kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практическая работа № 4. Определение географических координат по географической карте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутый план урока. 

ЦЕЛИ УРОКА:

а) образовательные: углубить и обобщить знания учащихся по теме «Географические координаты», закрепить умение определять географические координаты;

б) развивающие: развивать умение работать с картами атласа и контурными картами; развивать логическое мышление;

в) воспитательные: раскрыть значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей; воспитывать у учащихся самостоятельность и аккуратность.

Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 4. Определение географических координат по географической карте»

10


Дата: 22.11.2018


Урок № 22


ТЕМА УРОКА:


Практическая работа № 4

«Определение географических координат по географической карте»


ЦЕЛИ УРОКА:

а) образовательные: углубить и обобщить знания учащихся по теме «Географические координаты», закрепить умение определять географические координаты;

б) развивающие: развивать умение работать с картами атласа и контурными картами; развивать логическое мышление;

в) воспитательные: раскрыть значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей; воспитывать у учащихся самостоятельность и аккуратность.


ЗАДАЧИ УРОКА: закрепление знаний о географических координатах; умений определять географические координаты географических объектов и находить географические объекты по координатам посредством выполнения практической работы.


ТИП УРОКА: урок закрепления полученных знаний.


МЕТОД: поисковый, продуктивный.


ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, атлас, карта полушарий, контурная карта, карточки с заданиями.


ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: географические координаты, географическая широта, географическая долгота.


ХОД РАБОТЫ:

  1. ОРГАНИЗАЦИОНЫЙ МОМЕНТ


  1. Приветствие учителя.

  2. Определение психологического настроения детей (выбрать предложенную сигнальную карточку: солнышко, если настроение положительное или тучку, если настроение плохое).

  3. В ходе урока с целью мотивации учебной деятельности учащихся используется игра «Альпинист».

Учитель: Человек стремиться достичь каких-то высот. Сегодня в течение урока мы тоже будем стараться покорить вершину (игра «Альпинист»), а также найдем сундучок с сокровищем. Это ценность, которая помогает человеку самореализоваться. Что же это за сокровище? Будьте внимательны при выполнении заданий, ответ спрятан в заданиях.

В ходе работы каждый из вас будет заполнять Лист оценивания:








ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ


п/п

Задания

Максимальное кол-во баллов

Полученные баллы

Оценка

Тестирование

14



Определение координат объектов

5



Определение объектов по заданным координатам

5



Задания-загадки

2 + 2 = 4



Вывод

2



Всего получено баллов

30



Дополнительные баллы за активную работу




Оценивание:

30 и более баллов – «5»; 20-29 баллов – «4»; 11-19 баллов – «3»



  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

При выполнении данного задания учащиеся самостоятельно определяют тему урока (при помощи ответов на тестовые задания и ключа).

Каждый правильный ответ – 1 балл

  1. Условная линия, проведённая от северного полюса до южного – это…

а) меридиан; б) параллель; в) экватор.

  1. Горизонтальные условные линии градусной сетки – это…

а) меридиан; б) параллель; в) северный или южный полюс.

  1. Меридианы имеют направление:

а) север – юг; б) запад – восток.

  1. Параллели имеют направление:

а) север – юг; б) запад – восток.

  1. Широта бывает: а) северная и южная; б) восточная и западная.

  2. Долгота бывает: а) северная и южная; б) восточная и западная.

  3. Широту определяют при помощи: а) меридианов; б) параллелей; в) полюсов.

  4. Долготу определяют при помощи: а) меридианов; б) параллелей; в) тропиков.

  5. Как называют нулевой меридиан? а) экватор, б) Гринвич; в) тропик; г) полюс.

  6. Как называют параллель 0°? а) экватор, б) Гринвич; в) тропик; г) полюс.

  7. В каком полушарии находится Северная Америка?

а) северо-западном; б) северо-восточном; в) юго-западном; г) юго-восточном.

  1. В каком полушарии находится Австралия?

а) северо-западном; б) северо-восточном; в) юго-западном; г) юго-восточном.

  1. Какая точка имеет координаты 90° ю.ш.?

а) северный полюс; б) южный полюс; в) точка пересечения экватора и нулевого меридиана.

  1. Какая точка имеет координаты 90° с.ш.?

а) северный полюс; б) южный полюс; в) точка пересечения экватора и нулевого меридиана.

Ключ:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

а) - А


а) - Е

а) - Р

а) - А

а) - С

а)

а) - А

а) - Б

а) - Х

а) - Е

а) - К

а) - А

а) - Ч

а)

б) - Б


б) - Д

б) - Я

б) - Е

б) - Б

б)

б) - О

б) - Т

б) - Ъ

б) - Ц

б) - И

б) - Б

б) - А

б)

в) - В


в) - И





в) - В

в) - У

в) - Э

в) - З

в) - В

в) - В

в) - Т

в)








г) - С

г) - Г

г) - Г

г) - Т



Выполнив задание, при помощи предложенного ключа, получили, что урок будет посвящен АДРЕСУ ОБЪЕКТА (географического).


Учитель: А что мы называем адресом географического объекта? (Это географические координаты объекта).

Объявление темы, целей и задач урока.


  1. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение к другим объектам. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив его географические координаты с помощью приборов.

Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения.

Вот почему так важно уметь определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу.


  1. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

(закрепление изученного материала)

Учащиеся записывают в рабочих тетрадях номер, название, цель практической работы, используемое оборудование.

Учитель раздает учащимся памятку-алгоритм по определению географических координат географических объектов.

Для слабых и сильных учащихся подготовлены заранее индивидуальные карточки с целью обеспечения дифференцированного подхода в обучении.


Ход выполнения практической работы

  1. Сложить определение из предложенного набора слов «Географические координаты географического объекта – это его широта и долгота».

  2. Задание-разминка (учащиеся отмечают по одной точке на схеме, все учащиеся – на контурной карте).

  1. На схеме «Градусная сеть» отметить точки с координатами:

Т1 (0 ш., 30  в.д.);

Т2 (0 ш., 60  в.д.);

Т3 (0 ш., 70  в.д.);

Т4 (0 ш., 100  в.д.);

Т5 (20 ю.ш., 50  в.д.);

Т6 (20 ю.ш., 80  в.д.);

Т7 (40 с.ш., 60  в.д.);

Т8 (20 с.ш., 90  в.д.).

  1. Соединить точки:

1-2-3-4

1-5, 5-6, 4-6

2-7, 7-8, 2-8


Физминутка

Отправляемся в поход (ходьба на месте)

Держим путь мы на восток (поворот на В)

А потом идем на запад (поворот на З)

Пусть присядет, кто не смог (приседаем)

Раз присели, два и три,

Сейчас на Солнце посмотри (смотрим вверх),

А теперь смотри на север,

А потом иди на юг.

Глазками обвели по контурам материки на карте.

(далее – продолжаем выполнение практической работы)


  1. Определить координаты географических объектов, пользуясь картой учебника (стр. 176-177) или картами атласа. Каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Гора Джомолунгма. Высочайшая вершина мира – 8848 м. Находится в Гималаях (Евразия).

  2. Влк. Орисаба. Находится в Мексике (Северная Америка). Это действующий вулкан, по разным сведениям имеет высоту от 5610 м до 5636 м. Последнее извержение было в 1687 г.

  3. Кейптаун – столица ЮАР (Африка). Южно-Африканская Республика известна богатыми залежами алмазов и золота.

  4. Водопад Анхель – самый высокий водопад в мире. Общая высота – 979 м (по другим данным 1054 м), высота непрерывного свободного падения воды 807 м. Находится в Венесуэле (Южная Америка).

  5. Остров Пасхи – остров в юго-восточной части Тихого океана, территория Чили. Является самым удалённым населённым островом в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3514 км, до острова Питкэрн, ближайшего населённого места, – 2075 км. Остров был открыт голландским путешественником Якобом Роггевеном в Пасхальное воскресенье 1722 года. Местное название острова – Рапануи. Рапануи во многом известен благодаря моаи, или каменным статуям из спрессованного вулканического пепла, в которых, по поверьям местных жителей, заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи — Хоту-Мату’а.


Объект

Координаты

г. Джомолунгма

29° с.ш., 88° в.д.

*влк. Орисаба

19° с.ш., 98° з.д.

Кейптаун

34° ю.ш., 19° в.д.

вдп. Анхель

7° с.ш., 62° з.д.

о. Пасхи

27° ю.ш., 105° з.д.


Отметьте, пожалуйста, эти географические объекты на контурной карте.



  1. По координатам определить географические объекты.


Объект

Координаты

48° с.ш., 38° в.д.

Донецк

31° ю.ш., 70° з.д.

г. Аконкагуа

18° ю.ш., 27° в.д.

вдп. Виктория

7° ю.ш., 105° в.д.

влк. Кракатау

19° с.ш., 99° з.д.

Мехико


Учитель: Ребята, первый заданный объект (Донецк) не нанесен на карту, так как карта мелкого масштаба. Попробуйте при помощи подсказок угадать, что это за объект. О каком городе вы думаете, когда слышите песню «Этот город – самый лучший город на Земле» группы «Браво»? Правильно, о своем родном городе (показывает фото города). А наш родной город – это… (Донецк).

