1. Организационный момент (2 мин) | Организация внимания, мотивационная стимуляция деятельности учащихся. | Учащиеся организуются и настраиваются на учебный процесс. |
2. Проверка и учет знаний и умений учащихся по предшествующей теме (5 мин) | Опрос д/з: Масштаб, измерение расстояний. 1. Фронтальный опрос. 2. Индивидуальный опрос. | Отвечают домашнее задание. |
3. Изучение нового материала (18 мин) а) введение в тему б) изложение новой информации | Что называют горизонтом и линией горизонта? Назовите основные и промежуточные стороны горизонта. Как с помощью компаса определяют направления сторон горизонта? С помощью каких природных признаков можно определить стороны горизонта? Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации? Есть ли выход из данного положения? А только ли важно уметь ориентироваться в данной ситуации? Что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? Тема урока: Понятие об азимуте, ориентирование на местности и по плану. Азимут (по арабски ас-сумут - путь) – это угол между направлением на север и на определенный предмет местности. Азимут обозначают буквой А, а его величину измеряют в градусах, например А = 30 ̊. Величину азимута отсчитывают от направления на север вправо, по ходу часовой стрелки. Циферблат компаса поделен на 360 ̊. 0 ̊ - это азимут на север, 90 ̊ - на восток, 180 ̊ - на юг, 270 ̊ - на запад. Для определения азимута по карте или на предмет местности по компасу отсчитываем величину дуги от 0 ̊ до линии направления на предмет. Так, на рис. 14 азимут на дерево равен – 45 ̊ , на холм – 135 ̊ , на дом – 225 ̊ , на столб линии электропередач – 315 ̊ . Ориентироваться ночью в лесу или в пустыне бывает трудно даже по карте. В таких случаях в дополнение к карте пользуются компасом, с помощью которого определяют азимут маршрута. Предварительно маршрут прокладывают по карте и по ней определяют азимуты и измеряют расстояния. Это называется движением по азимуту. Зная азимут и расстояние, можно определить нужное направление на местности и выйти к намеченному месту. | Учащиеся отвечают на вопросы и высказывают свои мнения, опираясь на ранее изученное. Учащиеся высказывают свои суждения, чувства в предложенной ситуации. Запись темы урока в тетради. Записывают определение в тетрадь. Смотрят на компас. Записывают в тетрадь схематично. Смотрят на рис. 14. Определение азимута по компасу. |