Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентации, раздаточный материал.
Урок составлен по учебнику Домогацких Е.М. география 6 класс
Ход урока:
1. Оргмомент слайд №1.
Всем добрый день!
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок!
Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. А для начала проверим домашнее задание.
Проверка домашнего задания: Слайд №2.
Откройте рабочие тетради и повторите тему прошлого урока. На повторение 1 минута.
У каждого на парте листок, на нем вы будете выполнять проверочную работу.
У каждого на парте лежит листочек, на котором вы будете выполнять проверочную работу.
1. Перечислите условия образования подземных вод.
2. Установите соответствие:
1. Вода, находящаяся в земной коре называется …
2. Горные породы, пропускающие воду, называются…
3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах( напр.: солях, гипсе, известняках) называется…
4. Слой, насыщенный водой, называется…
5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются…
6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, речных долинах называются…
7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется…
8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются…
А. минеральными водами
Б. источниками
(родниками)
В. межпластовыми водами
Г. водоносным слоем
Д. пещерами
Е. водопроницаемыми горными
породами
Ж. грунтовыми водами
З. подземной водой
ВЗАИМОПРОВЕРКА (ученики в парах меняются тетрадями, проверяют работу и выставляют оценки, используя критерии оценивания).
Слайд № 3. Ответы:
1) способность горных пород пропускать воду; атмосферные 2)атмосферные осадки.
1.3; 2Е; 3.Д; 4.Г; 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Вступительное слово учителя
Слайд №4. Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало загадок.
Отгадайте их:
Течет, течет- не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(река) Слайд № 5.
Сегодня на уроке мы поговорим о реках.
- А что вы знаете о реках? ( у реки имеется исток, устье, течение…)
-А что бы вы хотели еще узнать о реках? (познакомиться с понятием река, узнать какие реки бывают, от чего они зависят)
Я думаю, что в течении урока мы попытаемся получить ответы на интересующие вас вопросы.
Цель на уроке: мы должны сформировать представления о реке и ее частях, познакомиться с новыми понятиями и рассмотреть зависимость рек от рельефа и климата.
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
Слайд № 6. На Земле почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А в России насчитывается более 200 тысяч рек, больших и малых.
Слайд №7. Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид.
Слайд №8. –Что такое река? (выслушиваются ответы детей и делается вывод)
Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки. ( записать определение в тетрадь).
Слайд № 9. Схема реки. Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало.
- А откуда река может брать свое начало? ( одна вытекает из озера, другая из болота, третья из родника, в горах начинаться может).
-Значит, что такое исток?
Исток- это место, где река берет начало. Запись в тетрадь.
Течет река не десятки, а то и не сотни километров и куда-то впадает.
- Куда река может впадать? ( в море, озеро, реку другую).
Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись определения в тетрадь.
Задание: Найдите на карте России с. 16, 17 исток и устье реки Волга. Определите, где они находятся.
(исток- Валдайская возвышенность, а устье в Каспийском море).
Все самые большие реки впадают в моря или заливы океана, некоторые в озера, но большинство из них являются притоками других рек.
- как же определить, какой приток правый, а какой – левый? ( Встать лицом по течению и справа- правый, а слева- левый).
СЛАЙД № 10. Правило определения правого и левого притоков:
Встать лицом к устью реки (вниз по течению).
Если река впадает справа – это правый приток.
Если слева- это левый приток.
Задание: Найдите в атласе на карте России с.16, 17 реки и назовитеих притоки.
Каким притоком у Волги является река Кама? ( левый приток).
Главная река со всеми своими притоками образует речную систему.
СЛАЙД №11. Речная система – главная река со своими притоками. Запись в тетради.
СЛАЙД №12. Граница, разделяющая речные системы называется водоразделом.
Водораздел – граница, разделяющая речные системы называется- водоразделом.( запись в тетради).
По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую в другую. В горах водораздел проходит по горным хребтам, а на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно.
Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.
Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку.( Запись в тетрадь.)
У Амазонки самый большой бассейн и составляет 7 млн. км.2 – чуть меньше площади Австралии.
- А сейчас заполним схему реки и укажем ее части. У каждого на столе схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно.
Исток 2
Речной бассейн 5
Устье 1
Водораздел 4
Приток 3
- Давайте ее проверим.
ПРОВЕРКА ( Исток – 2, речной бассейн – 5, устье- 1, водораздел – 4, приток -3).
Оценка работы:
5 правильных ответов- отлично
4 правильных ответа – очень хорошо
3 правильных ответа – стоит обратиться за помощью
1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям.
СЛАЙД №13. Реки сильно зависят от рельефа и климата.
СЛАЙД №14. В зависимости от рельефа, какие бывают реки? (Горные и равнинные).
Рассмотрим зависимость рек от рельефа.
- Запишем в тетрадь схему типы рек.
Типы рек
СЛАЙД №15 Равнинные СЛАЙД №16 Горные
-Бурное течение
- Узкая долина
- Прямое русло
- Короткая река
- Неудобна для судоходства
- Спокойное течение
- Широкая речная долина
- Большая длина
- Извилистое русло
- Удобна для судоходства
Работа в группах
- Чем равнинная река отличается от горной? Равнинные реки спокойные, длинные извилистые, имеют широкое русло, а горные – бурные, короткие, узкое русло, неудобны для судоходства.
СЛАЙД №17.
Иногда на реке можно увидеть пороги.
Пороги – выходы твердых пород в русле реки.( запись определения в тетрадь).
- Как пороги образуются? Прочитайте в учебнике с. 92, п.5.
Расскажите об образовании порогов.
Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.
Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги.
Они бывают очень красивые, но мешают судоходству.
СЛАЙД № 18.
При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада.
- Что такое водопад?
Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.
Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.
СЛАЙД № 19 Назовите самый высокий водопад в мире, его координаты 5 гр. с. ш. и 63 гр. з. д. (Анхель).
Самый высокий. Находится в Южной Америке. Назван в честь летчика Анхеля, который открыл его с самолета в 1935 г.. Поток воды падает с высоты 1054 м на дно ущелья.
СЛАЙД № 20 Сообщение о Ниагарском водопаде. Самый мощный, находится в Северной Америке. Высота – 51 м., ширина – 1200 м.. Расположен на реке Ниагара, соединяющий озера Эри и Онтарио.
Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.
Рассмотрим влияние климата на питание рек.
- За счет чего, река может питаться? ( дождей, снега и подземных вод).
СЛАЙД № 21- 25
Питание реки - поступление воды в реку от различных источников питания.
Записываем в тетради питание рек по середине.
Питание рек
1.Дождевое.
2. Снеговое.
3.Подземное.
4.Смешанное.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
СЛАЙД № 26 Практическая работа в парах.
Задание: Описание реки Обь по плану. Работа в парах.
1.Материк, на котором находится река.
2. Исток, направление течения, устье.
3.Характер течения.
4. Тип питания реки.
5.Самый крупный приток реки.
6. К бассейну какого океана относится?
- Кто правильно заполнил таблицу? Поднимите руки.
ИТОГ.
- Что нового узнали о реках?
- На доске показаны знаки, с помощью которых, оцените, как вы поняли тему урока.
!- понятно все.
? – есть вопросы
….. – ничего не понял
Я показываю знак, а вы поднимаете руки. Вижу, что большенство поняли тему урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание
СЛАЙД № 28 п. 30, составить синквейны на понятия река, пороги и водопад.