kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для урока "Почва - особое природное тело"

Нажмите, чтобы узнать подробности

•Цель урока:  

 изучить новые термины: «почва», «почвенный профиль», «механический состав почвы», « земельные ресурсы»; выявить факторы образования почв; исследовать механический состав почвы; учиться приучать себя бережно относиться к почве как к компоненту природы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для урока "Почва - особое природное тело" »

ДОКУЧАЕВ Василий Васильевич  (1846-1903) - профессор Петербургского университета.    Докучаев впервые сформулировал научное определение почвы, назвав почву самостоятельным естественно-историческим телом, которое является продуктом совокупной деятельности материнской горной породы, климата, растительных и животных организмов, возраста почвы и отчасти рельефа местности

ДОКУЧАЕВ Василий Васильевич (1846-1903) - профессор Петербургского университета.

Докучаев впервые сформулировал научное определение почвы, назвав почву самостоятельным естественно-историческим телом, которое является продуктом совокупной деятельности материнской горной породы, климата, растительных и животных организмов, возраста почвы и отчасти рельефа местности

- особое природное тело

- особое природное тело

  Цель урока :    изучить новые термины: «почва», «почвенный профиль», «механический состав почвы», « земельные ресурсы»; выявить факторы образования почв; исследовать механический состав почвы; учиться приучать себя бережно относиться к почве как к компоненту природы.
  •   Цель урока :  
  • изучить новые термины: «почва», «почвенный профиль», «механический состав почвы», « земельные ресурсы»; выявить факторы образования почв; исследовать механический состав почвы; учиться приучать себя бережно относиться к почве как к компоненту природы.
Вопрос . Что такое почва? (используйте учебник)
  • Вопрос . Что такое почва? (используйте учебник)

Вопрос . Назовите основное свойство почвы.

Вопрос: Назовите факторы формирования почвы? Используйте для ответа рисунок учебника

Вопрос:

Назовите факторы формирования почвы?

Используйте для ответа рисунок учебника

Вопрос:

Вопрос:

  • Назовите природные зоны России.
  • Как они сменяют друг друга?
Тундровые глеевые почвы  ( Природная зона-тундра )   На Крайнем Севере почва почти весь год находится в мерзлом состоянии. На короткое время верхний горизонт оттаивает всего на несколько десятков сантиметров. В теплый сезон оттаивает небольшой верхний слой. Из-за переувлажнения почвы и недостатка кислорода мало растений, а значит мало перегноя.  Содержание гумуса 2-3%.

Тундровые глеевые почвы ( Природная зона-тундра )

На Крайнем Севере почва почти весь год находится в мерзлом состоянии. На короткое время верхний горизонт оттаивает всего на несколько десятков сантиметров.

В теплый сезон оттаивает небольшой верхний слой. Из-за переувлажнения почвы и недостатка кислорода мало растений, а значит мало перегноя. Содержание гумуса 2-3%.

Подзолистые почвы  ( Природная почва-тайга )   Типичные подзолистые почвы формируются в тайге под хвойными лесами с мохово-кустарничковым растительным покровом. Подзолистые почвы обеднены питательными веществами, вследствие чего обладают низким естественным плодородием (гумуса 1- 4%).

Подзолистые почвы ( Природная почва-тайга )

Типичные подзолистые почвы формируются в тайге под хвойными лесами с мохово-кустарничковым растительным покровом.

Подзолистые почвы обеднены питательными веществами, вследствие чего обладают низким естественным плодородием (гумуса 1- 4%).

Серые лесные почвы  ( природная зона- смешанные леса )   Благоприятные климатические условия обуславливают развитие почвенной фауны и микробного населения . В результате их деятельности происходит более энергичное преобразование растительных остатков, чем в дерново-подзолистых почвах. Содержание гумуса до 9%.

Серые лесные почвы ( природная зона- смешанные леса )

Благоприятные климатические условия обуславливают развитие почвенной фауны и микробного населения . В результате их деятельности происходит более энергичное преобразование растительных остатков, чем в дерново-подзолистых почвах. Содержание гумуса до 9%.

Черноземы  Зона степей    В степи выпадает столько атмосферных осадков, сколько может испариться с поверхности. К = 1 Степные растения дают большое количество органического вещества ежегодно. Содержание гумуса до 14–16%, а иногда и более. Отличительной чертой черноземов является содержание гумуса во всем почвенном профиле

Черноземы Зона степей

В степи выпадает столько атмосферных осадков, сколько может испариться с поверхности. К = 1

Степные растения дают большое количество органического вещества ежегодно.

Содержание гумуса до 14–16%, а иногда и более. Отличительной чертой черноземов является содержание гумуса во всем почвенном профиле

Каштановые почвы  ( зона сухих степей ) При движении к югу становится все суше и теплее, а растительный покров все более разреженным. В почву попадает меньше растительных остатков . Гумуса накапливается меньше (9 - 10 %).

Каштановые почвы ( зона сухих степей )

При движении к югу становится все суше и теплее, а растительный покров все более разреженным. В почву попадает меньше растительных остатков . Гумуса накапливается меньше (9 - 10 %).

Бурые полупустынные почвы Растительной покров пустынь, в основном, солянково-кустарниковый с эфемеровыми растениями (однолетними травянистыми растениями, все развитие которых проходит в очень короткий срок. Небольшая масса ежегодного опада (10–20 ц/га) и энергичная деятельность микроорганизмов способствуют быстрому разрушению органических остатков  Содержанию гумуса в бурых почвах до 1%.

Бурые полупустынные почвы

Растительной покров пустынь, в основном, солянково-кустарниковый с эфемеровыми растениями (однолетними травянистыми растениями, все развитие которых проходит в очень короткий срок. Небольшая масса ежегодного опада (10–20 ц/га) и энергичная деятельность микроорганизмов способствуют быстрому разрушению органических остатков

Содержанию гумуса в бурых почвах до 1%.

Земельные ресурсы России

Земельные ресурсы России

Вопрос 1. В каких почвах больше всего гумуса? 2. Какая почва бедна плодородным слоем?

Вопрос

1. В каких почвах больше всего гумуса?

2. Какая почва бедна

плодородным слоем?

Распространенные почвы Бурятии Вид почвы Месторасположение подзолистые большая часть темно-серые лесные Территории Бурятии Центр, Юг республики чернозем долины рек

Распространенные почвы Бурятии

Вид почвы

Месторасположение

подзолистые

большая часть

темно-серые лесные

Территории Бурятии

Центр, Юг республики

чернозем

долины рек

Строение почв Задание . Используя учебник, определите горизонты профиля Между горизонтами происходит непрерывный обмен веществами путем циркуляции почвенного раствора

Строение почв

Задание . Используя учебник, определите горизонты профиля

Между горизонтами происходит непрерывный обмен веществами путем циркуляции почвенного раствора

Неорганическая (минеральная) часть почвы состоит из частиц различного размера, которые все вместе называют механическим составом почвы . По этому признаку почвы подразделяются на глинестые, суглинестые, супесчаные и песчаные.

Неорганическая (минеральная) часть почвы состоит из частиц различного размера, которые все вместе называют механическим составом почвы . По этому признаку почвы подразделяются на глинестые, суглинестые, супесчаные и песчаные.

Исследовательская работа «Состав и влажность почвы села Гунда»  ученицы 8 класса  Зиновьевой Анастасии

Исследовательская работа «Состав и влажность почвы села Гунда» ученицы 8 класса Зиновьевой Анастасии

Взятие пробы на определение механического состава почвы и влажность

Взятие пробы на определение механического состава почвы и влажность

Проба взята на глубине 10 и 20 см

Проба взята на глубине 10 и 20 см

Проба с поля №1 ( Оно находится неподалеку от озера, в северной стороне села.)  Почва собирается в шарик, но при легком надавливании рассыпается (

Проба с поля №1 ( Оно находится неподалеку от озера, в северной стороне села.)

Почва собирается в шарик, но при легком надавливании рассыпается ("блинчик" не получается), значит, она супесчаная ( супесь ).

Песчаные и супесчаные почвы

Суглинистые почвы

Проба с поля №2 (На юго-востоке села) почва оказалась суглинистая Суглинок . Почва скатывается в шарик, из нее легко получается

Проба с поля №2 (На юго-востоке села) почва оказалась суглинистая

Суглинок . Почва скатывается в шарик, из нее легко получается "блинчик", края которого растрескиваются, - значит, она суглинистая (суглинок).

Определение механического состава почвы

Определение механического состава почвы

  • Чтобы определить механический состав почвы, нужно взять ее небольшое количество (примерно чайную ложку), смочить водой и скатать в шарик.
  • Если почва не скатывается в шарик, рассыпается - значит, она песчаная .
  • Почва собирается в шарик, но при легком надавливании рассыпается ("блинчик" не получается), значит, она супесчаная (супесь).
  • Почва скатывается в шарик, из нее легко получается "блинчик", края которого растрескиваются, - значит, она суглинистая (суглинок). Глина.
  • Если шнурок можно свернуть в гладкое плотное кольцо, то почва глинистая
Вопрос Каково значение почвы в жизни человека ?

Вопрос

Каково значение почвы в жизни человека ?

выводы Почвы распределены по природным зонам и имеют механический состав. Основные земледельческие районы России расположены в зонах смешенных лесов, лесостепи и степи. Основные типы почв России – тундрово-глеевые, подзолистые и дерново- подзолистые, серые и бурые лесные, чернозем и каштановые почвы.

выводы

  • Почвы распределены по природным зонам и имеют механический состав.
  • Основные земледельческие районы России расположены в зонах смешенных лесов, лесостепи и степи.
  • Основные типы почв России – тундрово-глеевые, подзолистые и дерново- подзолистые, серые и бурые лесные, чернозем и каштановые почвы.

Установите соответствие между термином и понятием . Понятие 1.Вертикальный разрез почвы с определённым набором горизонтов А)Земельные ресурсы 2. Вся земная поверхность, пригодная для проживания человека и для любых видов хозяйственной деятельности. Термин Б)Почвенный профиль 3. Соотношение в почве твёрдых минеральных частиц разного размера 4. Способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой в количествах, необхо­димых для полного развития растений В) Плодородие Г) Гумус, перегной 5. Основная часть органического вещества почвы, пред­ставляющая собой бесформенную тёмноокрашенную массу с остатками растений и животных,, придающая почве плодородие Д) Механический состав почвы 6. Последовательная смена типов почв при движении от экватора к полюсам Е) Зональное размещение почв

Установите соответствие между термином и понятием .

Понятие

1.Вертикальный разрез почвы с определённым набором горизонтов

А)Земельные ресурсы

2. Вся земная поверхность, пригодная для проживания человека и для любых видов хозяйственной деятельности.

Термин

Б)Почвенный профиль

3. Соотношение в почве твёрдых минеральных частиц разного размера

4. Способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой в количествах, необхо­димых для полного развития растений

В) Плодородие

Г) Гумус, перегной

5. Основная часть органического вещества почвы, пред­ставляющая собой бесформенную тёмноокрашенную массу с остатками растений и животных,, придающая почве плодородие

Д) Механический состав почвы

6. Последовательная смена типов почв при движении от экватора к полюсам

Е) Зональное

размещение

почв

Домашнее задание

Домашнее задание

  • Параг. 18,19.
  • Выполнить лабораторную работу по механическому составу почвы своего огорода.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Презентация для урока "Почва - особое природное тело"

Автор: Бархатова Людмила Алексеевна

Дата: 14.02.2015

Номер свидетельства: 173093

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Почвы нашего края. Охрана почв "
    ["seo_title"] => string(36) "pochvy-nashiegho-kraia-okhrana-pochv"
    ["file_id"] => string(6) "160941"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422140560"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Тема: Почвы Казахстана. Типы почв, их свойства. Закономерности распространения. "
    ["seo_title"] => string(82) "tiema-pochvy-kazakhstana-tipy-pochv-ikh-svoistva-zakonomiernosti-rasprostranieniia"
    ["file_id"] => string(6) "160892"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422125730"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Почва и ее состав "
    ["seo_title"] => string(20) "pochva-i-ieie-sostav"
    ["file_id"] => string(6) "126407"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415174115"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "В царстве грибов-открытый урок."
    ["seo_title"] => string(29) "vtsarstvieghribovotkrytyiurok"
    ["file_id"] => string(6) "293426"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455470456"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Типы почв Казахстана"
    ["seo_title"] => string(22) "tipy-pochv-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "277887"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453016823"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства