Интегрированный урок географии и физкультуры в 6 В класс по теме «Спортивное ориентирование по азимуту».
Интегрированный урок географии и физкультуры в 6 В класс по теме «Спортивное ориентирование по азимуту».
План урока о знакомстве учащихся с таким видом спорта, как спортивное ориентирование с закреплением умения пользоваться компасом и картой и правил ориентировки на местности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Лобанов Дмитрий Юрьевич- учитель физической культуры
Цель: Познакомить учащихся с таким видом спорта, как спортивное ориентирование; закрепить умение пользоваться компасом и картой; закрепить правила ориентировки на местности.
Задачи: ознакомить с таким видом спорта, как спортивное ориентирование; сформировать представление школьников об этом виде спорта; воспитывать навыки выполнения основных правил ориентироваться на местности с помощью компаса и плана; вызвать интерес к спортивному ориентированию; получить заряд бодрости, и хорошего настроения.
Оборудование: планшеты, компасы, нагрудные номера с логотипом и номерами, атласы, на доске ключевое слово «Рогейн» и критерии оценки, тетрадь инструктажа с росписями, карточки с заданиями для практической работы, лист самооценки и оценивания для капитана команды.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: давать определение понятию: ориентирование, объяснять, что такое стороны горизонта и какие они бывают, делать вывод о назначении компаса, формулировать алгоритм работы с ним.
Метапредметные: уметь работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал; планировать свою деятельность под руководством учителя; выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение; умение работать с измерительными приборами, уметь защищать результаты работы.
Личностные:
- понимать значения ориентирования для повседневной жизни и деятельности человек; понимание роли и значения интегрированных знаний, сформировать познавательный интерес, направленный на практическое применение новых знаний; сформировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Здоровьесберегающая: профилактика умственного перенапряжения путём смены видов деятельности на свежем воздухе.
Вид используемых на уроке средств ИКТ: интернет-ресурс, видеоролик, проектор.
Ход урока
С.В. 1. Целеполагание
Ребята, у ведущего программы «На старт», Кирилла Клычёва возникли затруднения, и он обратился к нам с вопросом, поможем ему.
(просмотр видеоролика )
- Что такое азимут? (стр.44 учебника. Азимут - это угол между направлением на север и направлением на заданный объект)
- О каком интересном виде спорта шла речь? (спортивное ориентирование)
Тогда, кто назовёт тему урока. ( Спортивное ориентирование по азимуту).
- Какую цель и задачи вы поставите перед собой. (называть такой вид спорта, как спортивное ориентирование; пользоваться компасом и планом; применять правила ориентировки на местности, получить заряд бодрости, и хорошего настроения)
Д.Ю. Сегодня спортивному ориентированию вас обучает Светлана Васильевна - руководителей 2 х дневных походов, включающих задания по ориентированию.
С.В. И Дмитрий Юрьевич- призёр открытого первенства города Канска по спортивному ориентированию.
Д.Ю. 2. Спортивное ориентирование позволяет укрепить здоровье с физической точки зрения, а также развивать свои интеллектуальные способности, так как нужно уметь быстро ориентироваться, проявлять смекалку и уметь пользоваться компасом, быть активным и наблюдательным.
-Как вы думаете, этим видом спорта могут заниматься люди какого возраста? (Этим видом спорта могут заниматься взрослые и дети, старшее поколение)
Существует несколько видов спортивного ориентирования. Сегодня мы практическую часть проведём с помощью такого вида, как «Рогейн». Что за вид спорта пояснит Кудрицкий Антон , он искал материал по интернет- ресурсу.
(представляет собой командное прохождение дистанции при помощи компаса с контрольным временем).
С.В. 3. Создаём команды . Сориентируем планшет и вспомним правила работы с компасом.
Определение азимута по компасу
Чтобы определить азимут на местности, надо:
стать лицом в направлении предмета, на который требуется определить азимут;
ориентировать компас, то есть подвести его нулевое деление (или букву С) под затемненный конец стрелки компаса;
вращая компасную крышку, направить на предмет визирное приспособление;
против указателя визирного приспособления, обращенного к предмету, прочесть величину азимута.
Чтобы определить объект на местности по заданному азимуту надо:
установить указатель визирного приспособления компаса точкой над делением, соответствующим величине заданного азимута; повернуть компас так, чтобы указатель визира находился впереди;
поворачиваться самому вместе с компасом до тех пор, пока нулевая точка не совпадет с северным концом стрелки; направление указателя визира и будет направлением по заданному азимуту.
совмещение визирной линии с направлением на предмет (цель) достигается многократным переводом взгляда с визирной линии на цель и обратно. Не рекомендуется поднимать компас до уровня глаз, снижается точность измерения.
Д.Ю. Кроме компаса есть и другие атрибуты спортивного ориентирования. Необходимо выполнить задание, чтобы взять маршрутные листы).
1. Рюкзак. Задание. В какой последовательности собрать снизу рюкзак. (спальник, палатка, топор, продукты питания, индивидуальная аптечка, дождевик)
2. Палатка. Задание. Расположите в логической последовательности правила по установке палатки. ( Положение палатки, выбор крепления, использование юбки, проветривание.)
Положение палатки. Важно определить направление ветра и установить конструкцию таким образом, чтобы вход и вентиляционные клапаны находились на противоположной ему стороне. Несоблюдение этого правила приводит к неустойчивости палатки и ее уносу из-за парусности;
Выбор крепления. Часто установка палатки происходит неправильно из-за того, что рыболовы экономят на крепеже и делают его самостоятельно. Одни вбивают в лед гвозди, другие сверлят лунки и вкручивают в них согнутые саморезы, металлические или деревянные перевязанные стержни. Распространенной ошибкой новичков является то, что они не учитывают вероятность перемещения конструкции в зависимости от местонахождения рыбы. Определившись изначально, где закреплять палатку, они устанавливают ее в одном месте на некачественный крепеж так, что его потом невозможно вытащить и приходится обрезать стропы. Также недостатками гвоздей и саморезов является то, что на солнце лед начинает плавиться от нагревающегося металла и крепеж может легко выскочить. Кроме того, саморезы не так просто вкрутить в лед, так как они его крошат, и по этой причине плохо держатся. Надежней всего не экономить на крепеже и купить специальные буравчики с резьбой и ручками, которые отлично вкручиваются в лед и при необходимости легко из него выкручиваются;
Использование юбки. Зная о том, как закрепить палатку на льду правильно, опытные рыбаки не только выбирают качественный крепеж и делают хорошую растяжку, но и засыпают нижнюю юбку конструкции. Если проигнорировать эту полезную часть палатки, то при сильном ветре будет возникать парусность и вероятность ее уноса возрастает. Засыпают ее обычно снегом. При его отсутствии — стружкой льда, оставшейся после сверления лунок, или другими тяжелыми предметами, находящимися под рукой;
Проветривание. Герметичность может привести к скоплению конденсата, приводящего к сырости и холоду в палатке. Помимо этого, использование в ней свечей, газовых плиток и других приборов, сжигающих кислород, в сочетании с герметичностью может привести к головным болям и даже летальному исходу жизни находящихся в палатке людей. Поэтому необходимо при любом морозе оставлять открытой форточку или вентиляционный клапан.
Лампа для ночного ориентирования. Выбрать нужные критерии для фонарика по спортивному ориентированию:
ручной фонарик, крепится на голову, низкая дальнобойность, батареи в отдельном отсеке, режим рассеянного освещения.
Нужен фонарик для соревнований по ночному спортивному ориентированию. (кроме этого он может использоваться как просто фонарь для турпоходов) критерии: -крепится на голову -батареи лучше если в отдельном отсеке (на голове либо на поясе) -дальнобойность от 45 метров и больше -режим рассеянного освещения, работающий одновременно (а не вместо) дальнего света.
объясню зачем это: в соревнованиях по ориентированию нужно одновременно бежать вперед, и смотреть карту, и чтобы не было "эффекта туннеля" т.е. не забивалось периферийное зрение . Чтобы смотреть карту на ходу, нужен неяркий рассеянный ближний свет, и желательно чтобы для этого не нажимать никакие кнопки этому критерию удовлетворяют специальные фонари silva trail runner (80 люмен , дальность 45 м) и silva x-trail (145 люмен , дальность 75 м) ,но они дороговаты, думаю может есть альтернатива чуть дешевле из petzl, black diamond
4. План местности. Задание: выбрать особенности для плана местности
( параллели и меридианы,стрелкой обозначают направление на север, изображен небольшой участок, масштаб крупный (крупнее, чем 1:5000), бывают разных видов, изображена страна)
Спальний мешок. Задание. Выбрать правильные советы в использовании спального мешка . (Держите голову в тепле. Нос и рот должны оставаться снаружи. Хранить в висячем или лежачем положении в сухом месте сушить спальник у костра. Надо стирать спальник часто.)
Каремат. Задание. Выбрать ответы, правильно отмечающие свойства каремата. ( Прочный и хорошо теплоизолирующий материал. Не промокает. Тонет в воде. Непрочный и плохо теплоизолирующий.Использование для других целей. Прочный и хорошо теплоизолирующий материал)
С.В. Почему логотип нашего спортивно ориентирования выглядит так? (графический знак, эмблема или символ, используемый для повышения узнаваемости и распознаваемости . Мы будем шагать и бежать с планшетами в руках)
С.В. Хоть для спортивного ориентирования присуща маленькая степень травматизма, не забывайте о технике безопасности, за которую вы расписались, когда мы начали работать с компасом и выполнять задания на улице.
Критерии оценивания заданий : «5»- верно выполнено 4 задания, аккуратное оформление, слаженная работа в группах, , «4»- »- верно выполнено 3 задания, аккуратное оформление, слаженная работа в группах , «3» »- верно выполнено 2 задания, оформление желает лучшего, не умеют работать в группах ( на доске)
2. Практическая часть. ( учащиеся выполняют задания по группам, учителя ведут наблюдение и делают корректировку С.В.-1,2,3 Д.Ю. 4,5,6)
Группа №1
Отправная точка : лавочка №1
Задание №1
Определите азимут и расстояние до входа на футбольное поле
Задание №2
По азимуту А=300 и расстоянию 36 метров определите объект и сделайте отметку карандашом.
Задание№3
Изобразите маршрут на планшете, используя условные знаки, выполните все подсчёты.
Группа №2
Отправная точка : лавочка №2
Задание №1
Определите азимут и расстояние до ближайших футбольных ворот.
Задание №2
По азимуту А=2800 и расстоянию 34 метра определите объект и сделайте отметку карандашом.
Задание№3
Изобразите маршрут на планшете, используя условные знаки, выполните все подсчёты.
Группа №3
Отправная точка : лавочка №3
Задание №1
Определите азимут и расстояние до первой ёлки
задание №2
По азимуту А=2600 и расстоянию 12 метров определите объект и сделайте отметку карандашом.
Задание№3
Изобразите маршрут на планшете, используя условные знаки, выполните все подсчёты.
Группа №4
Отправная точка : лавочка №4
Задание №1
Определите азимут и расстояние до жёлтой стены из полосы препятствия.
задание №2
По азимуту А=700 и расстоянию 19 метров определите объект и сделайте отметку карандашом.
Задание№3
Изобразите маршрут на планшете, используя условные знаки, выполните все подсчёты.
Группа №5
Отправная точка : лавочка №5
Задание №1
Определите азимут и расстояние до юго- восточного угла школы
задание №2
По азимуту А=900 и расстоянию 37 метров определите объект и сделайте отметку карандашом.
Задание№3
Изобразите маршрут на планшете, используя условные знаки, выполните все подсчёты.
Группа №6
Отправная точка : лавочка №6
Задание №1
Определите азимут и расстояние до ближайшего баскетбольного щита
задание №2
По азимуту А=3500 и расстоянию 18 метров определите объект и сделайте отметку карандашом.
Задание№3
Изобразите маршрут на планшете, используя условные знаки, выполните все подсчёты.
Обработка материала (в классе)
С.В. Капитаны команды организуют обработку маршрутов и оценят участие каждого ученика команды.
Д.Ю. Сопоставьте результаты своих заданий с эталоном и оцените свой результат.
(в это время учителя тоже проверяют правильность выполнения заданий)
С.В. 4. Оценивание. (самооценка +оценка капитана +оценка учителя)
Д.Ю. 5. Рефлексия.
1. Я удивился…
2. У меня получилось…
3. Эти знания мне нужны…
С.В. 6. Домашнее задание: география - стр.46 учебника, «Практикум», первый уровень- одно практическое задание . Второй уровень- два практических задания ( по выбору ученика)
физкультура – интернет – задание. Какие ещё бывают виды спортивного ориентирования? ( кроме «Рогейн»)
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа посёлка городского типа Мирный
муниципального района Красноярский Самарской области