kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по географии "Реки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по географии "Реки"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по географии "Реки"»

Тема: Реки.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.


Задачи:

  1. Образовательные задачи:

сформировать у обучающихся представление о реке и ее частях;

познакомить с понятиями: исток, русло, устье, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.


  1. Развивающие задачи:

развивать умения описывать реки по типовому плану;

раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;

сформировать элементарные знания об образовании порогов и водопадов;

формировать умения работать с различными картами.


  1. Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувства любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.

Ведущие понятия урока: исток, устье русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.

Географическая номенклатура: реки- Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи;

Водопады: Анхель, Ниагарский.

Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентации, раздаточный материал.

Урок составлен по учебнику Домогацких Е.М. география 6 класс

Ход урока:

1. Оргмомент слайд №1.

Всем добрый день!

Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок!

Сегодня у нас много гостей, и я надеюсь, что мы с вами очень плодотворно поработаем. А для начала проверим домашнее задание.

  1. Проверка домашнего задания: Слайд №2.

Откройте рабочие тетради и повторите тему прошлого урока. На повторение 1 минута.

У каждого на парте листок, на нем вы будете выполнять проверочную работу.

У каждого на парте лежит листочек, на котором вы будете выполнять проверочную работу.

1. Перечислите условия образования подземных вод.

2. Установите соответствие:

1. Вода, находящаяся в земной коре называется …

2. Горные породы, пропускающие воду, называются…

3. Пустоты, которые вымывает вода в легкорастворимых породах( напр.: солях, гипсе, известняках) называется…

4. Слой, насыщенный водой, называется…

5. Воды, содержащиеся в водоносном слое, не прикрытом сверху водоупорными породами, называются…

6. Подземные воды, которые выходят на поверхность на склонах, в оврагах, речных долинах называются…

7. Водоносный слой, находящийся между двумя водоупорными слоями называется…

8. Подземные воды, содержащие повышенное количество растворенных веществ и газов, используемых в лечебных целях называются…

А. минеральными водами


Б. источниками

(родниками)


В. межпластовыми водами



Г. водоносным слоем



Д. пещерами




Е. водопроницаемыми горными

породами


Ж. грунтовыми водами



З. подземной водой



ВЗАИМОПРОВЕРКА (ученики в парах меняются тетрадями, проверяют работу и выставляют оценки, используя критерии оценивания).

Слайд № 3. Ответы:

  1. 1) способность горных пород пропускать воду; атмосферные 2)атмосферные осадки.

  2. 1.3; 2Е; 3.Д; 4.Г; 5.Ж; 6.Б; 7.В; 8.А.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вступительное слово учителя

Слайд №4. Темой нашего урока будет географический объект, о котором сложено немало загадок.

Отгадайте их:

Течет, течет- не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,

Не лес, а шумит.

(река) Слайд № 5.

Сегодня на уроке мы поговорим о реках.

- А что вы знаете о реках? ( у реки имеется исток, устье, течение…)

-А что бы вы хотели еще узнать о реках? (познакомиться с понятием река, узнать какие реки бывают, от чего они зависят)

Я думаю, что в течении урока мы попытаемся получить ответы на интересующие вас вопросы.

Цель на уроке: мы должны сформировать представления о реке и ее частях, познакомиться с новыми понятиями и рассмотреть зависимость рек от рельефа и климата.

Откройте тетради и запишите число и тему урока.

Слайд № 6. На Земле почти 20 млн. рек, но 53 из них имеют длину более 1000 км. А в России насчитывается более 200 тысяч рек, больших и малых.

Слайд №7. Одни плавно несут свои воды среди низменностей и возвышенностей, а другие бурно спускаются с высоких гор, придавая местности живописный вид.

Слайд №8. –Что такое река? (выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Река – это поток воды, текущий в выработанном им углублении – русле реки. ( записать определение в тетрадь).

Слайд № 9. Схема реки. Каждая река, где бы она не находилась, имеет свое начало.

- А откуда река может брать свое начало? ( одна вытекает из озера, другая из болота, третья из родника, в горах начинаться может).

-Значит, что такое исток?

Исток- это место, где река берет начало. Запись в тетрадь.

Течет река не десятки, а то и не сотни километров и куда-то впадает.

- Куда река может впадать? ( в море, озеро, реку другую).

Устье – место, где река впадает в море, озеро или другую реку. Запись определения в тетрадь.

Задание: Найдите на карте России с. 16, 17 исток и устье реки Волга. Определите, где они находятся.

(исток- Валдайская возвышенность, а устье в Каспийском море).

Все самые большие реки впадают в моря или заливы океана, некоторые в озера, но большинство из них являются притоками других рек.

- как же определить, какой приток правый, а какой – левый? ( Встать лицом по течению и справа- правый, а слева- левый).

СЛАЙД № 10. Правило определения правого и левого притоков:

  1. Встать лицом к устью реки (вниз по течению).

  2. Если река впадает справа – это правый приток.

  3. Если слева- это левый приток.

Задание: Найдите в атласе на карте России с.16, 17 реки и назовитеих притоки.

Каким притоком у Волги является река Кама? ( левый приток).

Главная река со всеми своими притоками образует речную систему.


СЛАЙД №11. Речная система – главная река со своими притоками. Запись в тетради.

СЛАЙД №12. Граница, разделяющая речные системы называется водоразделом.

Водораздел – граница, разделяющая речные системы называется- водоразделом.( запись в тетради).

По одну сторону водораздела вода стекает в одну реку, а по другую в другую. В горах водораздел проходит по горным хребтам, а на равнинах – по наиболее возвышенной их части. Иногда на равнинах водоразделы определить трудно.


Участок суши, с которой вся вода стекает в одну реку, называется речным бассейном.

Речной бассейн – это участок суши, с которого вся вода стекает в реку.( Запись в тетрадь.)

У Амазонки самый большой бассейн и составляет 7 млн. км.2 – чуть меньше площади Австралии.

- А сейчас заполним схему реки и укажем ее части. У каждого на столе схема реки, которую нужно заполнить самостоятельно.


Исток 2

Речной бассейн 5

Устье 1

Водораздел 4

Приток 3





- Давайте ее проверим.

ПРОВЕРКА ( Исток – 2, речной бассейн – 5, устье- 1, водораздел – 4, приток -3).

Оценка работы:

5 правильных ответов- отлично

4 правильных ответа – очень хорошо

3 правильных ответа – стоит обратиться за помощью

1-2 правильных ответа – нужно обратиться к определениям.


СЛАЙД №13. Реки сильно зависят от рельефа и климата.


СЛАЙД №14. В зависимости от рельефа, какие бывают реки? (Горные и равнинные).

Рассмотрим зависимость рек от рельефа.

- Запишем в тетрадь схему типы рек.


Типы рек

СЛАЙД №15 Равнинные СЛАЙД №16 Горные

-Бурное течение

- Узкая долина

- Прямое русло

- Короткая река

- Неудобна для судоходства

- Спокойное течение

- Широкая речная долина

- Большая длина

- Извилистое русло

- Удобна для судоходства


Работа в группах

- Чем равнинная река отличается от горной? Равнинные реки спокойные, длинные извилистые, имеют широкое русло, а горные – бурные, короткие, узкое русло, неудобны для судоходства.


СЛАЙД №17.

Иногда на реке можно увидеть пороги.

Пороги – выходы твердых пород в русле реки.( запись определения в тетрадь).

- Как пороги образуются? Прочитайте в учебнике с. 92, п.5.

Расскажите об образовании порогов.

Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород.

Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги.

Они бывают очень красивые, но мешают судоходству.


СЛАЙД № 18.


При горизонтальном залегании твердых и мягких пород в русле река размывает мягкие породы, в результате чего образуется ступень из твердой породы. Если ступень высокая, река низвергается с нее в виде водопада.

- Что такое водопад?

Водопад – крутой уступ, с которого вода реки падает вниз.

Чаще водопады встречаются в горных районах или на границе гористой и равнинной местности.

СЛАЙД № 19 Назовите самый высокий водопад в мире, его координаты 5 гр. с. ш. и 63 гр. з. д. (Анхель).

Самый высокий. Находится в Южной Америке. Назван в честь летчика Анхеля, который открыл его с самолета в 1935 г.. Поток воды падает с высоты 1054 м на дно ущелья.


СЛАЙД № 20 Сообщение о Ниагарском водопаде. Самый мощный, находится в Северной Америке. Высота – 51 м., ширина – 1200 м.. Расположен на реке Ниагара, соединяющий озера Эри и Онтарио.

Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.


Рассмотрим влияние климата на питание рек.


- За счет чего, река может питаться? ( дождей, снега и подземных вод).


СЛАЙД № 21- 25


Питание реки - поступление воды в реку от различных источников питания.

Записываем в тетради питание рек по середине.


Питание рек

1.Дождевое.

2. Снеговое.

3.Подземное.

4.Смешанное.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ


СЛАЙД № 26 Практическая работа в парах.

Задание: Описание реки Обь по плану. Работа в парах.



1.Материк, на котором находится река.



2. Исток, направление течения, устье.


3.Характер течения.


4. Тип питания реки.


5.Самый крупный приток реки.


6. К бассейну какого океана относится?


- Кто правильно заполнил таблицу? Поднимите руки.

ИТОГ.

- Что нового узнали о реках?

- На доске показаны знаки, с помощью которых, оцените, как вы поняли тему урока.

!- понятно все.

? – есть вопросы

….. – ничего не понял

Я показываю знак, а вы поднимаете руки. Вижу, что большенство поняли тему урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание

СЛАЙД № 28 п. 30, составить синквейны на понятия река, пороги и водопад.



Синквейны составляются по схеме:


1 строчка – существительное

2 строчка – два прилагательных

3 строчка – три глагола

4 строчка – предложение из четырех слов

5 строчка – синоним к слову из 1 строчки







































ОТКРЫТЫЙ УРОК

проект

по географии в 6 классе


по теме « Реки».



На уроке используется работа в группах, парах.


















Учитель

Шрамко Р.В.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Открытый урок по географии "Реки"

Автор: Петриашвили Лариса Герасимовна

Дата: 29.01.2021

Номер свидетельства: 571799

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Открытый урок по географии                                                                                Тема: "Реки""
    ["seo_title"] => string(41) "otkrytyi-urok-po-ghieoghrafii-tiema-rieki"
    ["file_id"] => string(6) "308426"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458578751"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Методическая разработка урока географии по теме:"Рельеф дна Мирового океана" "
    ["seo_title"] => string(87) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ghieoghrafii-po-tiemie-riel-ief-dna-mirovogho-okieana"
    ["file_id"] => string(6) "104843"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402762315"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Игровые технологии как средство мотивации учащихся на уроках географии "
    ["seo_title"] => string(87) "ighrovyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "176084"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424360184"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Исследовательская работа учащихся как форма организации деятельности учащихся на уроках географии"
    ["seo_title"] => string(80) "issledovatelskaia_rabota_uchashchikhsia_kak_forma_organizatsii_deiatelnosti_ucha"
    ["file_id"] => string(6) "630899"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1683275812"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Урок географии 7 класс по специальной программе 8 вида "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-ghieoghrafii-7-klass-po-spietsial-noi-proghrammie-8-vida"
    ["file_id"] => string(6) "142591"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418317532"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства