Тема урока: Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы.
Целью урока является формирование представлений о градусной сетки. Задачи урока были следующие: изучить новые термины «параллель», «меридиан», «градусная сетка», развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации, с географической картой и глобусом; умение сравнивать, делать выводы.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление
Структура урока:
Организационный момент
Мотивация учащихся
Изучение нового материала (групповая работа)
Осмысление (презентация творческих работ групп)
Закрепление и обобщение
Оценивание, д/з.
На мой взгляд, целям и типу урока структура урока соответствует. Этапы урока были логически связаны, плавно переходили один в другой. На каждом из этапов подводились итоги. Учащиеся совместно с учителем по каждому мини-этапу урока делали выводы. Время распределялось на отдельные этапы по-разному в зависимости от того, какой из них являлся основным. На мой взгляд, оно было распределено рационально. Начало и конец урока были организованными. Темп ведения урока был оптимальным.
На стадии вызова ученики сравнивали географическую карту и план местности, глобус и космический снимок Земли, карту и глобус. Находили сходство и различия между ними. Тем самым определили, что и на глобусе и на карте есть тонкие горизонтальные и вертикальные линии, то есть параллели и меридианы. Так ученики определили тему урока.
Урок обеспечен наглядными пособиями. На стадии осмысления была применена работа в группах. Конечным продуктом работы в группах было выполнение творческой работы. Каждая группа презентовала свою работу. есть связь теории с практикой: работа по карте при показе параллелей, меридианов, экватора. Материал урока собран в единое целое.
Наблюдалась связь с историей – в каких годах и кем был изобретен первый глобус.
На этапе закрепления темы урока учащимися была составлена таблица «Градусная сетка».
В качестве обобщающего задания каждый ученик индивидуально написал географический диктант. Ученикам предоставлена возможность обменяться работами в парах и провести взаимооценивание на основе правильных ответов.
В качестве домашнего задания ученики прочитают параграф, ответят на вопросы.
План урока выполнен. Результаты соответствуют задачам урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Параллели и меридианы »
Учитель: Штаутингер Евгения Викторовна
Тема: Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы.
Цель урока: Сформировать представление учащихся о градусной сетки.
Задачи урока:
- Ознакомиться с новыми терминами и понятиями «экватор», «параллель», «меридиан»;
- Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации; умения называть и показывать линии параллелей и меридианов на глобусе, определять полушария по глобусу.
- Показать практическую значимость знаний и умений работы с географической картой; развивать умение работать в коллективе, воспитывать толерантное отношение друг другу.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: диалоговое обучение
Форма работы: групповая, индивидуальная
Оборудование: глобусы, карта мира, атласы, флипчарты,
Приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.
Приветствуют учителя
2
Стадия вызова
- Какие способы изображения земной поверхности вы знаете?
- Что общего между изображениями глобуса и чем они отличаются?
- Что общего между глобусом и картой?
- Какая же тема нашего урока. На какие вопросы мы должны с вами ответить?
1. Что это такое?
2. Как они выглядят на картах.
3. Для чего они нужны?
- Глобус, географическая карта, аэрофотоснимок, план местности.
Глобус – объемная модель Земли.
Аэрофотоснимки – съемки земной поверхности с летательных аппаратов.
План местности – чертеж, вид сверху небольшой поверхности земли, где условными знаками показаны объекты (крупномасштабное изображение земной поверхности).
Географическая карта – плоское уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков.
- Шарообразная форма. Вращаются вокруг оси, наклон земной оси.
Отличия: на глобусе есть линии (параллели меридианы)
- На них изображен мир и на них есть линии (параллели и меридианы).
Записывают тему урока.
3
Изучение нового материала
Работа в группах
- Группа «Глобус»
- Группа «Особый меридиан»
- Группа «Меридианы»
- Группа «Параллели»
Дает задание группам:
- Обсудить материал в группах
- Составить по изучаемому материалу вопросы разного уровня.
- Выполнить творческую работу на флипчарте: раскрыть изучаемый материал.
Каждому ученику было дано опережающее задание, которое он должен подготовить к уроку.
1. И уже на уроке в группах ученики работают над этим материалом: обсуждение.
2. Распределяют роли в группах: одни составляют вопросы по изученному тексту, другие ученики группы выполняют творческую работу.
4
Выступление групп
Объясняет правила презентации работы группы:
- работу защищает каждый ученик группы;
- выступление сопровождается работой по карте;
- остальные учащиеся слушают и смотрят
Поочередно группы выступают в течение 3 минут. Далее выступающая группа задает вопросы другим группам с целью выяснить их внимательность, знание и понимание темы.
Группа «Глобус»
- Так называют старейший (1492г.) сохранившийся глобус. Его создатель Мартин Бехайм, считается первым выдающимся немецким путешественником мирового значения
Глобус Бехайма представляет собой металлический шар 507 мм (50 см) в диаметре, на нём обозначены Европа, Азия и Африка, но нет Нового Света (Америки, Австралии и Атарктиды), так как эти части света не были еще известны евроейцам. Эти территории они откроют позже.. На нём много географических неточностей и ошибок: Евразия представлена слишком вытянутой, расположение Африки неточно, но есть экватор, меридианы, тропики и изображения знаков зодиака. Глобус отражает знания европейцев об окружающем мире на конец XV века.
Группа «Особый меридиан»
Нулевой (Гринвичский) меридиан проходит через Гринвичскую обсерваторию близ города Лондона. Поэтому у Гринвичского меридиана есть другое название - лондонский На карте его показывают более жирной, чем остальные меридианы, линией. Нулевой меридиан разделяет земной шар на два полушария (Западное и Восточное). Нулевой меридиан проходит через город Лондон. Его принято также называть самым начальным, нулевым.
Группа «Меридианы»
Кроме параллелей на глобусе и карте обозначены меридианы (долготы). Все они пролегают перпендикулярно экватору и пересекаются друг с другом в двух точках на Северном и Южном полюсах. К востоку от нулевого меридиана находится 180 меридианов (восточные долготы), к западу – 180 меридианов (западные долготы).
Меридианы – кратчайшие линии, условно проведенные на поверхности земли от одного полюса к другому. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину (20 000 км).
На глобусе меридианы подписаны на экваторе. На карте – сверху и снизу.
«Меридиан» означает «полуденная линия». Ее направление совпадает с направление тени от предметов в полдень. Если идти все время по направлению этой тени. То обязательно придешь к северному полюсу, а в обратную сторону – к южному.
Группа «Параллели»
На полпути между полюсами на "талии" Земли расположена большая линия окружности, которая на глобусе представлена в виде шва: место соединения северного и южного полушарий; эта линия окружности называется – экватор- самая длинная параллель. Экватор является линией широты с нулевым значением (0°). Параллельно экватору выше(севернее) и ниже (южнее) него расположены другие линии окружности - это другие широты Земли. Каждая широта имеет цифровое значение, и шкала этих значений измеряется не в километрах, а в градусах к северу и к югу от экватора до полюсов. Полюса имеют значения: Северный +90°, а Южный -90°. Широты (параллели) расположенные выше экватора называют северной широтой, а ниже экватора - южной широтой. Линии широты иногда называют параллелями, так как они идут параллельно Экватору. Если параллели измерить в километрах, то длины разных параллелей будут различны — они увеличиваются при приближении к экватору и уменьшаются к полюсам. Все точки одной параллели имеют одну широту, но различную долготу (описание долготы чуть ниже). Расстояние между двумя параллелями, которые отличаются на 1° равно 111,11 км. На глобусе, а также на многих картах, расстояние (интервал) от широты до другой широты обычно равно 15° (это, примерно 1 666 км). На рисунке №1 интервал равен 10° (это, примерно 1 111 км). Экватор — это самая длинная параллель, его длина - 40 тыс. км.
На карте полушарий параллели кривые линии (дуги), а экватор прямая линия. На глобусе параллели – окружности.
5
Закрепление нового материала
Предлагает заполнить таблицу
Признаки линий градусной сетки
Меридианы
Параллели
Какую форму имеют на глобусе?
Полуокружности
(дуги)
Окружности
Какую форму имеют на карте?
0 меридиан – прямая линия,
Остальные – дуги
Экватор – прямая линия,
Остальные – кривые линии
В какие стороны направлены?
Север-юг
Запад-восток
Длина в км
20 000 км
Экватор 40 000 км, уменьшается к полюсам
Длина в градусах (в 1° км)
111 км
Совместная работа
Работа по карте
Обобщение и систематизация знаний
Географический диктант (краткие ответы на вопросы)
Кратчайшие линии, соединяющие географические полюса называют ...
Линии, проведенные параллельно экватору называют …
Отсчет параллелей ведется от …
Отсчет меридианов ведется от …
5. Параллели и меридианы образуют …
Отвечают на вопросы
Оценивание
Предлагает ученикам обменяться работами географического диктанта и провести взаимооценивание.