Урок по теме «География населения мира» Учитель : Майорова А.Е. 10 класс Цели и задачи: повторить, закрепить и проверить знания по основным темам раздела «География населения мира»; Закрепить понятия «естественный прирост», «естественная убыль», «демографический взрыв», «демографическая политика», «миграция», «агломерация» и др. Оборудование: карточки-задания, таблица размещения населения, политическая карта мира. Тип урока: итоговый урок обобщения и закрепления знаний. Ход урока 1. Музыкальное вступление. 2. Разминка. Вопросы разминки: а. В каком государстве наблюдается наибольшая плотность населения, исключая страны-карлики? (Бангладеш) б. Один из элементов воспроизводства населения. (Рождаемость) в. Как называются перемещения людей через границы, связанные с переменой места жительства? (Миграция) г. Единица измерения естественного прироста, рождаемости и … солености воды. (Промилле) д. Скопление городов, их слияние. (Агломерация) е. Процесс роста городов и увеличение числа горожан. (Урбанизация) ж. Священный город, центр возникновения ислама. (Мекка) з. Национальная религия китайцев.(Конфуцианство) и. Государство – лидер по числу жителей. (Китай) к. Один из типов этнических общностей. (Нация) 3. Рассмотреть таблицы: 4.Необходимо прокомментировать содержание понятий. Карточка №1 Карточка №2 Мулат Иммигрант Естественный прирост Мекка Ватикан Нация Демографический взрыв Демографическая политика Православие Урбанизация 5. Конкурс математиков. Предлагается быстрее и правильнее решить задачу по определению показателей воспроизводства населения. В начале года в городе проживало 50 000 человек. В течение года в городе родилось 3 000 детей. 2 000 иммигрировало. За этот же период умерло 1 000 человек. Сколько в городе стало проживать? 6. Задание «Узнай страну». По подсказкам необходимо определить, о какой стране идет речь. С каждой новой прочитанной подсказкой количество заработанных очков уменьшается. 1. В древности считалась сказочной страной, славилась пряностями, богатством, чаем. 2. В возрастной структуре населения высока доля детей. 3. Согласно национальной религии все общество делится на касты 4. Большинство населения исповедует индуизм. 5. Занимает 2 место в мире по численности населения. 1. Славится своими карнавалами. 2. Обладает пестрым расовым составом. 3. Занимает 5 место в мире по численности населения. 4. Единственная крупная страна Латинской Америки, где государственным языком является португальский. 5. Родом из этого государства является самый знаменитый футболист – Пеле 7. Задание «Веришь- не веришь». Учитель зачитывает каждой команде по 5 утверждений (ученики должны согласиться «Да» с утверждением, если оно правильное, или отвергнуть «Нет», если оно неправильное) а. Высокий уровень рождаемости характерен для Кении (Да) б. Политика государственного сдерживания рождаемости проводится в ФРГ (Нет) в. К однонациональным государствам относится Япония (Да) г. Буддизм распространен в Новой Зеландии (Нет) д. Урбанизация – это слияние городов (Нет) е. Самая низкая доля детей в Германии (Да) ж. Для Китая характерен второй тип воспроизводства населения, т.е. «Демографическая зима» (Нет) з. К многонациональным государствам относится Швеция (Нет) и. Самая большая продолжительность жизни в Японии (Да) к. Рассеянная форма сельского расселения характерна для Австралии (Да)
8.Мнение демографов По мнению демографов семья должна быть такого состава: двое родителей и не менее трех детей. Третий ребенок необходим для компенсации в случае непредвиденных потерь(детской смертности, несчастных случаев, болезней и др.) А как считаете вы: какой должна быть современная семья? 9. Было дано домашнее задание: 1. Проведите социологическое исследование в своих семьях. Выясните, сколько по сравнению с нынешней семьей было детей у бабушки, ваших родителей. Сколько планируете иметь детей вы? Проанализируйте и сделайте выводы. Выявите причины изменения количества детей в семье. Узнайте, где жили ваши предки (в городе или в селе), какое образование у ваших родителей, бабушки. 2. Сделать выводы, ответив на следующие вопросы: будет ли сокращаться численность населения в районе проживания при таком количестве детей в семье? Изменился ли тип воспроизводства населения на уровне семьи? 10. Закрепление пройденного материала. Тестовые задания 1. Самая распространенная по числу приверженцев религия – это: а) ислам б) буддизм в) христианство 2. Наиболее многочисленная языковая семья – это: а) алтайская б) индоевропейская в) уральско-юкагирская 3. Средняя плотность населения мира составляет: а) 15 чел/км2 б) 700 чел/км2 в) 46 чел/км2 4. В какой из стран преобладают мужчины а) Польша б) США в) Индия 5. В каком из государств многодетность поощряется религией: а) Саудовская Аравия б) Швеция в) Дания 6. В возрастной структуре населения преобладают дети в государстве: а) Швеция б) Индия в)Молдова 7. К индоевропейской языковой семье относится группа: а) китайская б) романская в) тюркская 8. Переманивание специалистов высокого уровня в развитые государства называется: а) эмиграция б) «утечка умов» в) иммиграция 9. К малозаселенным территориям относятся: а) высокогорные области б) низменности в) возвышенности 10. Демографический кризис наблюдается в государствах: а) Индии б) России в) Бангладеш. 11. Подведение итогов урока. Домашнее задание. |