Тема: «Океаны и моря у берегов Евразии»
Цель урока:
1) Сформировать знания о влиянии океанов на климат, растительность, животный мир и хозяйство Евразии;
2) Развивать умение работать с картой;
3) Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Метод обучения:словесный
Форма организации:коллективная
Тип урока:комбинированный
Вид урока:проблемное обучение
Оборудование: Физическая карта Евразии, диск ВВС-8, «Голубая планета», 4 серия, 1,2,3,4 эпизоды (до северного сияния), презентация к уроку.
Ход урока
I.Организационный момент.
Приветствие. Выявление отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания.
1. Природные особенности Евразии (части света Европа и Азия; ¾ населения Земли – 4 млрд. человек; площадь с островами 53,3 млн. км² - 1/3 суши; Джомолунгма; Мертвое море на высоте -403 м; самый большой полуостров Аравийский – 3 млн. км²; полюс холода Оймякон (- 71°С); в пустыне Тар в Индии +53°С; Черапунджи 12000мм осадков; в Аравии менее 15 мм осадков; самое большое озеро – Каспий 390 тыс. км², самое глубокое – Байкал 1620 м; все климатические пояса; все океаны омывают)
2. Географическое положение (граница между частями света; крайние точки – Челюскин, Пиай (между ними 8 тыс. км), мыс Рока и Дежнева (16 тыс. км); некоторые участки в западном полушарии; план характеристики материка на стр. 239)
3. История заселения и исследования материка (исследования древних греков, финикийцев, вавилонцев, египтян, минойцев; в I веке н. э. индийцы открыли острова Суматра и Ява, заселили Индонезию, позже малайцы – Мадагаскар; греки – Дунай, Каспий, Дон, Черное море)
4. Знаменитые путешественники, исследовавшие Евразию (Н. М. Пржевальский 15 лет в Центральной Азии, прошел 33 тыс. км, 4 экспедиции – Тибет, Гоби, верховья Хуанхэ и Янцзы, озеро Лобнор; описал дикую лошадь, дикого верблюда; собрал коллекцию минералов, растений; похоронен на Иссык-Куле; П. П. Семенов – две экспедиции в Тянь-Шань, открыл пик Хан-Тенгри; описал высотные пояса, установил, что снеговая линия выше, чем в Альпах, доказал, что Чу берет начало не из Иссык-Куля; его именем назван хребет, пик и ледник; Ш. Уалихановв 1856 – 1859 гг. исследовал Семиречье, Иссык-Куль, Кашгарию; Васка да Гама в 1498 г. нашел путь до Индии вокруг Африки; С. Дежнев в 1648 году прошел из Северного Ледовитого океана через Берингов пролив в Тихий океан; В. Беринг и А. И. Чириков в XVIII веке открыли северо-восточную часть Америки и Алеутские острова; Р. Пири в 1909 г. дошел до Северного Полюса; Марко Поло в 1271 – 1295 гг. в Китай, Индию и Индокитай; Н. А. Вавилов в 1924 – 1927 г. исследовал центры происхождения культурных растений – стр. 12-13)
III.Всесторонняя проверка знаний.
1.Крайней восточной точкой материка Евразия является мыс (Челюскин)
2.Оболочка жизни – это (биосфера)
3.Условная линия на плане, соединяющая точки с одинаковой абсолютной высотой – это (горизонталь)
4. Из каких основных газов состоит воздух? (78%азота, 21%кислорода, 1%другие газы)
5. Гималайские горы расположены на границах литосферных плит (Евроазиатской и Индо-Австралийской)
6. Чертёж небольшого участка земной поверхности, сделанный в определённом масштабе (план)
7.Скорость перемещения литосферных плит за год от (1 – 5см)
8. Среднее годовое количество осадков в пустынной зоне (30 – 200мм)
IV. Подготовка к объяснению новой темы.Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.
Проблемный вопрос: Какие океаны окружают Евразию? Какое влияние на материк оказывает каждый из них?
V.Работа в группах.(по 4 человека) с текстами, таблицами, учебником, ИКТ.(10 минут)
Изучить материал документа, выбрать основное о круговороте вещества, написать эссе ( 10 – 15 предложений)
Итогом работы в группе должна стать презентация своей темы.
Задание 1 группе
Атлантический океан (Северо-Атлантическое течение, западные ветра, зима мягкая, влажная; Доггер-Банка самое мелкое место Атлантики (13 м); от Исландии начинается самый длинный Центрально-Атлантический хребет – много вулканов, в Исландии гейзеры, вулкан Гекла; Гибралтарский пролив шириной 12 км; на дне Средиземного моря граница столкновения литосферных плит, вулканизм, соленость воды 37‰; отмели Средиземного и Северного морей богаты нефтью и газом; 39% рыбы ловят в Атлантике, в Бискайском заливе с IX века китобойный промысел; морские пути; загрязнение, особенно Средиземное море)
Задание 2 группе.
Северный Ледовитый океан (самый маленький, холодный и мелководный; самое большое – Норвежское море, самое маленькое – Белое; много котловин и подводных хребтов – хребет Ломоносова; на севере Гренландского моря самое глубокое место (5527 м); навигация 2 – 4 месяца в восточной части океана; Трансарктическое течение; многолетние паковые льды и торосы; арктические холодные сухие воздушные массы; зимой температура на востоке -40°С, летом 0°С; среднегодовое количество осадков 100-200 мм; тюлени, моржи, белые медведи, птицы; жители занимаются рыболовством, сбором пуха, охотой; Северный морской путь международного значения, связывает порты Европы и Дальнего Востока; атомные ледоколы; внесли вклад в изучение – Беринг, Баренц, Нансен, Седов, Шмидт, Папанин; в Санкт-Петербурге Центр изучения полярных зон, музей)
Задание 3 группе
Тихий океан (много островных дуг, желобов, котловин; самый большой – 180 млн. км²; все климатические пояса; муссоны; Северное пассатное течение, Куросио, Северо-Тихоокеанское течение приносят тепло и влагу; холодное Курильское течение; тайфун в конце лета, начале осени; температура поверхностных вод от-1°С до +29°С; соленость ниже, чем в других океанах, потому что много осадков)
Задание 4 группе.
Индийский океан (много вулканических островов; Красноеморе на границе столкновения литосферных плит, его соленость 41 ‰ – самое соленое в Мировом океане; в прибрежной части воды меняют свое направление – летом с запада на восток, зимой – с востока на запад – из-за муссонов; самый теплый океан, самая высокая температура в персидском заливе (+34°С), на юге -1,5°С; соленость высокая; коралловые рифы; сбор жемчуга; в персидском заливе – нефть и газ; на отмелях Индийского океана - олово, фосфориты, золото; судоходство)
VI. Обмен информацией в группах (по 3 минуты)
VII. Презентация выполненных работ.
Подводится итог, самооценка и оценка учителя, с комментариями
VIII.Работа с контурными картами.
Подписать на контурных картах название океанов и рек каждого бассейна.
IХ. Домашнее задание. § 15, к. к.
Х. Рефлексия.Комментирование оценок.
Вывод: Побережье Евразии омывается водами всех четырех океанов. Океаны по-разному омывают побережья материка, составляют очень много прибрежных морей, заливов, систему проливов. Особенно сильно изрезаны западные и восточные части материк