Тема урока : «Практическая работа: определение географических координат» Подготовила и провела учитель географии высшей квалификационной категории Коноваленко Л.В. МОУ «СОШ №1», г. Благодарный Ставропольского края |
Цель урока: закрепить умения определять географические координаты. задачи: закрепить понятия «географическая широта», «географическая долгота»; развитие навыков определения географических координат по карте (Карта полушарий, Карта России, Политическая карта мира); продолжить формировать умения работать с картой; развитие логики; продолжить развивать географическое мышление; развитие познавательного интереса; продолжить формировать умения работать в группе, используя средства ИКТ. Методы и приемы: беседа с использованием презентации, групповая работа с географической картой. |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Будут уметь определять координаты географических объектов, находить географические объекты по заданным координатам | Будут уметь самостоятельно работать с картами, текстом учебника, формулировать выводы, участвовать в дискуссии,обсуждать правильность решения задачи, работать в парах. | Высказывать свое отношение оважности изучения предмета географии Понимать, что это важно в продолжении изучения предмета |
Тип урока: урок практикум; повторение |
Оборудование :настенная карта полушарий,атлас,контурные карты, итерактивная доска,технологическая карта ,карточки |
Ход урока |
1 этап. Орг. момент | Настрой учащихся на работу: «Добрый день дети. Проверте пожалуйста, готовы ли Вы к уроку. Желаю Вам успешно плодотворной работы». |
2 этап. Актуализация знаний | SOS!!! Тому, кому попадет это послание… Послание капитана Гранта: 7 июня 1862 года трехмачтовое судно «Британия» просит о помощи! Шторм застиг наш корабль у берегов Европы. Стремительным течением нас отнесло на юг, и мы больше всего опасались быть отнесенными в район Бурь, но нас неожиданно захватили в плен пираты.Теперь мы просим вас о помощи. Для того чтобы определить наше местонахождение мы отправляем вам координаты: 37 ю.ш. |
3 этап. Мотивация 1) Стимулирует интерес учащихся к уроку 2)Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление (приемы) | 1.Как можно определить место жительство человека (по адресу)? 2.Что такое экватор 3. Сколько полюсов на земном шаре? 1. Что необходимо знать для определения координат? (Географическую широту и долготу). 2. Что такое географическая широта? (Географическая широта – расстояние в градусах от экватора до нужного объекта). 3. Какие линии помогают определять географическую широту? (Параллели). 4. Какая бывает широта? (Северная и южная). 5. Что называется географической долготой? (Географическая долгота – расстояние от нулевого (начального, Гринвичского) меридиана до объекта). 6. Какой меридиан самый длинный? (Меридианы все одинаковые). 7. Какой бывает долгота? (Западная и восточная). - Видно, что наши экипажи хорошо подкованы. Теперь мы можем отправляться в путь, во время путешествия необходимо заполнять «бортовой журнал», чтоб не сбиться с курса. SOS!!! Тому, кому попадет это послание… Экипаж корабля «Атлант» просит о помощи! Шторм застиг наш корабль у берегов Европы. Стремительным течением нас отнесло на юг, и мы больше всего опасались быть отнесенными в район Бурь, но нас неожиданно захватили в плен пираты.Теперь мы просим вас о помощи. Чтобы определить наше местонахождение мы изложили информацию как нас найти, но чтобы не догадались пираты нам пираты нам пришлось ее зашифровать – мы указали координаты точек, где нам удалось побывать и в названии этих объектов будет скрыта нужная буква, собрав их все вместе, вы найдете место, где нас держат. 37 ю.ш. 20 в.д. |
Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока. |
4 этап. Целеполагание и планирование | Дети как можно сформулировать нашу тему урока? Что нам нужно сделать, чтобы ее решить? |
5 этап. «Практическая работ. Определение географических координат ) | Найти координаты: 1- оз. Виктория – 1 ю.ш. 33 в.д - влк. Везувий -41 с.ш. 16 в.д. - г. Джомолунгма -2 с.ш. 87 в.д. - озеро Чад - 10 с.ш 12 в.д. .о. Пасхи - 28° ю. ш. 109° з. д. г. Аконкагуа - 33° ю. ш. 70° з. д. вдп. Анхель - 5° с. ш. 62° з. д. оз. Эйр - 28° ю. ш. 138° в. д. пик Коммунизма - 39° с. ш. 72° в. д. г. Бразилиа - 17° ю. ш. 48° з. д. г. Берлин -52° с. ш. 14° в. д. г. Санкт-Петербург - 59° с. ш. 31° в. д. 63° с. ш. 151 ° з. д - Мак-Кинли |
Найти по координатам объект: 2. 31 с.ш. 31 в.д. – город Каир, 3. 56 с.ш. 38 в.д. – город Москва, 4. 32 с.ш. 71 з.д.- г. Сантьяго, 5. 64 с.ш. 21 з.д – о. Исландия 5. 33 ю.ш. 70 з.д. – г. Аконкагуа, 6. 23 ю.ш. 44 в.д. – город Рио-де-Жанейро. Что это за географический объект? 1.Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 метра. Если поднять голову вверх, то все равно не увидишь где начинается этот водопад и, кажется, что вода падает прямо с неба. Как называется этот водопад? Его координаты: 6* с.ш. 62*з.д. (Анхель) 2.. Это удивительный вулкан, который возвышается среди открытого пространства и у его подножья царит вечное лето, а на вершине сверкают снега и льды, местные жители думали, что вершина состоит из драгоценных камней и даже снаряжали экспедиции для их добычи. Что это за вулкан? Его координаты: 4*ю.ш 38*в.д. (Килиманджаро) 3. В1856 году английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта, африканцы называли его «шумящий дым» потому, что мелкие водяные брызги клубятся над ним подобно дыму от большого пожара. Найдите его по координатам 18*ю.ш. 26*в.д. (Виктория) 4. Название этого водопада переводится как «Грохочущая вода», огромное облако водяной пыли висит над ним, со специальной смотровой башни можно проследить весь путь водопада. – 43 с.ш. 79 з.д . (Ниагарский) |
| Найти по координатам объект. Открываем книгу по подготовке к огэ по географии. Открываем страницу Оценивание. Посчитайте свой средний балл, заработанный на уроке. Сложите все баллы и разделите на количество заданий. Критерии смотрите в листе самооценки. 2,5-3,4 балла – оценка «3»; 3,5-4,4 балла– оценка «4»; 4,5-5 балла - оценка «5» 6 этап. |
Рефлексия учебной деятельности | Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Ребята, скажите, для чего нужны умения определять координаты по карте? Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. И наша с вами задача научиться определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу. Скажите, мы сегодня достигли цели урока? Что на уроке Вас больше всего удивило? А что было сложным и непонятным? Понравилось ли вам работать в группах? |
8 этап. Дом.задание | Стр.74№12 |