kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ориентирование на местности. Азимут

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: Знать какими способами можно ориентироваться в пространстве.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ориентирование на местности. Азимут»

Тема : Ориентирование. Определение азимутов.



Цели:

1.Знать какими способами можно ориентироваться в пространстве.

2. Показать значимость умений ориентироваться в пространстве и по картам;

3. раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества;

4. Формировать умение работать с компасом;

5. Воспитание любви к природе, к родному краю

Способы действий учащихся:

- определять прямые и промежуточные стороны горизонта;

- уметь ориентироваться по компасу;

- уметь определять азимуты на топографической карте



Ценностный компонент урока:

- Понимать значимость жизненно – важного умения ориентироваться в пространстве – необходимое умение человека, обеспечивающего сохранение его жизни и здоровья


Повторим материал:


  1. Как называется вращение Земли вокруг своей оси?

  2. Следствия вращения Земли вокруг своей оси?

  3. Как называется движение Земли вокруг солнца?

  4. Следствия годового движения Земли?

  5. 21 марта и 23 сентября - ?

  6. 22 июня и 22 декабря - ?

  7. Над какой параллелью солнце в зените в дни равноденствия?

  8. Над какой паралелью солнце в зените 22 июня?

  9. За какими паралелями в северном и южном полушарии полярный день и полярная ночь длится по пол года.

  10. На какой параллели и когда солнце в зените бывает дважды в году

  11. Какое время года в южном полушарии 22 июня

  12. Какое время года в северном полушарии, когда солнце в зените над южным тропиком. ( 2 мин) 10.48

Ребята! Посмотрите на экран, перед вами репродукция картины В.. Васнецова «Витязь на распутье» Замечательный русский живописец писал картины на сюжеты известных русских сказок: и былин - Аленушка, иван Царевич и серый волк, три богатыря


Какие мысли у вас возникают, глядя сюжет репродукции.


У каждого человека бывают ситуации, когда нужно найти верную дорогу.


Проанализируйте представленные факты:



  1. Компас помогает ориентироваться.

  2. Вернуться в незнакомом месте к своему дому или к машине, имея только компас, нельзя.

  3. Зная стороны горизонта можно легко ориентироваться на местности.


Какой у вас возникает вопрос?


Почему, заблудившись в лесу и имея только компас,

нельзя найти точное направление на ваш дом

или оставленную у дороги машину?


Ø Какие у вас будут гипотезы?



- Кроме компаса нужна карта местности, можно найти дорогу по звездам, солнцу, мху, муравейнику



Ø Сформулируйте тему урока.



Ориентирование на местности



Что мы с вами сегодня будем делать?

- - определять прямые и промежуточные стороны горизонта;

- уметь ориентироваться по топографической карте;

- уметь определять азимуты.

- уметь на практике применять полученные знания

Рассказ учителя : Знание компаса, определение азимута , топографической карты, умение ориентироваться - все это изучает наука топография. Топография - главный предмет при подготовке разветчиков, военных летчиков, танкистов. Среди вас - будущие воины и вы будете стоять на защите рубежей России. Поэтому сегодняшняя тема очень актуальна, знание ее пригодится вам в будущем.



Работаем в парах



Задание №1 работаем с учебником

Откройте учебники на стр. 30


Прочитайте текст «Ориентирование» на с. 30 и составьте план действий по ориентированию на местности. ( устно)



  1. Зрительная память

  2. Ориентирование по солнцу, звездам

  3. Уметь определять стороны горизонта

  4. Определять азимуты

  5. Расстояние

  6. Ориентироваться по карте


Какие вы знаете стороны горизонта

  1. Определите прямые и противоположные строны горизонта ( с, ю, з,в. св, сз, юв, юз,


На партах лежат компасы

  1. Работа с компасом:

Сообщение о истории открытия компаса

История создания компаса будет интересна не только специалистам. Компас можно смело занести в перечень величайших открытий человечества. Благодаря ему, позднее была создана картография, позволившая человеку узнавать о новых ареалах обитания. Именно компасу мы обязаны открытием Америки. Ведь до его появления путешественники ориентировались только по звездам и географическим объектам. Но названные ориентиры сильно зависели от погоды. Обычные облака могли легко обезоружить путника. С момента изобретения компаса указанные проблемы исчезли. Само слово «компас» произошло от древнебританского «compass», означавшего «круг». Большинство современных историков утверждает, что компас был изобретен в Китае в I в. до н. э. Хотя есть свидетельства, что данный прибор существовал еще во 2-м тыс. до н. э. В любом случае тогда компас являл собой небольшой кусок намагниченного металла, который был прикреплен к деревянной планке, находившейся в сосуде с водой. Такой компас использовался при движении по пустыням. Также им пользовались астрологи. История открытия компаса гласит, что в арабском мире он появился в VIII в., а в европейских странах - только в XII в. Первыми названный прибор переняли у арабов итальянцы. Затем компас начали использовать испанцы, португальцы и французы. Последними о новом приборе узнали немцы и англичане. Но и в то время устройство компаса оставалось максимально простым: магнитная стрелка укреплялась на пробке и опускалась в воду. Именно в воде пробка, дополненная стрелкой, ориентировалась соответствующим образом. В XI в. все в том же Китае появилась стрелка компаса, которую изготовляли из искусственного магнита. Как правило, ее делали в форме рыбки. История создания компаса была продолжена в XIV веке. Эстафету принял итальянец Ф. Джойя, который сумел значительно усовершенствовать этот прибор. В частности, он решил надеть магнитную стрелку на вертикальную шпильку. Это нехитрое, на первый взгляд, приспособление помогло значительно улучшить компас. Кроме того, к стрелке была прикреплена катушка, разбитая на 16 румбов. Спустя два столетия деление катушки уже составляло 32 румба, а коробку со стрелкой начали помещать в специальном карданном подвесе. Таким образом, качка корабля переставала влиять на компас. В XVII в. компас оборудовали вращающейся линейкой, что помогло более точно отсчитывать направление. В XVIII в. у него появился пеленгатор


Правила работы с компасом


- Компас положите горизонтально, на ровную поверхность

- Подождите, пока компасная стрелка установится

- Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился

с нулем. В этом положении компас готов к работе.

- На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. 1 мин) –


Определить направление на предметы:

окно, доска, дверь


3.Работа по топографической карте :


Определите направление объектов от школы


  • озеро Тихое - север

  • овраг – юго - запад

  • сосновый лес - восток

  • точка 126, 3 – северо - запад

  • вырубленный лес - юг 11.06

4.Что называется азимутом? Стр. 30 определение

Работа по топографической карте ( продолжение)


1.Определить азимут объектов от школы села Сновское


  • Определите азимут объектов от школы:

  • Родник – с-з 315

  • Песчаный карьер – ю- з 225

  • Ветряк- в - 90

  • Домик лесника– с-в 45

  • Сосновый бор - ю-в 135



Какие способы ориентирования на местности вам известны?

Напишите:


Компас, звезды, лишайник, муравейник, солнце

Нарисуйте в тетраде план движения учащихся в масштабе

1 см 200 м. Группа школьников вышла из школы в западном направлении и прошла 500 м через луг к речке, которая протекает с северо-запада на юго-восток. Перейдя речку по деревянному мосту, школьники повернули на юг и прошли 1 км тропинкой через смешанный лес до родника. От родника азимутом 50° они прошли 200 м лесом и вышли к домику лесника.


Закрепление:


Ответить на вопросы:


1 – 5, 8 страница №32


Домашнее задание П. 8


Итоги урока:


  1. Какую работу вы сегодня выполняли?

  2. Чему научились?

  3. Кто доволен сегодня своей работой на уроке?

  4. Кто получил отметку в дневнике и за что?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ориентирование на местности. Азимут

Автор: Соболева Татьяна Викторовна

Дата: 02.03.2015

Номер свидетельства: 181112

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок по географии 5 класс. Ориентирование на местности. Азимут. "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-po-ghieoghrafii-5-klass-oriientirovaniie-na-miestnosti-azimut"
    ["file_id"] => string(6) "108234"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403618881"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока "Ориентирование на местности""
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt_uroka_oriientirovaniie_na_miestnosti"
    ["file_id"] => string(6) "371612"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482217785"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Интегрированный урок географии и физкультуры в 6 В класс по теме «Спортивное ориентирование по азимуту»."
    ["seo_title"] => string(80) "intieghrirovannyi_urok_ghieoghrafii_i_fizkul_tury_v_6_v_klass_po_tiemie_sportivn"
    ["file_id"] => string(6) "363046"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480250045"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "география 6 класс тема урока:Понятие об азимуте,ориентирование на местности и по плану. "
    ["seo_title"] => string(97) "ghieoghrafiia-6-klass-tiema-uroka-poniatiie-ob-azimutie-oriientirovaniie-na-miestnosti-i-po-planu"
    ["file_id"] => string(6) "170188"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423504708"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Разработка урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме  «Ориентирование. Азимут». "
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-uroka-ghieoghrafii-v-5-klassie-fgos-po-tiemie-oriientirovaniie-azimut"
    ["file_id"] => string(6) "174721"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424173495"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства