kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Параллели и меридианы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самоанализ урока по географии

 

Дата проведения: 14 октября 2013 г.

Тема урока: Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы.

 

Целью  урока является формирование представлений о градусной сетки. Задачи урока были следующие: изучить новые термины «параллель», «меридиан», «градусная сетка», развитие навыков самостоятельной работы с источниками информации, с географической картой и глобусом; умение сравнивать, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление

          Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивация учащихся
  3. Изучение нового материала (групповая работа)
  4. Осмысление (презентация творческих работ групп)
  5. Закрепление и обобщение
  6. Оценивание,  д/з.

На мой взгляд,  целям и типу урока структура урока соответствует. Этапы урока были логически связаны, плавно переходили один в другой. На каждом из этапов подводились итоги. Учащиеся совместно с учителем по каждому мини-этапу урока делали выводы.  Время распределялось на отдельные этапы по-разному в зависимости от того, какой из них являлся основным. На мой взгляд, оно было распределено рационально. Начало и конец урока были организованными. Темп ведения урока был оптимальным.

На стадии вызова ученики сравнивали географическую карту и план местности, глобус и космический снимок Земли, карту и глобус. Находили сходство и различия между ними. Тем самым определили, что и на глобусе и на карте есть тонкие горизонтальные и вертикальные линии, то есть параллели и меридианы. Так ученики определили тему урока.

Урок обеспечен наглядными пособиями. На стадии осмысления была применена работа в группах. Конечным продуктом работы в группах было выполнение творческой работы. Каждая группа презентовала свою работу. есть связь теории с практикой: работа по карте при показе параллелей, меридианов, экватора. Материал урока собран в единое целое.

Наблюдалась связь с историей – в каких годах и кем был изобретен первый глобус.

На этапе закрепления темы урока учащимися была составлена таблица «Градусная сетка».

В качестве обобщающего задания каждый ученик индивидуально написал географический диктант. Ученикам предоставлена возможность обменяться работами в парах и провести взаимооценивание на основе правильных ответов.

В качестве домашнего задания ученики прочитают параграф, ответят на вопросы.

План урока выполнен. Результаты соответствуют задачам урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Параллели и меридианы »

Учитель: Штаутингер Евгения Викторовна

Тема: Глобус – модель Земли. Параллели и меридианы.


Цель урока: Сформировать представление учащихся о градусной сетки.


Задачи урока:

- Ознакомиться с новыми терминами и понятиями «экватор», «параллель», «меридиан»;

- Развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации; умения называть и показывать линии параллелей и меридианов на глобусе, определять полушария по глобусу.

- Показать практическую значимость знаний и умений работы с географической картой; развивать умение работать в коллективе, воспитывать толерантное отношение друг другу.


Тип урока: изучение нового материала


Методы: диалоговое обучение


Форма работы: групповая, индивидуальная


Оборудование: глобусы, карта мира, атласы, флипчарты,


Понятийный аппарат: градусная сетка, экватор, параллель, меридиан, Гринвичский меридиан.


Межпредметная связь: история


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент. Психологический настрой

Приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя

2

Стадия вызова

- Какие способы изображения земной поверхности вы знаете?










- Что общего между изображениями глобуса и чем они отличаются?



- Что общего между глобусом и картой?


- Какая же тема нашего урока. На какие вопросы мы должны с вами ответить?

1. Что это такое?

2. Как они выглядят на картах.

3. Для чего они нужны?

- Глобус, географическая карта, аэрофотоснимок, план местности.

Глобус – объемная модель Земли.

Аэрофотоснимки – съемки земной поверхности с летательных аппаратов.

План местности – чертеж, вид сверху небольшой поверхности земли, где условными знаками показаны объекты  (крупномасштабное изображение земной поверхности).

Географическая карта – плоское уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков.

- Шарообразная форма. Вращаются вокруг оси, наклон земной оси.

Отличия: на глобусе есть линии (параллели меридианы)


- На них изображен мир и на них есть линии (параллели и меридианы).


Записывают тему урока.

3

Изучение нового материала

Работа в группах

- Группа «Глобус»

- Группа «Особый меридиан»

- Группа «Меридианы»

- Группа «Параллели»

Дает задание группам:

- Обсудить материал в группах

- Составить по изучаемому материалу вопросы разного уровня.

- Выполнить творческую работу на флипчарте: раскрыть изучаемый материал.

Каждому ученику было дано опережающее задание, которое он должен подготовить к уроку.

1. И уже на уроке в группах ученики работают над этим материалом: обсуждение.

2. Распределяют роли в группах: одни составляют вопросы по изученному тексту, другие ученики группы выполняют творческую работу.

4

Выступление групп

Объясняет правила презентации работы группы:

- работу защищает каждый ученик группы;

- выступление сопровождается работой по карте;

- остальные учащиеся слушают и смотрят




Поочередно группы выступают в течение 3 минут. Далее выступающая группа задает вопросы другим группам с целью выяснить их внимательность, знание и понимание темы.

Группа «Глобус»

- Так называют старейший (1492г.) сохранившийся глобус. Его создатель Мартин Бехайм, считается первым выдающимся немецким путешественником мирового значения

Глобус Бехайма представляет собой металлический шар 507 мм (50 см) в диаметре, на нём обозначены Европа, Азия и Африка, но нет Нового Света (Америки, Австралии и Атарктиды), так как эти части света не были еще известны евроейцам. Эти территории они откроют позже.. На нём много географических неточностей и ошибок: Евразия представлена слишком вытянутой, расположение Африки неточно, но есть экватор, меридианы, тропики и изображения знаков зодиака. Глобус отражает знания европейцев об окружающем мире на конец XV века.


Группа «Особый меридиан»


Нулевой (Гринвичский) меридиан проходит через Гринвичскую обсерваторию близ города Лондона. Поэтому у Гринвичского меридиана есть другое название - лондонский На карте его показывают более жирной, чем остальные меридианы, линией. Нулевой меридиан разделяет земной шар на два полушария (Западное и Восточное). Нулевой меридиан проходит через город Лондон.
Его принято также называть самым начальным, нулевым.

Группа «Меридианы»

Кроме параллелей на глобусе и карте обозначены меридианы (долготы). Все они пролегают перпендикулярно экватору и пересекаются друг с другом в двух точках на Северном и Южном полюсах. К востоку от нулевого меридиана находится 180 меридианов (восточные долготы), к западу – 180 меридианов (западные долготы).

Меридианы – кратчайшие линии, условно проведенные на поверхности земли от одного полюса к другому. Все меридианы представляют собой полуокружности, сходятся у полюсов и имеют одинаковую длину (20 000 км).

На глобусе меридианы подписаны на экваторе. На карте – сверху и снизу.

«Меридиан» означает «полуденная линия». Ее направление совпадает с направление тени от предметов в полдень. Если идти все время по направлению этой тени. То обязательно придешь к северному полюсу, а в обратную сторону – к южному.


Группа «Параллели»


  На полпути между полюсами на "талии" Земли расположена большая линия окружности, которая на глобусе представлена в виде шва: место соединения северного и южного полушарий; эта линия окружности называется – экватор- самая длинная параллель. Экватор является линией широты с нулевым значением (0°). Параллельно экватору выше(севернее) и ниже (южнее) него расположены другие линии окружности - это другие широты Земли. Каждая широта имеет цифровое значение, и шкала этих значений измеряется не в километрах, а в градусах к северу и к югу от экватора до полюсов. Полюса имеют значения: Северный +90°, а Южный -90°. Широты (параллели) расположенные выше экватора называют северной широтой, а ниже экватора - южной широтой. Линии широты иногда называют параллелями, так как они идут параллельно Экватору. Если параллели измерить в километрах, то длины разных параллелей будут различны — они увеличиваются при приближении к экватору и уменьшаются к полюсам. Все точки одной параллели имеют одну широту, но различную долготу (описание долготы чуть ниже). Расстояние между двумя параллелями, которые отличаются на 1° равно 111,11 км. На глобусе, а также на многих картах, расстояние (интервал) от широты до другой широты обычно равно 15° (это, примерно 1 666 км). На рисунке №1 интервал равен 10° (это, примерно 1 111 км). Экватор — это самая длинная параллель, его длина - 40 тыс. км.

На карте полушарий параллели кривые линии (дуги), а экватор прямая линия. На глобусе параллели – окружности.



5

Закрепление нового материала

Предлагает заполнить таблицу

Признаки линий градусной сетки

Меридианы

Параллели


Какую форму имеют на глобусе?

Полуокружности

(дуги)

Окружности

Какую форму имеют на карте?

0 меридиан – прямая линия,

Остальные – дуги

Экватор – прямая линия,

Остальные – кривые линии

В какие стороны направлены?

Север-юг

Запад-восток

Длина в км

20 000 км

Экватор 40 000 км, уменьшается к полюсам

Длина в градусах (в 1° км)

111 км






Совместная работа




Работа по карте


Обобщение и систематизация знаний

Географический диктант (краткие ответы на вопросы)

  1. Кратчайшие линии, соединяющие географические полюса называют ...

  2. Линии,  проведенные параллельно экватору называют …

  3. Отсчет параллелей ведется от  …

  4. Отсчет меридианов ведется от …

5. Параллели и меридианы образуют  …

Отвечают на вопросы


Оценивание

Предлагает ученикам обменяться работами географического диктанта и провести взаимооценивание.


Проверяют и оценивают работу друг друга.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Параллели и меридианы

Автор: Штаутингер Евгения Викторовна

Дата: 27.09.2014

Номер свидетельства: 115088

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) ""Параллели и меридианы. Градусная сеть""
    ["seo_title"] => string(36) "paralleli_i_meridiany_gradusnaia_set"
    ["file_id"] => string(6) "611497"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1659606898"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "урок-презентация "И мелькают города и страны, параллели и меридианы" "
    ["seo_title"] => string(74) "urok-priezientatsiia-i-miel-kaiut-ghoroda-i-strany-parallieli-i-mieridiany"
    ["file_id"] => string(6) "135141"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416854803"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Параллели и меридианы»"
    ["seo_title"] => string(23) "parallieli_i_mieridiany"
    ["file_id"] => string(6) "415046"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1494673762"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Урок  по  географии. Тема: Глобус- модель Земли. 6 класс "
    ["seo_title"] => string(55) "urok-po-ghieoghrafii-tiema-globus-modiel-ziemli-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "210875"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431514253"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока "Градусная сеть: параллели и меридианы""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-gradusnaia-siet-parallieli-i-mieridiany"
    ["file_id"] => string(6) "246072"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446292153"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства