kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ориентирование на земной поверхности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока

Ориентирование на земной поверхности

Дата урока

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Сформировать знания о способах ориентирования на местности; умение определять направления с помощью компаса; понятие «азимут» и умение его определять

Образовательные
ресурсы

Дронов В. П., Савельева Л. Е. -  География. Землеведение. 5-6 кл.  Рабочая тетрадь В. П. Дронов, Л. Е. Савельева, презентация «Ориентирование на земной поверхности»,  компас, транспортир

План урока

  1. Как люди ориентируются
  2. Азимут

Личностно значимая проблема

Что такое ориентирование?

методы и формы
обучения

Методы: частично-поисковый,  наглядный, практикум, контроль

Формы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа

Основные понятия

Ориентирование, основные и промежуточные стороны горизонта; компас; Полярная звезда; азимут

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ориентирование на земной поверхности»

Урок 14

Тема урока

Ориентирование на земной поверхности

Дата урока


Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Сформировать знания о способах ориентирования на местности; умение определять направления с помощью компаса; понятие «азимут» и умение его определять

Образовательные
ресурсы

Дронов В. П. , Савельева Л. Е. - География. Землеведение. 5-6 кл. Рабочая тетрадь В. П. Дронов, Л. Е. Савельева, презентация «Ориентирование на земной поверхности», компас, транспортир

План урока

  1. Как люди ориентируются

  2. Азимут

Личностно значимая проблема

Что такое ориентирование?

методы и формы
обучения

Методы: частично-поисковый, наглядный, практикум, контроль

Формы: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа

Основные понятия

Ориентирование, основные и промежуточные стороны горизонта; компас; Полярная звезда; азимут

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научаться: определять по компасу стороны горизонта, определять азимуты направлений на предметы.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, картой, компасом; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления, выявляют причины и следствия простых явлений, перерабатывают информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: общаются и взаимодействуют друг с другом.

Регулятивные: планируют свою деятельность под руководством учителя, оценивают работу одноклассников, работают в соответствии с поставленной задачей, сравнивают полученные результаты с ожидаемыми.                                                            

Осознают необходимость изучения окружающего мира.       


Этапы
урока

Время (мин)

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации взаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Организационный момент

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет отсутствующих


Слушают учителя и включаются в учебную деятельность

Фронтальная работа

Познавательные: отвечают на приветствие учителя

Коммуникативные: слушают, взаимодействуют с учителем

Регулятивные: настраиваются на рабочий лад


II. Актуализация знаний

5

Актуализация опорных знаний по теме «Ориентирование на земной поверхности»

Постановка проблемной ситуации: Слайд 1. Дом построен на юге. Объясните, в каком направлении находятся все его углы?

Вспоминают изученный ранее материал

Определяют, каких знаний им не хватает

Фронтальная работа

Личностные: активно включаются в общение

осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Познавательные: Формирование системы знаний о земной поверхности Коммуникативные: используют устную речь для аргументированного ответа

Регулятивные: контролируют правильность ответа

Устные ответы

III. Целепологание

5

Целеполагание . Создание проблемной ситуации

Зачитывает отрывок

одной из очень известной сказки.

Налево пойдёшь – коня потеряешь.

Направо пойдёшь – себя потеряешь,

прямо пойдёшь - Богатым будешь.

Узнали сказку? А мы с вами можем

так же ориентироваться – направо, налево, прямо…

А теперь другая ситуация

(«Ассоциативный ряд».) Представьте себе, что вы пошли в лес и заблудились. Ваши ассоциации... Слайд 2 - Объясните, что вы чувствуете, оказавшись в данной ситуации. Давайте обсудим, есть ли выход из данного положения?

- Объясните, почему важно уметь

ориентироваться в данной ситуации и что нужно знать для того, чтобы ориентироваться?

Расскажите своими словами: в жизни нам это нужно, если да, то где?

Подводит к формированию темы, цели урока: научиться определять стороны горизонта направления на плане и карте. Слайд 3

Вступают в диалог, проговаривают и осознают, отвечают на вопросы, формулируют тему и цель, записывают в тетрадь


















Фронтальная работа

Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и умение их применять в различных жизненных ситуациях

Познавательные:

Выдвигают гипотезу и обосновывают ее. Выделять существенную информацию.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Регулятивные: оценивают свои возможности самостоятельной деятельности

Устные ответы, работа в тетрадях

IV. Изучение

нового материала

18

1.Работа с учебником с.44










2.Работа в тетради, у доски







3.Работа в тетрадях

















4.Работа с компасом
















5.Работа с учебником, презентацией

  • Задает уточняющие вопросы:

  • -Что такое ОРИЕНТИРОВАНИЕ?

Найдите определение понятия. Прочтите.

  • Что для этого нужно знать? (стороны горизонта)

  • Что вы знаете про стороны горизонта? (основных – 4, промежуточных – 4).

2.Учитель предлагает начертить схему сторон горизонта и вызывает одного ученика к доске.

- Назовите направления промежуточных сторон? Добавьте их в свои схемы. Слайд 4

3.Предлагает проверить знание сторон горизонта и умение ориентироваться на плоскости. Учитель диктует согласно направлениям ( 3 клетки на восток, 2 – на юго-восток, 1 – на юг, 2-на запад, 1-на с-з и т.д) Слайд 5



4. Демонстрирует компас.

  • - Кто знает, как называется этот прибор? Для чего он нужен?

Предлагает познакомиться с правилами работы с компасом.

Слайд 6 Определите стороны горизонта в классе.

Представьте себе, что вы пошли в лес за грибами. Грибов много, вы увлеклись и… заблудились. Компаса у вас нет. Что делать?

Не впадайте в панику, потому что ориентироваться можно разными способами. Какими? Кто знает?

Перечислите способы ориентирования по местным признакам Слайд 7

5.Предлагает посмотреть на Слайд 8 и ответить на вопрос: что можете сказать?

Покажите стороны горизонта на данной схеме. Укажите размер угла.

  • Как мы можем узнать точное направление сторон горизонта?

  • Укажите величину угла на предмет (помещает условный знак на запад)

  • Мы с вами определили АЗИМУТ.

Азимут на:

- север – о ◦ и 360 ◦

- северо – восток -45◦

- восток - 90◦

- юго – восток-135◦

- юг – 180 ◦

- юго – запад – 225 ◦

- запад -270 ◦

- северо – запад -315◦

  • Так что такое АЗИМУТ?

(направляет внимание учащихся на понятие, т. е существенный признак – УГОЛ). Предлагает дать определение понятию «азимут» с помощью учебника.


1.Работают с учебником, читают и записывают определение в тетради.













2.Чертят и показывают у доски.






3.Самостоятельно работают в определении сторон горизонта на плоскости, проверяют друг друга












4.Знакомятся с компасом, определяют стороны

Горизонта, записывают в тетрадях способы ориентирования по местным признакам



.








5.Отвечают на вопросы, работаю с транспортиром, дают определение «азимут»

1. Фронтальная работа







2.Индивидуальная работа




2.Фронтальная работа


3.Индивидуальная, парная работа













4.Групповая работа














5. Индивидуальная работа

Личностные: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/
не успешности учебной деятельности.


Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группе

Познавательные:

Находят нужную информацию; анализируют и делаютвыводы о формах и размерах Земли

Коммуникативные:

проявляют активность во взаимодействии
для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются
за помощью; формулируют свои затруднения;

предлагают помощь
и сотрудничество

1.Устные ответы, работа в тетради




2.Работа в тетради, у доски






3. Работа в тетради













4.Устные ответы, работа в тетради











5. Устные ответы,

работа в тетради




V. Физкультминутка

3

Игра на внимание «Пантомима»

Предлагает ученикам встать из-за парт, закрепить знания сторон горизонта


Выполняют задания

Фронтальная работа


Разминка

VI. Первичное осмысление и закрепле-

ние изученного

5

Проверка усвоенного нового материала

Предлагает задания на «новое» знание в рабочей тетради №1-6 с.25


Демонстрируют знания по теме


Узнают алгоритм


Индивидуальная работа

Познавательные: Отвечают на вопросы, участвуют в обсуждении, формулируют выводы

Коммуникативные: взаимодействуют в обсуждении ответов на вопросы, выражают свои мысли

Регулятивные: Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

Проверка выполнения задания

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение
полученных
на уроке сведений. Самооценка, самоанализ деятельности

1. Учитель задает вопросы:

Как можно ориентироваться на

местности?

Для чего и почему это нужно знать?

2. Самооценка работы в течение урока по методике «Светофор»:
красный–я работал отлично, мне всё понятно
желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось
синий – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось. Слайд 9

Определяют степень

своего продвижения

к цели по ответам на

заданные вопросы. Объясняют, анализируют, формулируют.

Дают развернутый ответ, обобщают информацию, формулируют вывод о необходимости применять навыки и умения ориентирования для определения своего положения в пространстве

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его, высказывают свое мнение об уроке

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Коммуникативные: Взаимодействуют с учителем

Оценивание учащихся
за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

§12; Рабочая тетрадь с. 25 № 3

Конкретизирует домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная работа

Личностные: воспринимают информацию

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем

Регулятивные: составляют план и последовательность действий




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ориентирование на земной поверхности

Автор: Лютова Ирина Николаевна

Дата: 20.12.2015

Номер свидетельства: 268194

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Технологическая карта  урока по окружающему миру на тему "Знакомство с понятиями «холмы», «овраги» как формами земной поверхности"."
    ["seo_title"] => string(142) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-znakomstvo-s-poniatiiami-kholmy-ovraghi-kak-formami-ziemnoi-povierkhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "341778"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472651735"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "Технологическая карта  урока по окружающему миру на тему "Знакомство с понятиями «холмы», «овраги» как формами земной поверхности"."
    ["seo_title"] => string(144) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-na-tiemu-znakomstvo-s-poniatiiami-kholmy-ovraghi-kak-formami-ziemnoi-povierkhnosti-1"
    ["file_id"] => string(6) "341779"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472651742"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Изображение неровностей земной поверхности "
    ["seo_title"] => string(50) "izobrazhieniie-nierovnostiei-ziemnoi-povierkhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "119509"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413450371"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Проверочная работа по окружающему миру. "Ориентирование на местности" 2 класс."
    ["seo_title"] => string(80) "provierochnaia_rabota_po_okruzhaiushchiemu_miru_oriientirovaniie_na_miestnosti_2"
    ["file_id"] => string(6) "470236"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1526754498"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Презентация к уроку окружающего мира "Ориентирование на местности" "
    ["seo_title"] => string(78) "priezientatsiia-k-uroku-okruzhaiushchiegho-mira-oriientirovaniie-na-miestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "124254"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414668799"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства