Просмотр содержимого документа
«Ориентирование на местности. Азимут»
Тема : Ориентирование. Определение азимутов.
Цели:
1.Знать какими способами можно ориентироваться в пространстве.
2. Показать значимость умений ориентироваться в пространстве и по картам;
3. раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества;
4. Формировать умение работать с компасом;
5. Воспитание любви к природе, к родному краю
Способы действий учащихся:
- определять прямые и промежуточные стороны горизонта;
- уметь ориентироваться по компасу;
- уметь определять азимуты на топографической карте
Ценностный компонент урока:
- Понимать значимость жизненно – важного умения ориентироваться в пространстве – необходимое умение человека, обеспечивающего сохранение его жизни и здоровья
Повторим материал:
Как называется вращение Земли вокруг своей оси?
Следствия вращения Земли вокруг своей оси?
Как называется движение Земли вокруг солнца?
Следствия годового движения Земли?
21 марта и 23 сентября - ?
22 июня и 22 декабря - ?
Над какой параллелью солнце в зените в дни равноденствия?
Над какой паралелью солнце в зените 22 июня?
За какими паралелями в северном и южном полушарии полярный день и полярная ночь длится по пол года.
На какой параллели и когда солнце в зените бывает дважды в году
Какое время года в южном полушарии 22 июня
Какое время года в северном полушарии, когда солнце в зените над южным тропиком. ( 2 мин) 10.48
Ребята! Посмотрите на экран, перед вами репродукция картины В.. Васнецова «Витязь на распутье» Замечательный русский живописец писал картины на сюжеты известных русских сказок: и былин - Аленушка, иван Царевич и серый волк, три богатыря
Какие мысли у вас возникают, глядя сюжет репродукции.
У каждого человека бывают ситуации, когда нужно найти верную дорогу.
Проанализируйте представленные факты:
Компас помогает ориентироваться.
Вернуться в незнакомом месте к своему дому или к машине, имея только компас, нельзя.
Зная стороны горизонта можно легко ориентироваться на местности.
Какой у вас возникает вопрос?
Почему, заблудившись в лесу и имея только компас,
нельзя найти точное направление на ваш дом
или оставленную у дороги машину?
Ø Какие у вас будут гипотезы?
- Кроме компаса нужна карта местности, можно найти дорогу по звездам, солнцу, мху, муравейнику
Ø Сформулируйте тему урока.
Ориентирование на местности
Что мы с вами сегодня будем делать?
- - определять прямые и промежуточные стороны горизонта;
- уметь ориентироваться по топографической карте;
- уметь определять азимуты.
- уметь на практике применять полученные знания
Рассказ учителя : Знание компаса, определение азимута , топографической карты, умение ориентироваться - все это изучает наука топография. Топография - главный предмет при подготовке разветчиков, военных летчиков, танкистов. Среди вас - будущие воины и вы будете стоять на защите рубежей России. Поэтому сегодняшняя тема очень актуальна, знание ее пригодится вам в будущем.
Работаем в парах
Задание №1 работаем с учебником
Откройте учебники на стр. 30
Прочитайте текст «Ориентирование» на с. 30 и составьте план действий по ориентированию на местности. ( устно)
История создания компаса будет интересна не только специалистам. Компас можно смело занести в перечень величайших открытий человечества. Благодаря ему, позднее была создана картография, позволившая человеку узнавать о новых ареалах обитания. Именно компасу мы обязаны открытием Америки. Ведь до его появления путешественники ориентировались только по звездам и географическим объектам. Но названные ориентиры сильно зависели от погоды. Обычные облака могли легко обезоружить путника. С момента изобретения компаса указанные проблемы исчезли. Само слово «компас» произошло от древнебританского «compass», означавшего «круг». Большинство современных историков утверждает, что компас был изобретен в Китае в I в. до н. э. Хотя есть свидетельства, что данный прибор существовал еще во 2-м тыс. до н. э. В любом случае тогда компас являл собой небольшой кусок намагниченного металла, который был прикреплен к деревянной планке, находившейся в сосуде с водой. Такой компас использовался при движении по пустыням. Также им пользовались астрологи. История открытия компаса гласит, что в арабском мире он появился в VIII в., а в европейских странах - только в XII в. Первыми названный прибор переняли у арабов итальянцы. Затем компас начали использовать испанцы, португальцы и французы. Последними о новом приборе узнали немцы и англичане. Но и в то время устройство компаса оставалось максимально простым: магнитная стрелка укреплялась на пробке и опускалась в воду. Именно в воде пробка, дополненная стрелкой, ориентировалась соответствующим образом. В XI в. все в том же Китае появилась стрелка компаса, которую изготовляли из искусственного магнита. Как правило, ее делали в форме рыбки. История создания компаса была продолжена в XIV веке. Эстафету принял итальянец Ф. Джойя, который сумел значительно усовершенствовать этот прибор. В частности, он решил надеть магнитную стрелку на вертикальную шпильку. Это нехитрое, на первый взгляд, приспособление помогло значительно улучшить компас. Кроме того, к стрелке была прикреплена катушка, разбитая на 16 румбов. Спустя два столетия деление катушки уже составляло 32 румба, а коробку со стрелкой начали помещать в специальном карданном подвесе. Таким образом, качка корабля переставала влиять на компас. В XVII в. компас оборудовали вращающейся линейкой, что помогло более точно отсчитывать направление. В XVIII в. у него появился пеленгатор
Правила работы с компасом
- Компас положите горизонтально, на ровную поверхность
- Подождите, пока компасная стрелка установится
- Поверните компас так, чтобы северный конец стрелки совместился
с нулем. В этом положении компас готов к работе.
- На компас кладут тонкую палочку по направлению от центра компаса к предмету. 1 мин) –
Определить направление на предметы:
окно, доска, дверь
3.Работа по топографической карте :
Определите направление объектов от школы
озеро Тихое - север
овраг – юго - запад
сосновый лес - восток
точка 126, 3 – северо - запад
вырубленный лес - юг 11.06
4.Что называется азимутом? Стр. 30 определение
Работа по топографической карте ( продолжение)
1.Определить азимут объектов от школы села Сновское
Определите азимут объектов от школы:
Родник – с-з 315
Песчаный карьер – ю- з 225
Ветряк- в - 90
Домик лесника– с-в 45
Сосновый бор - ю-в 135
Какие способы ориентирования на местности вам известны?
Напишите:
Компас, звезды, лишайник, муравейник, солнце
Нарисуйте в тетраде план движения учащихся в масштабе
1 см 200 м. Группа школьников вышла из школы в западном направлении и прошла 500 м через луг к речке, которая протекает с северо-запада на юго-восток. Перейдя речку по деревянному мосту, школьники повернули на юг и прошли 1 км тропинкой через смешанный лес до родника. От родника азимутом 50° они прошли 200 м лесом и вышли к домику лесника.