Конспект урока по теме: "Строение и многообразие грибов"
Конспект урока по теме: "Строение и многообразие грибов"
Тема урока: «Строение и многообразие грибов»
Цели урока: обеспечить условия для осмысления блока информации о многообразии живых организмов, на примере « Царства грибов».
Задачи: создать условия для развития
1)предметных компетенций посредством раскрытия связи между строением и жизнедеятельностью грибов, показать приспособленность грибов к разнообразным условиям обитания, раскрыть роль грибов в природе и жизни человека;
2)метапредметных компетенций через формирование представления о клетке как биологической системе (целое, состоящее из частей, выполняющих определенную функцию);
3)личностных компетенций через развитие способностей к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию, формирования ответственного отношения к окружающему миру живой природы, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах.
Тип урока: открытие новых знаний.
Основные понятия: грибы, грибница, плодовое тело. Съедобные и ядовитые грибы.
Решаемые учебные проблемы:
Дать общую характеристику царства грибов, найти общие признаки этого царства, научиться определять части шляпочного гриба, объяснять признаки деления грибов по группам.
Методы обучения: проблемно-поисковый, эмоционального стимулирования и мотивации, сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом, карточками и заданиями практического модуля ЦОР, исследовательский, практический, работы в группах.
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- объяснительно-иллюстративного обучения;
- проблемное обучение;
- словесной продуктивной и творческой деятельности.
Требования к результатам обучения
Личностные УУД:
1)Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2)Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (анализировать, делать выводы); эстетического отношения к изучаемым объектам.
3)Формирование личностных представлений о целостности природы.
4)Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
1)Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2)Овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям.
3)Умение работать с разными источниками биологической информации.
4)Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
1)Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития для формирования естественнонаучной картины мира.
2)Формирование первоначальных систематизированных представлений о многообразии живых организмов, взаимосвязи всего живого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии.
3)Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе.
4)Овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов.
5)
Вид используемых на уроке средств ИКТ: ЦОР, проектор, экран.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Строение и многообразие грибов" »
Технологическая карта урока по биологии в 6 классе
Учебник под редакцией В.В. Пасечника «Биология. Линия жизни»
Тема урока: «Строение и многообразие грибов»
Цели урока: обеспечить условия для осмысления блока информации о многообразии живых организмов, на примере « Царства грибов».
Задачи: создать условия для развития
предметных компетенций посредством раскрытия связи между строением и жизнедеятельностью грибов, показать приспособленность грибов к разнообразным условиям обитания, раскрыть роль грибов в природе и жизни человека;
метапредметных компетенций через формирование представления о клетке как биологической системе (целое, состоящее из частей, выполняющих определенную функцию);
личностных компетенций через развитие способностей к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к учению и познанию, формирования ответственного отношения к окружающему миру живой природы, освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах.
Тип урока: открытие новых знаний.
Основные понятия: грибы, грибница, плодовое тело. Съедобные и ядовитые грибы.
Решаемые учебные проблемы:
Дать общую характеристику царства грибов, найти общие признаки этого царства, научиться определять части шляпочного гриба, объяснять признаки деления грибов по группам.
Методы обучения: проблемно-поисковый, эмоционального стимулирования и мотивации, сочетание словесных и наглядных, самостоятельная работа с учебным текстом, карточками и заданиями практического модуля ЦОР, исследовательский, практический, работы в группах.
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- объяснительно-иллюстративного обучения;
- проблемное обучение;
- словесной продуктивной и творческой деятельности.
Требования к результатам обучения
Личностные УУД:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (анализировать, делать выводы); эстетического отношения к изучаемым объектам.
Формирование личностных представлений о целостности природы.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и других видах деятельности.
Метапредметные результаты:
Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям.
Умение работать с разными источниками биологической информации.
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группах: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты:
Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития для формирования естественнонаучной картины мира.
Формирование первоначальных систематизированных представлений о многообразии живых организмов, взаимосвязи всего живого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии.
Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе.
Овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: ЦОР, проектор, экран.
Название урока
и
его этапы
Основное содержание
Планируемые образовательные результаты
Задания для оценивания
и диагностики УУД
Предметные
УУД:
Р, П, К
Личностные
1
2
3
4
5
6
1.Организацинный
момент
Подготовка кабинета к уроку и создание условий для подготовки учащихся к продуктивной работе, формированию положительного эмоционального
Выбор эффективных способов организации рабочего пространства на уроке
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя
2. Контроль знаний
1) Устный опрос
2) Самостоятельная работа по карточкам (2 варианта)
1. Задает вопросы учащимся.
2. Раздает карточки с заданиями
Выделение существенных признаков бактерий, как живых организмов, различение на рисунках частей и органоидов бактериальной клетки, определение форм бактерий
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
1. Задает вопросы учащимся.
А) Какое царство живых организмов мы изучили на прошлом уроке?
Б) Назовите основные признаки представителей царства «Бактерий»? В) Какое строение имеет бактериальная клетка? Г) Где встречаются бактерии? Д) Какие условия жизни характерны для бактерий? Е) В чем значение бактерий в природе? Ё) Какие болезни, вызываемые бактериями, вам известны? 2. Карточка 1. А. Нарисуйте строение бактериальной клетки и подпишите ее основные части. Б. Найдите правильный ответ. Бактерии питаются: а) только путем фотосинтеза;
б) готовыми органическими веществами в) только органическими веществами живых организмов; г) только поселяясь на продуктах питания. Карточка 2. Нарисуйте изученные формы бактерий и дайте им названия.Б. Найдите правильный ответ. Бактерии - это: а) многоклеточные организмы;
б) одноклеточные организмы; в) одноклеточные организмы, не имеющие оформленного ядра; г) одноклеточные организмы, имеющие только форму палочки.
3. Актуализация знаний, сообщение темы и целей урока
1. Показывает презентацию «Многообразие грибов» [1].
2. Задает вопрос, выдвигает проблему, выделяет признаки «Царства грибов», сообщает тему урока: «Строение и многообразие грибов».
Выделение существенных признаков у представителей «Царства грибов». Формирование основных признаков разных систематических категорий.
Познавательные УУД: формирование основ поиска и выделения информации в слайдах презентации; формулирование познавательной цели; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты, сравнивать и классифицировать изучаемые объекты. Развитие умения построения логической цепи рассуждения
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирования уважительного отношения к труду.
1. Презентация «Многообразие грибов» [1]: Слайд № 1.Представители шляпочных грибов. Слайд № 2. Представители плесневых грибов. Слайд № 3 Дрожжи. Слайд № 4. Представители грибов-паразитов зерновых культур. Слайд № 5. Представители грибов-паразитов плодовых культур. Слайд № 6. Представители грибов-паразитов деревьев. 2. Задает вопросы: А) Можно ли все эти организмы отнести к одному царству? Б) Есть ли общие признаки у рассмотренных организмов?
В) Почему все эти организмы можно отнести к одному царству – «Царству грибов»?
4. Изучение нового материала
Изучение строения и многообразия грибов, их деление на группы.
Отвечают на вопросы о строении, многообразии грибов и на проблемный вопрос.
Сформировать умение выделять существенные признаки в строении одноклеточных и многоклеточных грибов; в многообразии грибов: а) съедобные и ядовитые; б) шляпочные, плесневые, дрожжи и грибы-паразиты.
Познавательные УУД: формирование основ поиска и выделения информации в слайдах учебного модуля; формулирование познавательной цели; развитие способности анализировать полученную информацию, выполнять недостающие компоненты, сравнивать и классифицировать изучаемые объекты. Развитие умения построения логической цепи рассуждения
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
1. Демонстрация учебного модуля ЦОР о строение грибов [2].
2. Демонстрация учебного модуля ЦОР о многообразие грибов и их деление на группы [2]. 3. Вопросы: А. Какое строение имеют шляпочные грибы? Б. Что такое гифы? В. В клетках грибов содержатся хлоропласты? Г. Где образуются споры у шляпочных грибов? Д. Как и чем грибы питаются? Е. Какое строение имеют плесневые грибы? Ё. Где образуются споры плесневых грибов?
Ж. Какие съедобные и ядовитые грибы вы знаете? 4. Проблемный вопрос: « Почему изученные организмы относятся к одному царству – «Царство грибов»?
5. Физкультминутка
Используется презентация [3], где Мультяшный герой входит в класс и проводит физ. минутку, при этом не только говорит, что нужно делать, но и сам показывает все выполняемые упражнения.
Формировать умение безопасного образа жизни и сохранения здоровья обучающихся
6. Закрепление изученного материала
1. Выполнение практических заданий учащимися. Контроль результатов 2. Выполнение лабораторной работы
Выделение особенностей строения и многообразия грибов. Выделение особенностей строения плесневого гриба мукора.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя; уметьсдерживать себя в ситуации затруднения, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Познавательные УУД:
умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Волевая саморегуляция в ситуации затруднения
I. Практические задания № 1-№ 6 модуля ЦОР [4].
II. Инструкция лабораторной работы «Особенности строения мукора и дрожжей»: 1. Соблюдение правил т/безопасности при выполнении лабораторной работы; 2. Рассмотрите микропрепарат «Гриб мукор» при малом и большом увеличении. Сравните увиденное с рис. 19, б (с.36, учебник). Найдите грибницу и плодовое тело со спорами. 3. Зарисуйте строение гриба мукора и подпишите названия его основных частей. 4. На основе проведенного исследования сформулируйте вывод.
7. Рефлексия
Учитель раздает учащимся лис с таблицей и просит учащихся заполнить ее по результатам урока и оценить уровень своей работы
Формирование умения структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Развитие познавательного интереса к изучению предмета биологии
Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность действий на уровне адекватной ретроспективной оценки
Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности
Я знал
Я узнал
Я хочу узнать
8. Домашние задание
S 8, творческое задание – написать сообщение или создать презентацию «Мое путешествие по «Царству грибов»
Формирование умения правильно записывать домашнее задание по биологии
ПРИЛОЖЕНИЕ
№
Название ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЦОР