I. Организационный момент | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет отсутствующих | Слушают учителя и включаются в учебную деятельность | Фронтальная работа | Познавательные: отвечают на приветствие учителя Коммуникативные: слушают, взаимодействуют с учителем Регулятивные: настраиваются на рабочий лад | |
II. Актуализация знаний | 5 | Актуализация опорных знаний по теме «Ориентирование на земной поверхности» | Постановка проблемной ситуации: Слайд 1. Дом построен на юге. Объясните, в каком направлении находятся все его углы? | Вспоминают изученный ранее материал Определяют, каких знаний им не хватает | Фронтальная работа | Личностные: активно включаются в общение осознанное построение речевого высказывания в устной форме Познавательные: Формирование системы знаний о земной поверхности Коммуникативные: используют устную речь для аргументированного ответа Регулятивные: контролируют правильность ответа | Устные ответы |
III. Целепологание | 5 | Целеполагание . Создание проблемной ситуации | Зачитывает отрывок одной из очень известной сказки. Налево пойдёшь – коня потеряешь. Направо пойдёшь – себя потеряешь, прямо пойдёшь - Богатым будешь. Узнали сказку? А мы с вами можем так же ориентироваться – направо, налево, прямо… А теперь другая ситуация («Ассоциативный ряд».) Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Ваши ассоциации... Слайд 2 - Объясните, что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации. Давайте обсудим, есть ли выход из данного положения? - Объясните, почему важно уметь ориентироваться в данной ситуации и что нужно знать для того, чтобы ориентироваться? Расскажите своими словами: в жизни нам это нужно, если да, то где? Подводит к формированию темы, цели урока: научиться определять стороны горизонта направления на плане и карте. Слайд 3 | Вступают в диалог, проговаривают и осознают, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель, записывают в тетрадь | Фронтальная работа | Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и умение их применять в различных жизненных ситуациях Познавательные: Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Выделять существенную информацию. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания Регулятивные: оценивают свои возможности самостоятельной деятельности | Устные ответы, работа в тетрадях |
IV. Изучение нового материала | 18 | 1.Работа с учебником с.44 2.Работа в тетради, у доски 3.Работа в тетрадях 4.Работа с компасом 5.Работа с учебником, презентацией | Найдите определение понятия. Прочтите. Что для этого нужно знать? (стороны горизонта) Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4). -
2.Учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного ученика к доске. - Назовите направления промежуточных сторон? Добавьте их в свои схемы. Слайд 4 3.Предлагает проверить знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 3 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 1 – на юг, 2-на запад, 1-на с-з и т.д) Слайд 5
4. Демонстрирует компас. Предлагает познакомиться с правилами работы с компасом. Слайд 6 Определите стороны горизонта в классе. Представьте себе, что вы пошли в лес за грибами. Грибов много, вы увлеклись и… заблудились. Компаса у вас нет. Что делать? Не впадайте в панику, потому что ориентироваться можно разными способами. Какими? Кто знает? Перечислите способы ориентирования по местным признакам Слайд 7 5.Предлагает посмотреть на Слайд 8 и ответить на вопрос: что можете сказать? Покажите стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла. Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта? Укажите величину угла на предмет (помещает условный знак на запад) Мы с вами определили АЗИМУТ. Азимут на: - север – о ◦ и 360 ◦ - северо – восток -45◦ - восток - 90◦ - юго – восток-135◦ - юг – 180 ◦ - юго – запад – 225 ◦ - запад -270 ◦ - северо – запад -315◦ (направляет внимание учащихся на понятие, т. е существенный признак – УГОЛ). Предлагает дать определение понятию «азимут» с помощью учебника. | 1.Работают с учебником, читают и записывают определение в тетради.
2.Чертят и показывают у доски. 3.Самостоятельно работают в определении сторон горизонта на плоскости, проверяют друг друга 4.Знакомятся с компасом, определяют стороны Горизонта, записывают в тетрадях способы ориентирования по местным признакам .
5.Отвечают на вопросы, работаю с транспортиром, дают определение «азимут» | 1. Фронтальная работа 2.Индивидуальная работа 2.Фронтальная работа 3.Индивидуальная, парная работа 4.Групповая работа 5. Индивидуальная работа | Личностные: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ не успешности учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группе Познавательные: Находят нужную информацию; анализируют и делаютвыводы о формах и размерах Земли Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество | 1.Устные ответы, работа в тетради 2.Работа в тетради, у доски 3. Работа в тетради 4.Устные ответы, работа в тетради 5. Устные ответы, работа в тетради |
VI. Первичное осмысление и закрепле- ние изученного | 5 | Проверка усвоенного нового материала | Предлагает задания на «новое» знание в рабочей тетради №1-6 с.25 | Демонстрируют знания по теме Узнают алгоритм | Индивидуальная работа | Познавательные: Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, формулируют выводы Коммуникативные: взаимодействуют в обсуждении ответов на вопросы, выражают свои мысли Регулятивные: Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль | Проверка выполнения задания |
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение полученных на уроке сведений. Самооценка, самоанализ деятельности | 1. Учитель задает вопросы: Как можно ориентироваться на местности? Для чего и почему это нужно знать? 2. Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»: красный–я работал отлично, мне всё понятно желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось. Слайд 9 | Определяют степень своего продвижения к цели по ответам на заданные вопросы. Объясняют, анализируют, формулируют. Дают развернутый ответ, обобщают информацию, формулируют вывод о необходимости применять навыки и умения ориентирования для определения своего положения в пространстве | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, высказывают свое мнение об уроке Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем | Оценивание учащихся за работу на уроке |