Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Градусная сеть: параллели и меридианы"»
Конспект урока по географии,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Цель: сформировать представление о параллелях и меридианах и их свойствах, значении градусной сетки.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия меридианы, параллели, градусная сетка, нулевая параллель, нулевой меридиан; продолжить формирование умений работы с различными источниками географической информации, начать подготовку к изучению материала о географических координатах.
Развивающие: развить умения называть и показывать линии параллелей и меридианов на глобусе и карте. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.
Воспитательные: оценить значение знаний и умений определять направления по глобусу и карте.
Планируемые результаты:
Личностные: овладение географическими знаниями, умениями и навыками, их применение в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные: самостоятельный поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи; высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы; сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов; овладение навыками определения направлений по карте и глобусу.
Универсальные учебные действия:
Личностные: осознание ценности географической карты в жизни и хозяйственной деятельности населения; раскрыть значение знаний и умений определять направление и измерять расстояние по глобусу и карте.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные: давать определение понятиям параллели, меридианы, градусная сетка, экватор; выявлять на глобусе и карте элементы градусной сетки, определять направления по карте и глобусу; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; структурировать знания; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Техническое оборудование: интерактивная доска, глобус, атлас, физическая карта мира.
Структура и ход урока.
№
Название этапа урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1
Организация на урок.
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.
Приветствие учителя, подготовка к уроку.
2
Актуализация темы.
Формулирует вопросы, корректирует ответы, побуждает учащихся к диалогу.
Кто из вас умеет играть в шахматы? Можете назвать точное местонахождение фигуры? Как? Точно так же люди решили поступить и с Землей. Что же придумали люди для того, чтоб определить адрес любого земного объекта?
Предлагает сформулировать учащимся тему урока.
Высказывают предположения на поставленные вопросы (К). Слушают и дополняют ответы одноклассников (К).
Формулируют название темы урока (Р).
3
Изучение нового материала
Задает вопрос, который обнаруживает незнание ответа.
Какие линии на карту и глобус нанес человек?
Подводит к выводу: на географические карты и глобус человек нанес воображаемые линии.
Задает вопросы, позволяющие осуществить переход к изучению нового материала.
Давайте посмотрим на глобус и ответим на вопросы:
- как называется линия, вокруг которой вращается Земля?
- что такое полюс?
- как называется линия, которая находится на одинаковом расстоянии от полюсов?
- можно ли увидеть экватор на снимке из космоса?
Подводит к выводу, что на географической карте и глобусе есть – параллели и меридианы.
Предлагают свои варианты определений. (К, Р). Принимают участие в диалоге с учителем. (К).
Фиксируют в тетрадях новые термины. (П)
Находят и показывают на глобусе и картах экватор, полюса. (П)
Создает готовность к деятельности по открытию новых знаний.
Знакомит с планом характеристики параллелей.
Дает характеристику вместе с классом параллелям по плану (рис.30 стр.44).
- дайте определение параллели
- в какие стороны горизонта они направлены?
- найдите параллели на глобусе и на карте и определите, одинаковы ли они по длине?
- одинаковую ли форму они имеют на глобусе и карте?
- какова величина экватора в градусах?
- на какие полушария экватор делит Землю?
- чему равно расстояние в градусах от экватора до полюсов.
- чему равна величина полюсов в градусах?
- чему равна длина экватора в км?
- что происходит с длиной параллелей при движении от экватора к полюсам?
По ходу урока заполняют таблицу: «Сравнительная характеристика градусной сетки» (П).
Анализируют текст и выбирают необходимые сведения (П, Р).
Находят и показывают на глобусе и картах параллели и меридианы. (П).
Принимают участие в диалоге с учителем. (К).
Формулирует задания для учеников «Дать характеристику меридианам» по плану в сравнении с параллелями (рис.30 стр.44 и рис. 32 стр.45), корректирует их работу.