто так. Всего нужно добиваться упорным трудом и знаниями. Тогда наша страна будет ещё краше и сильнее.