Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: Реки»
Тема урока: Реки
Цель урока: формирование представлений о реке, её частях, речной системе. Научить давать характеристику по плану.
Задачи:
Образовательные:
Обеспечить усвоение следующих основных понятий, входящих в содержание темы.
Продолжить формирование умений работать с картой.
Расширить знания учащихся о реках.
Развивающие:
Развивать речь учащихся
Развивать умение работать с географической картой, доп.источниками информации
Развивать умение воспринимать словесную и наглядную информацию.
Воспитательные:
Воспитывать желание учиться с интересом, активно
Формировать правильное отношение к природе; экологическую культуру детей;
Учить детей – видеть прекрасное в природе
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: учебник, физическая карта, рабочие листы, конверты с заданиями.
Ход урока
Организационный момент: Приветствие. Психологический настрой. Пожелание плодотворной работы
На сегодняшнем уроке мы повторим изученный материал, узнаем много нового, будем учиться работать с картой, отвечать на вопросы. Будьте внимательны, уважайте своих одноклассников, активно работайте, высказывайте свое мнение.
Проверка дом. зад .:
Начинаем «Мозговой штурм». 1. А как называется водная оболочка Земли? (Гидросфера)
Что входит в состав гидросферы? (В состав гидросферы входят воды Мирового океана иводы суши)
Где содержатся основные запасы воды? (в морях и океанах)
Показать на карте океаны (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
Что называется заливом и проливом? (приведите пример)
Что называется морем?
На какие группы делятся моря по расположению? (окраинные, внутренние). Спасибо, молодцы.
Актуализация знаний. Отгадайте загадку: Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик- в роднике, А широкий –в море. (река)
3. Изучение новой темы:
Сообщение темы урока Тема сегодняшнего урока – «Реки»
Цель урока: нам необходимо сегодня сформировать представление о реке, её частях, речной системе, а также научиться описывать реку по плану (слайд №1)
Река! Какое замечательное слово! У одних оно вызывает воспоминание о больших реках, по которым ходят теплоходы и буксиры, другие вспоминают шумные, журчащие потоки, которые вечно куда-то спешат, а третьи равнинные реки с тихими заводями, песчаными пляжами, где так хорошо купаться и рыбачить.(слайд №2)
А что же такое река?
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «река»?
Молодцы. Хорошо.
Река -это поток воды, текущий в выработанном им углублении. Запись определения на раб. листах (слайд №3).
Реки словно голубой паутиной покрывают земной шар. Они играли и играют в жизни человека большую роль. По ним селились племена, возникали города, это были основные пути сообщения. Реки «кормили» и «поили» людей, были естественной преградой от врагов.
Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды.
– Река состоит из частей. Чтобы изучить части рек давайте посмотрим по карте, как изображаются реки? (тонкими голубыми линиями)
Ребята, река имеет свое начало и конец - исток и устье
Исток – место, где река берет начало. Запись определения на раб. листах (слайд №3).
Течет река на десятки, а то и на сотни километров и куда-то впадает.
Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку.
Запись на раб. листах (слайд №3 ).
Ребята у вас на столах лежат рабочие листы со схемой реки. Вам необходимо на этой схеме попутно подписывать части реки. Отмечаем исток и устье.
– Ребята, ширина реки меняется от истока к устью, так как в неё впадают другие реки, которые называются притоками.
– Приток это небольшая река, которая питает главную реку.
Запись на раб. листах (слайд №3).
– Притоки впадают в реку с разных сторон, в зависимости от этого различают притоки правые и левые. Для того, чтобы определить какой приток левый, а какой правый мы должны встать лицом к устью вниз по течению и с правой руки от главной реки – правые притоки, а с левой – левые притоки (слайд) подписывают у себя
Главная река с притоками образует речную систему. Запись на раб. листах (слайд №3).
Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку и ее притоки называется бассейном реки. Запись на раб. листах(слайд №5).
Водораздел – это граница, разделяющая соседние речные бассейны
Запись определения на раб. листах (слайд №6).
Ребята, река от истока до устья течет по широкой впадине. Это – долина реки (слайд №7)
Часть дна долины, где течет река, называется руслом реки (слайд №7).
Часть дна долины, по которой река течет во время разлива, называется поймой Запись определения на раб. листах (слайд №7).
Ребята, в зависимости от рельефа, существуют равнинные и горные реки.
Как вы думаете, какие особенности у таких рек?
Особенности горных рек:(слайд №10).
Особенности равнинных рек: (слайд №9).
На горных реках, а иногда и на равнинных, зачастую образуются пороги и водопады.
Пороги – выходы трудноразмываемых твердых пород в русле реки. На коротких участках реки, вода как бы «перепрыгивает» препятствия из горных пород. (слайд №11)
Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.
Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги. Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.
При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада.
Водопады– падение реки воды с уступа, нескольких уступов – каскад. (слайд №11)
Самый мощный водопад Ниагарский, расположенный в Северной Америке. Наибольшая высота водопада – 51 м., ширина 1200 м. Расположен водопад на реке Ниагара, соединяющей озёра Эри и Онтарио в Северной Америке.
Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке. Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья. (Анхель, показывают на карте у доски) (слайд №11)
Было дано опережающее домашнее задание – подготовить краткое сообщение о самом большом водопаде в мире Анхель(слайд №11).
Итак, ребята, не случайно мы поделились на группы. Я предлагаю вам отправиться в путешествие для изучения крупных рек мира.
А именно 1 группа изучает реку Ертис, как одна из крупных рек в Казахстане, 2 группаАмазонка , как самая полноводная и длинная река в мире, 3 группа – реку Нил, как вторая по длине река в мире.
Для изучения реки, у вас на партах лежат пакет документов с заданиями и материалом, с которым вы будете работать. (слайд №12).
(Звучит мелодия Журчание рек).
Итак, ребята, закончили свои работы. А теперь с каждой группы выходят спикеры и защищают свой постер. Остальные две группы записывают себе на рабочие листы основные моменты.
4.Закрепление. А теперь, ребята, нам нужно теперь закрепить усвоенный материал. У вас на рабочих листах имеется схема реки. И вам нужно самостоятельно установить соответствие. Итак, работаем. (слайд №13).
А теперь давайте проверим.
(Исток – 2, речной бассейн – 5, устье – 1, водораздел – 4, приток – 3)(слайд №14).
Оцените свою работу:
5 правильных ответов – отлично
4 правильных ответа – очень хорошо
3 правильных ответа – стоит обратиться за помощью
1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям.
Схема реки
Исток
2
Речной бассейн
5
Устье
1
Водораздел
4
Приток
3
5. Итог
- Что нового вы узнали о реках?
- На доске показаны знаки, с помощью которых нужно оценить, как вы поняли тему урока:
! – понятно все
?- есть вопросы
…. – ничего не понял
Я показываю знак, а вы поднимите руки.
Вижу, что большинство поняли тему урока. (слайд №15).
6. Выставление оценок.
7. Домашнее задание: §43 пересказ, выучить определения, нанести на контурные карты крупнейшие реки (слайд №16).
Начинаем «Мозговой штурм». 1. А как называется водная оболочка Земли? (Гидросфера)
Что входит в состав гидросферы? (В состав гидросферы входят воды Мирового океана иводы суши)
Где содержатся основные запасы воды? (в морях и океанах)
Показать на карте океаны (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый)
Что называется заливом и проливом? (приведите пример)
Что называется морем?
На какие группы делятся моря по расположению? (окраинные, внутренние).