Практическая работа № 4. Определение географических координат по географической карте
Практическая работа № 4. Определение географических координат по географической карте
Развернутый план урока.
ЦЕЛИ УРОКА:
а) образовательные: углубить и обобщить знания учащихся по теме «Географические координаты», закрепить умение определять географические координаты;
б) развивающие: развивать умение работать с картами атласа и контурными картами; развивать логическое мышление;
в) воспитательные: раскрыть значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей; воспитывать у учащихся самостоятельность и аккуратность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Практическая работа № 4. Определение географических координат по географической карте»
10
Дата: 22.11.2018
Урок № 22
ТЕМА УРОКА:
Практическая работа № 4
«Определение географических координат по географической карте»
ЦЕЛИ УРОКА:
а) образовательные: углубить и обобщить знания учащихся по теме «Географические координаты», закрепить умение определять географические координаты;
б) развивающие: развивать умение работать с картами атласа и контурными картами; развивать логическое мышление;
в) воспитательные: раскрыть значимость знаний о географических координатах для практической жизни людей; воспитывать у учащихся самостоятельность и аккуратность.
ЗАДАЧИ УРОКА: закрепление знаний о географических координатах; умений определять географические координаты географических объектов и находить географические объекты по координатам посредством выполнения практической работы.
ТИП УРОКА: урок закрепления полученных знаний.
МЕТОД: поисковый, продуктивный.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник, атлас, карта полушарий, контурная карта, карточки с заданиями.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: географические координаты, географическая широта, географическая долгота.
ХОД РАБОТЫ:
ОРГАНИЗАЦИОНЫЙ МОМЕНТ
Приветствие учителя.
Определение психологического настроения детей (выбрать предложенную сигнальную карточку: солнышко, если настроение положительное или тучку, если настроение плохое).
В ходе урока с целью мотивации учебной деятельности учащихся используется игра «Альпинист».
Учитель: Человек стремиться достичь каких-то высот. Сегодня в течение урока мы тоже будем стараться покорить вершину (игра «Альпинист»), а также найдем сундучок с сокровищем. Это ценность, которая помогает человеку самореализоваться. Что же это за сокровище? Будьте внимательны при выполнении заданий, ответ спрятан в заданиях.
В ходе работы каждый из вас будет заполнять Лист оценивания:
ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ
№ п/п
Задания
Максимальное кол-во баллов
Полученные баллы
Оценка
Тестирование
14
Определение координат объектов
5
Определение объектов по заданным координатам
5
Задания-загадки
2 + 2 = 4
Вывод
2
Всего получено баллов
30
Дополнительные баллы за активную работу
Оценивание:
30 и более баллов – «5»; 20-29 баллов – «4»; 11-19 баллов – «3»
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
При выполнении данного задания учащиеся самостоятельно определяют тему урока (при помощи ответов на тестовые задания и ключа).
Каждый правильный ответ – 1 балл
Условная линия, проведённая от северного полюса до южного – это…
а) меридиан; б) параллель; в) экватор.
Горизонтальные условные линии градусной сетки – это…
а) меридиан; б) параллель; в) северный или южный полюс.
Меридианы имеют направление:
а) север – юг; б) запад – восток.
Параллели имеют направление:
а) север – юг; б) запад – восток.
Широта бывает: а) северная и южная; б) восточная и западная.
Долгота бывает: а) северная и южная; б) восточная и западная.
Широту определяют при помощи: а) меридианов; б) параллелей; в) полюсов.
Долготу определяют при помощи: а) меридианов; б) параллелей; в) тропиков.
Как называют нулевой меридиан? а) экватор, б) Гринвич; в) тропик; г) полюс.
Как называют параллель 0°? а) экватор, б) Гринвич; в) тропик; г) полюс.
а) северный полюс; б) южный полюс; в) точка пересечения экватора и нулевого меридиана.
Какая точка имеет координаты 90° с.ш.?
а) северный полюс; б) южный полюс; в) точка пересечения экватора и нулевого меридиана.
Ключ:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
а) - А
а) - Е
а) - Р
а) - А
а) - С
а)
а) - А
а) - Б
а) - Х
а) - Е
а) - К
а) - А
а) - Ч
а)
б) - Б
б) - Д
б) - Я
б) - Е
б) - Б
б)
б) - О
б) - Т
б) - Ъ
б) - Ц
б) - И
б) - Б
б) - А
б)
в) - В
в) - И
в) - В
в) - У
в) - Э
в) - З
в) - В
в) - В
в) - Т
в)
г) - С
г) - Г
г) - Г
г) - Т
Выполнив задание, при помощи предложенного ключа, получили, что урок будет посвящен АДРЕСУ ОБЪЕКТА (географического).
Учитель: А что мы называем адресом географического объекта? (Это географические координаты объекта).
Объявление темы, целей и задач урока.
МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение к другим объектам. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив его географические координаты с помощью приборов.
Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно, например, для штурманов и военных. Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедициях, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения.
Вот почему так важно уметь определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу.
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
(закрепление изученного материала)
Учащиеся записывают в рабочих тетрадях номер, название, цель практической работы, используемое оборудование.
Учитель раздает учащимся памятку-алгоритм по определению географических координат географических объектов.
Для слабых и сильных учащихся подготовлены заранее индивидуальные карточки с целью обеспечения дифференцированного подхода в обучении.
Ход выполнения практической работы
Сложить определение из предложенного набора слов «Географические координаты географического объекта – это его широта и долгота».
Задание-разминка (учащиеся отмечают по одной точке на схеме, все учащиеся – на контурной карте).
На схеме «Градусная сеть» отметить точки с координатами:
Т1 (0 ш., 30 в.д.);
Т2 (0 ш., 60 в.д.);
Т3 (0 ш., 70 в.д.);
Т4 (0 ш., 100 в.д.);
Т5 (20 ю.ш., 50 в.д.);
Т6 (20 ю.ш., 80 в.д.);
Т7 (40 с.ш., 60 в.д.);
Т8 (20 с.ш., 90 в.д.).
Соединить точки:
1-2-3-4
1-5, 5-6, 4-6
2-7, 7-8, 2-8
Физминутка
Отправляемся в поход (ходьба на месте)
Держим путь мы на восток (поворот на В)
А потом идем на запад (поворот на З)
Пусть присядет, кто не смог (приседаем)
Раз присели, два и три,
Сейчас на Солнце посмотри (смотрим вверх),
А теперь смотри на север,
А потом иди на юг.
Глазками обвели по контурам материки на карте.
(далее – продолжаем выполнение практической работы)
Определить координаты географических объектов, пользуясь картой учебника (стр. 176-177) или картами атласа. Каждый правильный ответ – 1 балл.
Гора Джомолунгма. Высочайшая вершина мира – 8848 м. Находится в Гималаях (Евразия).
Влк. Орисаба. Находится в Мексике (Северная Америка). Это действующий вулкан, по разным сведениям имеет высоту от 5610 м до 5636 м. Последнее извержение было в 1687 г.
Кейптаун – столица ЮАР (Африка). Южно-Африканская Республика известна богатыми залежами алмазов и золота.
Водопад Анхель – самый высокий водопад в мире. Общая высота – 979 м (по другим данным 1054 м), высота непрерывного свободного падения воды 807 м. Находится в Венесуэле (Южная Америка).
Остров Пасхи – остров в юго-восточной части Тихого океана, территория Чили. Является самым удалённым населённым островом в мире. Расстояние до континентального побережья Чили составляет 3514 км, до острова Питкэрн, ближайшего населённого места, – 2075 км. Остров был открыт голландским путешественником Якобом Роггевеном в Пасхальное воскресенье 1722 года. Местное название острова – Рапануи. Рапануи во многом известен благодаря моаи, или каменным статуям из спрессованного вулканического пепла, в которых, по поверьям местных жителей, заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова Пасхи — Хоту-Мату’а.
Объект
Координаты
г. Джомолунгма
29° с.ш., 88° в.д.
*влк. Орисаба
19° с.ш., 98° з.д.
Кейптаун
34° ю.ш., 19° в.д.
вдп. Анхель
7° с.ш., 62° з.д.
о. Пасхи
27° ю.ш., 105° з.д.
Отметьте, пожалуйста, эти географические объекты на контурной карте.
По координатам определить географические объекты.
Объект
Координаты
48° с.ш., 38° в.д.
Донецк
31° ю.ш., 70° з.д.
г. Аконкагуа
18° ю.ш., 27° в.д.
вдп. Виктория
7° ю.ш., 105° в.д.
влк. Кракатау
19° с.ш., 99° з.д.
Мехико
Учитель: Ребята, первый заданный объект (Донецк) не нанесен на карту, так как карта мелкого масштаба. Попробуйте при помощи подсказок угадать, что это за объект. О каком городе вы думаете, когда слышите песню «Этот город – самый лучший город на Земле» группы «Браво»? Правильно, о своем родном городе (показывает фото города). А наш родной город – это… (Донецк).
Отметьте, пожалуйста, эти географические объекты на контурной карте.
Задания-загадки (каждый правильный ответ – 2 балла).
Шхуна «Пилигрим» (Ж.Верн «Пятнадцатилетний капитан») находилась на 44° ю.ш. и 165° долготы к западу или востоку от линии Гринвича. В каком океане?
Ответ: Шхуна находилась в точке с координатами 44° ю.ш. и 165°з.д. в Тихом океане (т.к. координаты 44° ю.ш. и 165° в.д. имеют острова Новая Зеландия). При решении использовать карту учебника на стр. 187.
По дну этого пролива построен тоннель, который соединяет остров и материк. Как называются остров и материк, если тоннель расположен на 51°с.ш. 1° в.д.?
Ответ: остров Великобритания, материк – Евразия (пролив Ла-Манш).
Пролив Ла-Манш
Идея строительства тоннеля под Ла-Маншем имеет давнюю историю. Еще в 1802 г. французский инженер Альбер Матье-Фавье предложил проект тоннеля для поездок в каретах при свете масляных фонарей. Были и другие проекты, и даже начиналось строительство: дважды в 1876 и 1922 г. Но оба раза стройка замораживалась по политическим причинам.
Новый проект был запущен в 1973 г. Подземная переправа была открыта в 1994 г. и получила название Евротоннель. Это двухпутная железная дорога длиной около 51 км (39 км под Ла-Маншем). Благодаря туннелю теперь можно попасть из Парижа в Лондон за 2 часа 15 минут; в самом туннеле поезда находятся 20-35 мин.
Отметьте, пожалуйста, эти географические объекты на контурной карте.
Вывод к практической работе.
Для определения географических координат используют градусную… (сеть).
Умение определять географические координаты нужны людям таких профессий как… (штурман, военный, геолог, геодезист, географ…).
Старая пословица на новый лад. В заданиях «спрятано» слово – ценность, которая помогает человеку самореализоваться – «Успех». Пословица будет звучать так:
«Терпение и труд к успеху приведут».
РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Учащиеся ставят себе оценку за урок и проговаривают, что получалось у них лучше всего и какие были трудности.
Учитель повторно определяет психологическое настроение детей (выбрать предложенную сигнальную карточку: солнышко, если настроение положительное или тучку, если настроение плохое) и делает выводы об успешности проведенного урока.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Творческое задание на выбор (п.1 или п.2)
На контурной карте составить рисунок по точкам с определенными координатами (как в задании-разминке).
Подготовить краткое сообщение о любом из объектов задания 4 (объекты, которые определялись по заданным координатам).
Приложение
ПАМЯТКА
для выполнения практической работы
АЛГОРИТМ
определения географических координат
Определить, в каком полушарии находится географический объект.
При помощи параллелей определить широту (бывает северная или южная: с.ш. или ю.ш.).
При помощи меридианов определить долготу (бывает восточная или западная: в.д. или з.д.).