Практическая работа по теме «БИОСФЕРА», 5 класс
Цель: изучить особенности жизни на Земле.
Инструкция: выполните задания, используя тексты §20-24 (Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс), атлас, контурную карту.
Ход работы
1. Составьте словарь терминов
Биосфера (стр. 115) - __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Палеонтология (стр.117) - _______________________________________________________________
Биогеография (стр. 121) - ________________________________________________________________
Фитопланктон (стр. 141) - _______________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Заповедник (стр. 147) - __________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Биосферный заповедник (стр. 148) - _______________________________________________________ _______________________________________________________________________________________
2. Вклейте фотографию русского учёного В.И. Вернадского и напишите о его работе.
|
_________________________________________________
3. Вставьте в текст пропущенные слова, используя стр. 116-118.
Живые организмы, населяющие биосферу, взаимодействуют ________________. Живые организмы участвуют в создании __________ пород ___________ происхождения. Живые организмы определяют состав __________, ___________, __________________.
Биологических видов на Земле насчитывают около __________, из них около 412 тыс. _______________, а остальные - ______________ и _______________.
Исследования ученых показали, что в капельках воды _____________ и нижнем слое ____________ постоянно обитают ___________________. Выше жизнь проникает ____________ и организмы не _______________.
В нижней границе биосферы организмы обитают на _________ и в ___________. В океанах жизнь достигает ______ и проникает _______________. В глубинах литосферы жизнь не распространена дальше ___________________.
Простейшие формы жизни на нашей планете появились ________________. Жизнь зародилась и долго развивалась в _________. Органический мир суши ___________. Найденные отпечатки древних растений и животных свидетельствуют о том, что современный облик природы зародился более _______________. Об исчезнувших растениях и животных учёные судят по обнаруженным ______________________________.
Палеонтологические находки можно увидеть в ___________________ или в ________________. Один из крупнейших естественноисторических музеев мира находится в _______. Это музей имени ___________________________________________.
4. Соотнесите изображения окаменелостей и их описание (стр. 118-119), заполните таблицу.
Номер описания |
|
|
|
|
|
Буквенное обозначение фотографии |
|
|
|
|
|
5. Заполните таблицу, используя текст §21-23
Природные зоны Земли
Название природной зоны | Растительный мир | Животный мир |
Влажные экваториальные леса | Вечнозелёный. Деревья-гиганты (60 м). Пальмы, бамбук, кустарники, трава, лианы. | Орангутанг, ягуар, анаконда, тапир, ленивец, хамелеон. |
Саванна | Злаки, травы. Деревья – баобабы, масличная и зонтичная пальмы, акации, эвкалипты, казуарины, колючие кустарники. |
|
Пустыни |
|
|
Степи |
|
|
Лиственные леса |
|
|
Тайга |
|
|
Тундра |
|
|
Арктические и антарктические пустыни |
|
|
6. Используя атлас, раскрасьте разными цветами природные зоны, указанные в условных знаках.
7. Используя текст стр.141-145 дополните таблицу.
Подводный мир
Название зоны подводного мира | Краткая характеристика зоны | Примеры обитателей |
Зона дневного света | Проникает солнечный свет. Мелкая рыба питается микроскопическими растениями и сама служит пищей для более крупных хищных рыб и морских птиц. | Португальский кораблик, летучая рыба, луна-рыба, полосатый дельфин, кашалот, синий марлин, голубой тунец, акула-лисица. |
Сумеречная зона | Незначительные колебания температуры и солёности. Организмы испытывают недостаток пищи. |
|
Ночная зона |
|
|
8. Нарисуйте представителей (дополнительное задание):
- вымершего древнего мира; - одной из природных зон; - подводного мира.