Отметьте, пожалуйста, эти географические объекты на контурной карте.


  1. Задания-загадки (каждый правильный ответ – 2 балла).

  1. Шхуна «Пилигрим» (Ж.Верн «Пятнадцатилетний капитан») находилась на 44° ю.ш. и 165° долготы к западу или востоку от линии Гринвича. В каком океане?


Ответ: Шхуна находилась в точке с координатами 44° ю.ш. и 165°з.д. в Тихом океане (т.к. координаты 44° ю.ш. и 165° в.д. имеют острова Новая Зеландия). При решении использовать карту учебника на стр. 187.


  1. По дну этого пролива построен тоннель, который соединяет остров и материк. Как  называются остров и материк, если тоннель расположен на 51°с.ш. 1° в.д.?

Ответ: остров Великобритания, материк – Евразия (пролив Ла-Манш).

Пролив Ла-Манш

Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем имеет давнюю историю. Еще в 1802 г. французский инженер Альбер Матье-Фавье предложил проект тоннеля для поездок в каретах при свете масляных фонарей. Были и другие проекты, и даже начиналось строительство: дважды в 1876 и 1922 г. Но оба раза стройка замораживалась по политическим причинам.

Новый проект был запущен в 1973 г. Подземная переправа была открыта в 1994 г. и получила название Евротоннель. Это двухпутная железная дорога длиной около 51 км (39 км под Ла-Маншем). Благодаря туннелю теперь можно попасть из Парижа в Лондон за 2 часа 15 минут; в самом туннеле поезда находятся 20-35 мин.


Отметьте, пожалуйста, эти географические объекты на контурной карте.


Вывод к практической работе.

  1. Для определения географических координат используют градусную… (сеть).

  2. Умение определять географические координаты нужны людям таких профессий как… (штурман, военный, геолог, геодезист, географ…).

  3. Старая пословица на новый лад. В заданиях «спрятано» слово – ценность, которая помогает человеку самореализоваться – «Успех». Пословица будет звучать так:

«Терпение и труд к успеху приведут».


  1. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


  1. Учащиеся ставят себе оценку за урок и проговаривают, что получалось у них лучше всего и какие были трудности.

  2. Учитель повторно определяет психологическое настроение детей (выбрать предложенную сигнальную карточку: солнышко, если настроение положительное или тучку, если настроение плохое) и делает выводы об успешности проведенного урока.

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Творческое задание на выбор (п.1 или п.2)

  1. На контурной карте составить рисунок по точкам с определенными координатами (как в задании-разминке).

  2. Подготовить краткое сообщение о любом из объектов задания 4 (объекты, которые определялись по заданным координатам).




Приложение


ПАМЯТКА

для выполнения практической работы


АЛГОРИТМ

определения географических координат


  1. Определить, в каком полушарии находится географический объект.

  2. При помощи параллелей определить широту (бывает северная или южная: с.ш. или ю.ш.).

  3. При помощи меридианов определить долготу (бывает восточная или западная: в.д. или з.д.).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практическая работа № 4. Определение географических координат по географической карте

Автор: Степанова Надежда Николаевна

Дата: 25.11.2018

Номер свидетельства: 487520

Похожие файлы

object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "Практическая работа "Определение направлений, географических координат" "
    ["seo_title"] => string(82) "praktichieskaia-rabota-opriedielieniie-napravlienii-ghieoghrafichieskikh-koordinat"
    ["file_id"] => string(6) "129720"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415738529"
  }
}
object(ArrayObject)#903 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Практическая работа "Определение географических координат" "
    ["seo_title"] => string(69) "praktichieskaia-rabota-opriedielieniie-ghieoghrafichieskikh-koordinat"
    ["file_id"] => string(6) "244050"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445873037"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Методические рекомендации к практическим работам"
    ["seo_title"] => string(57) "mietodichieskiie_riekomiendatsii_k_praktichieskim_rabotam"
    ["file_id"] => string(6) "348313"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1476193073"
  }
}
object(ArrayObject)#903 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) ""Северная Америка: географическое положение, исследование материка". "
    ["seo_title"] => string(79) "sieviernaia-amierika-ghieoghrafichieskoie-polozhieniie-issliedovaniie-matierika"
    ["file_id"] => string(6) "211319"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431600426"
  }
}
object(ArrayObject)#881 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "прикладной курс "Топография и картография" 11 класс "
    ["seo_title"] => string(53) "prikladnoi-kurs-topoghrafiia-i-kartoghrafiia-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "154794"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421215798"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства