kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Географическое положение Евразии. История заселения и изучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Географическое положение Евразии. История заселения и изучения».

Цель урока:

1) Сформировать понятие «географическое положение материка»;

2) Развивать умение работать с картой;

3) Воспитывать интерес к предмету.

 

Метод обучения: словесный

Форма организации:коллективная

Тип урока:комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование:. Физическая карта   полушарий, физическая карта Евразии, портреты путешественников, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный  момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.

 

II. Проверка домашнего задания.

1. Образование материков (появились примерно 180-200 млн. лет назад – Лавразия и Гондвана; Пангея)

2. Географическое положение северных материков (между Арктикой и экватором, большое влияние Северного Ледовитого океана; Евразия имеет большую протяженность с запада на восток, южная часть – до южного субэкваториального пояса; Северная Америка смещена к северному полюсу, к югу сужается)

3. Рельеф (сложный, особенно в Евразии занимают равнины, в основном на севере материков; Северная Америка из одной платформы, Евразия – из нескольких; горы на окраинах; Кордильеры -9000 км – субмеридионально, горный пояс Евразии – в широтном направлении – Альпийско-гималайский пояс; в Кордильерах и на востоке Евразии – вулканизм, землетрясения)

4. Ледниковый покров (материковое оледенение отступило 10-15 тыс. лет назад; на севере фьорды; толщина ледника достигала 3000м толщины и до 40° с. ш.; мамонты, туры, шерстистые носороги вымерли)

5. Климат и природные зоны (на севере большое сходство, которое уменьшается к югу; растения секвойя, болотный кипарис, кактус, алоэ – не растут в Евразии, но зато есть тигры, джейраны, антилопы, яки)

 

III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Мрамор относится к горным породам (метаморфическим)

2. Число областей высокого давления на Земле (4)

3. Как называется угол между направлением на север и предметом на местности? (азимут)

4. Географическая зональность заключается в (закономерном изменении всех природных компонентов и географической оболочки от экватора к полюсам)

5. Русский исследователь Океании (Н.Н. Миклухо-Маклай)

6. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана (повышается)

7. Круговорот воды в природе полностью обновляет воду в океане за (3000лет)

8.К районам распространения гейзеров относится (о-в Исландия)

9. Один из основных вопросов современной географии (рациональное использование богатств природы)

10. Высота слоя воздуха в тропосфере максимальна (над экватором)

 

IV.Подготовка к объяснению новой темы.Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.

Проблемный вопрос: Какие особенности географического положения вы можете отметить? С чем это связано? Что знаете о материке интересного?

 

V. Объяснение новой темы.

 

1. Природные особенности Евразии (части света Европа и Азия; ¾ населения Земли – 4 млрд. человек; площадь с островами 53,3 млн. км² - 1/3 суши; Джомолунгма; Мертвое море на высоте -403 м; самый большой полуостров Аравийский – 3 млн. км²; полюс холода Оймякон (- 71°С); в пустыне Тар в Индии +53°С; Черапунджи 12000мм осадков; в Аравии менее 15 мм осадков; самое большое озеро – Каспий 390 тыс. км², самое глубокое – Байкал 1620 м; все климатические пояса; все океаны омывают)

2. Географическое положение (граница между частями света; крайние точки – Челюскин, Пиай (между ними 8 тыс. км), мыс Рока и Дежнева (16 тыс. км); некоторые участки в западном полушарии; план характеристики материка на стр. 239)

 3. История заселения и исследования материка (исследования древних греков, финикийцев, вавилонцев, египтян, минойцев; в I веке н. э. индийцы открыли острова Суматра и Ява, заселили Индонезию, позже малайцы – Мадагаскар; греки – Дунай, Каспий, Дон, Черное море)

4. Знаменитые путешественники, исследовавшие Евразию

(Н. М. Пржевальский 15 лет в Центральной Азии, прошел 33 тыс. км, 4 экспедиции – Тибет, Гоби, верховья Хуанхэ и Янцзы, озеро Лобнор; описал дикую лошадь, дикого верблюда; собрал коллекцию минералов, растений; похоронен на Иссык-Куле; П. П. Семенов – две экспедиции в Тянь-Шань, открыл пик Хан-Тенгри; описал высотные пояса, установил, что снеговая линия выше, чем в Альпах, доказал, что Чу берет начало не из Иссык-Куля; его именем назван хребет, пик и ледник; Ш. Уалихановв 1856 – 1859 гг. исследовал Семиречье, Исык-Куль, Кашгарию; Васка да Гама в 1498 г. нашел путь до Индии  вокруг Африки;

С. Дежнев в 1648 году прошел из Северного Ледовитого океана через Берингов пролив в Тихий океан;

В. Беринг и А. И. Чириков в XVIII веке открыли северо-восточную часть Америки и Алеутские острова; Р. Пири в 1909 г. дошел до Северного Полюса; Марко Поло в 1271 – 1295 гг. в Китай, Индию и Индокитай; Н. А. Вавилов в 1924 – 1927 г. исследовал центры происхождения культурных растений.

 

VI. Закрепление новой темы.

Работа с картой и учебником

Интересные факты:

·         Самый большой остров у берегов Евразии Великобритания.

·         Самый большой полуостров – Аравийский.

·         Самое большое по площади море – Средиземное.

·         Самое мелкое море – Азовское.

·         Самый большой залив – Бенгальский.

·         «Цветные моря» – Черное, Красное, Желтое, Белое.

VII. Домашнее задание. § 14, стр. 62- 63, повтор. стр. 10 – 11, 12-13, к. к – крайние точки, высшая и низшая точки

 

VIII. Рефлексия.Комментирование оценок.

Вывод: Материк Евразия – самый крупный на Земле, благодаря этому на нем встречаются все климатические пояса и природные комплексы, характерные для северного полушария. Внутренние, труднодоступные районы Центральной Азии были изучены позже всех.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Географическое положение Евразии. История заселения и изучения »

Урок №1

Тема: «Географическое положение Евразии. История заселения и изучения».

Цель урока:

1) Сформировать понятие «географическое положение материка»;

2) Развивать умение работать с картой;

3) Воспитывать интерес к предмету.


Метод обучения: словесный

Форма организации:коллективная

Тип урока:комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование:. Физическая карта полушарий, физическая карта Евразии, портреты путешественников, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.


II. Проверка домашнего задания.

1. Образование материков (появились примерно 180-200 млн. лет назад – Лавразия и Гондвана; Пангея)

2. Географическое положение северных материков (между Арктикой и экватором, большое влияние Северного Ледовитого океана; Евразия имеет большую протяженность с запада на восток, южная часть – до южного субэкваториального пояса; Северная Америка смещена к северному полюсу, к югу сужается)

3. Рельеф (сложный, особенно в Евразии занимают равнины, в основном на севере материков; Северная Америка из одной платформы, Евразия – из нескольких; горы на окраинах; Кордильеры -9000 км – субмеридионально, горный пояс Евразии – в широтном направлении – Альпийско-гималайский пояс; в Кордильерах и на востоке Евразии – вулканизм, землетрясения)

4. Ледниковый покров (материковое оледенение отступило 10-15 тыс. лет назад; на севере фьорды; толщина ледника достигала 3000м толщины и до 40° с. ш.; мамонты, туры, шерстистые носороги вымерли)

5. Климат и природные зоны (на севере большое сходство, которое уменьшается к югу; растения секвойя, болотный кипарис, кактус, алоэ – не растут в Евразии, но зато есть тигры, джейраны, антилопы, яки)


III.Всесторонняя проверка знаний.

1. Мрамор относится к горным породам (метаморфическим)

2. Число областей высокого давления на Земле (4)

3. Как называется угол между направлением на север и предметом на местности? (азимут)

4. Географическая зональность заключается в (закономерном изменении всех природных компонентов и географической оболочки от экватора к полюсам)

5. Русский исследователь Океании (Н.Н. Миклухо-Маклай)

6. При движении от полюсов к экватору температура поверхностных вод Мирового океана (повышается)

7. Круговорот воды в природе полностью обновляет воду в океане за (3000лет)

8.К районам распространения гейзеров относится (о-в Исландия)

9. Один из основных вопросов современной географии (рациональное использование богатств природы)

10. Высота слоя воздуха в тропосфере максимальна (над экватором)


IV.Подготовка к объяснению новой темы.Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.

Проблемный вопрос: Какие особенности географического положения вы можете отметить? С чем это связано? Что знаете о материке интересного?


V. Объяснение новой темы.

1. Природные особенности Евразии (части света Европа и Азия; ¾ населения Земли – 4 млрд. человек; площадь с островами 53,3 млн. км² - 1/3 суши; Джомолунгма; Мертвое море на высоте -403 м; самый большой полуостров Аравийский – 3 млн. км²; полюс холода Оймякон (- 71°С); в пустыне Тар в Индии +53°С; Черапунджи 12000мм осадков; в Аравии менее 15 мм осадков; самое большое озеро – Каспий 390 тыс. км², самое глубокое – Байкал 1620 м; все климатические пояса; все океаны омывают)

2. Географическое положение (граница между частями света; крайние точки – Челюскин, Пиай (между ними 8 тыс. км), мыс Рока и Дежнева (16 тыс. км); некоторые участки в западном полушарии; план характеристики материка на стр. 239)

3. История заселения и исследования материка (исследования древних греков, финикийцев, вавилонцев, египтян, минойцев; в I веке н. э. индийцы открыли острова Суматра и Ява, заселили Индонезию, позже малайцы – Мадагаскар; греки – Дунай, Каспий, Дон, Черное море)

4. Знаменитые путешественники, исследовавшие Евразию

(Н. М. Пржевальский 15 лет в Центральной Азии, прошел 33 тыс. км, 4 экспедиции – Тибет, Гоби, верховья Хуанхэ и Янцзы, озеро Лобнор; описал дикую лошадь, дикого верблюда; собрал коллекцию минералов, растений; похоронен на Иссык-Куле; П. П. Семенов – две экспедиции в Тянь-Шань, открыл пик Хан-Тенгри; описал высотные пояса, установил, что снеговая линия выше, чем в Альпах, доказал, что Чу берет начало не из Иссык-Куля; его именем назван хребет, пик и ледник; Ш. Уалихановв 1856 – 1859 гг. исследовал Семиречье, Исык-Куль, Кашгарию; Васка да Гама в 1498 г. нашел путь до Индии вокруг Африки;

С. Дежнев в 1648 году прошел из Северного Ледовитого океана через Берингов пролив в Тихий океан;

В. Беринг и А. И. Чириков в XVIII веке открыли северо-восточную часть Америки и Алеутские острова; Р. Пири в 1909 г. дошел до Северного Полюса; Марко Поло в 1271 – 1295 гг. в Китай, Индию и Индокитай; Н. А. Вавилов в 1924 – 1927 г. исследовал центры происхождения культурных растений.


Более подробно об этих исследованиях нам расскажут заранее подготовленные учащиеся. Вашей задачей будет внимательно слушать одноклассников, и заполнять таблицу:


Имя исследователя

Время исследования

Заслуги и достижения














Доклад ученика.

Исследование Европы
История изучения Европы уходит в глубокую древность. В XVI—XII вв. до и. э. критяне совершали морские походы вокруг п-ова Пелопоннес, достигали берегов архипелагов в южной части Эгейского моря. В XV—XIII вв. до н., э. ахейцы открыли горы Пинд на западе Греции, архипелаг Северные Спорады в Эгейском море, п-ов Халкидики на северо-востоке Греции. Финикийцы в процессе колонизации центрального и западного Средиземноморья ок. IX в. до и. э. обнаружили Апеннинский п-ов, о-ва Мальту, Сардинию, Сицилию, Балеарские о-ва, они также предпринимали попытки выйти в океан через Гибралтарский пролив. Однако цельного представления о географии материка в этот период еще не было.
Второй этап - открытия древних греков (V—III вв. до н. э.)
В этот период древнегреческие путешественники обследовали южное побережье Европы в пределах современных Франции и Испании, включая устья рек, впадающих в Средиземное море, плавали в Лигурийском, Тирренском и Адриатическом морях, установили наличие Балканского и Апеннинского полуостровов. Через Мраморное море, проливы Дарданеллы и Босфор выходили в Черное море, обследовали низовья pp. Днестра, Дуная и Днепра, через Керченский пролив проходили в Азовское море к устьям рек Кубани и Дона.
Ок. 325 г. до п. э. Пифей совершил плавание вдоль Атлантического побережья Пиренейского п-ова, достиг о. Уэссан близ нынешнего Бреста, обогнул Бретань и вдоль северных берегов дошел до страны полуночного Солнца — Туле, открыв во время плавания о-ва Зеландия, Великобритания, Ирландия, п-ова Бретань и Скандинавский, Северное и Ирландское моря, пролив Каттегат и Бискайский залив. Он исследовал берега 11орвегии вплоть до Полярного круга, и, вероятно, был первым, кто сообщил о существовании Ледовитого океана. Это пук шествие он описал в недошедшем до нас сочинении «Об океане». В 218 г. до н. э. карфагенский полководец Ганнибал с большой армией совершил беспримерный в древности переход через Западные Альпы, вторгся в Галлию и Италию; его поход кроме военного имел и географическое значение. ВIII в. до н. э. карфагеняне проникли в глубь Пиренейского п-ова.
Третий этап - походы и открытия римлян (II в. до н. э. - II в. н. э.)
В процессе экспансии Древнего Рима происходило знакомство с новыми землями. Во II в, до н. э. римский полководец Сципион Африканский обследовал многие реки Пиренейского п-ова. В 58—51 гг. до п. э. Цезарь со своим войском прошел огромные территории нынешней Франции (реки Рона, Гарона, Луара, Сена), достиг юго-восточной Британии в районе р. Темза, проследовал по значительной части Германии. Римские полководцы Агриппа, Красе, Тиберий, продвигаясь с завоевательными целями в Центральную Европу, проследили крупней-' вше европейские реки — Дунай, Рейн, Эльбу. Завоевывая Британию, римляне открыли п-ов Уэльс, о-ва Уайт, Мэн, Англси и достигли 57° с. ш. Римские торговцы доходили до Балтийского моря. Во II в. император Траян открыл Трансильванское плато и прилегающую часть Карпат.
Четвертый этап Исследования Европы - VI—XVII вв.
После римлян освоение Британских о-вов было продолжено ирландцами, которые во время своих путешествий достигали также Исландии и Фарерских о-вов. В конце VIII в. викинги огибали Скандинавский п-ов и далее вдоль берегов Бискайского залива и Пиренейского п-ова выходили в Средиземное море. Совершая путешествия в Балтийское море, викинги открыли все значительные его острова, низовья впадающих в него рек — Немана и Западной Двины. В VIII—IX вв. арабы в процессе завоевательных походов ознакомились с Южной (Пиренеи и др.) и Юго-Восточной Европой, на востоке они доходили до низовьев рек Эмба, Яик (Урал) поднимались по Волге до устья Камы. В IX—XII вв. в Восточной и Северной Европе русские князья, стремясь расширить свои владения, изучили бассейны Днестра, Дона и Днепра, Верхней Волги, прошли вдоль Западной Двины, открыли крупнейшие озера Ильмень, Чудское, Псковское, Ладожское, Онежское, реки Северо-Восточной Европы: Печору, Мезень, Северную Двину. Берега Южной Европы в XIII—XV вв. обследовались, главным образом, итальянскими мореплавателями. В XV—XVI вв. поморы плавали вдоль берегов Северной Европы, посещали далекие полярные о-ва Колгуев, Вайгач, Медвежий, Новая Земля и Шпицберген. Голландский мореплаватель В. Баренц, в поисках Северо-Восточного прохода из Атлантического океана в Тихий в 1594 г. достигший побережья Новой Земли, обнаружил следы пребывания русских поморов. В 1596 г. он вторично (после поморов) открыл о-ва Медвежий и Западный Шпицберген, составил подробную карту Новой Земли, впервые провел годичный цикл метеорологических наблюдений. Значительную работу по съемке берегов Скандинавского п-ова, включая его прибрежные районы, провели в 1603— 1646 гг. шведские топографы под руководством А. Буре. Берега и острова Северной Европы изучали также английские и голландские мореплаватели. В 1635—1639 гг. немецкий путешественник А. Олеарий побывал в Москве, направился по Волге к Каспийскому морю в Персию, этнографические и исторические сведения об увиденных странах изложил в книге «Описание путешествия в Московию и через Московию и Персию и обратно».
Пятый этап - XVIII-XX вв.
В XVIII в. интенсифицировались работы русских географов по изучению европейской части России. Географ и картограф И. К. Кирилов в 1727 г. впервые дал систематическое экономико-географическое описание России, включая ее европейскую часть. В 1720—1737 гг. он совместно с В. Н. Татищевым Исследовал регионы Среднего и Южного Урала. Большое значение для экономической географии Поволжья, Урала и Прикаспия имели работы И. И. Рычкова и И. Красильникова (1741 — 1755). Во второй половине XVIII в. был проведен ряд экспедиций, организованных Петербургской АН. В 1768— 1774 гг. одну из таких экспедиций, в задачу которой входило изучение центральной и юго-восточной части европейской части России и Поволжья, возглавлял П. С. Паллас, труд которого «Путешествие по различным провинциям Российского государства» (т. 1—3,1773—1788) оказал большое влияние на развитие географических представлений. Академическими экспедициями руководили И. И. Лепехин, исследовавший в 1768—1772 гг. побережье Белого моря, истоки Западной Двины, Волги, Поволжье (его «Дневные записки путешествия...» (т. 1—4,1771 — 1805) внесли значительный вклад в развитие географии в России); Н. П. Рычков , составивший описание Казанской, Уфимской, Вятской, Пермской и Оренбургской губерний. В 1781 — 1782 гг. В. Ф. Зуев провел научную экспедицию на юге европейской части России, которую описал в книге «Путешественные записки от Санкт-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 гг.» (1787). Ряд путешествий (1773, 1785, 1806, 1814) по изучению Онежского, Ладожского и Ильменского озер и верховьев Волги совершил Н. Я. Озерецковский, собравший естественнонаучные, этнографические и статистические сведения.
В XVIII в. исследование горных систем Южной и Юго-Западной Европы (Альпы, Пиренеи, Апеннины, Французский массив) проводили итальянские ученые А. Валлиснери и Л. Марсильи, французские геологи Д. Доломье (1761-1784), Ж. Геттар, Н. Демаре и Л. Рамой де Карбоньер (1751 —1795). Сводку знаний по геологии Карпат и равнин Польши составил в 1789—1805 гг. С. Сташиц. В середине и второй половине века Ж. Эли де Бомон и Э. Зюсс изучали горные массивы Западной и Центральной Европы. Русские экспедиции обследовали значительную часть Урала (Э. А. Эверсман, II. И. Стражевский, А. П. Карпинский) и возвышенности Восточной Европы (В. М. Севергин, Е. П. Ковалевский и др.). В 1801 — 1818 гг. проводилась первая инструментальная съемка берегов Исландии (X. Шель, X. Фрисак). В 1832— 1835 гг. русский мореплаватель и гидрограф П. К. Пахтусов описал побережья Северного и Южного о-вов Новой Земли, пролив Маточки и Шар. В 1837 г. К. М. Бэр возглавил экспедицию на Новую Землю, но материалам которой было составлено ее описание, обследовал несколько островов в Финском заливе, Кольский п-ов, Чудское озеро, частично долину Волги, Азойское море. К середине века усилиями английских геологов У. Смита, Ч. Лайеля, Р. Мёрчисона были изучены основные элементы рельефа и геологического строения Великобритании. Австрийские полярные исследователи Ю. Пайер и К. Вайпрехт в 1873 г. в результате ледового дрейфа экспедиционного судна «Тегетхоф» случайно обнаружили Землю Франца-Иосифа. В 1880—1905 гг. экспедиции Л, Смита, Ф.Джэксона, Ф. Нансена и др. нанесли на карту этот архипелаг. В 1907—1911 гг. исследователь Арктики В..А. Русанов
исследовал Новую Землю; в 1912 г. он, возглавляя экспедицию на о. Шпицберген, обнаружил несколько месторождений угля. Его экспедиция пропала без вести при
попытке пройти северо-восточным путем в Тихий океан. В последующие десятилетия в различных регионах Европы проводились разнообразные исследования с целью
изучения животного мира, растительности, полезных ископаемых,


Доклад ученика

Открытия северной Азии

Через суровые природные условия северные районы Азии - Сибирь, Дальний Восток, Камчатка - долгое время оставались неисследованными. С XVI в. огромные пространства от Уральских гор до Тихого океана прошли русские-землепроходцы. Идти отваживались единицы, ведь никто не знал, что там ждет. Первым европейцем, который начал осваивать Сибирь, Был Ермак Тимофиевич. Дорог в ту пору не было, поэтому  в глубь необъятной земли пробирались реками и речушками.

В XVII в. землепроходцы достигли Дальнего Востока: Иван Москвитин со своим отрядом дошел до берегов Охотского моря, А Василий Поярков и Ерофей Хабаров - До реки Амур. Владимир Атласов впервые вдоль и поперек прошел далекую землю Камчатки. Он исследовал ее многочисленные поселения и огнедышащие вулканы. Семена Дежнева, Который отправился из устья реки Колымы в плавание Северным Ледовитым океаном вдоль берегов материка, удалось достичь дальнего края сибирской земли - восточного мыса Азии, названного позже его именем. Он выяснил, что Азия и Северная Америка отделены проливом.

Большое значение для исследования берегов Северного Ледовитого и Тихого океанов имела Большая Северная экспедиция, Организованная российским правительством в ХVIII в. Под руководством Витуса Беринга в экспедиции приняли участие сотни исследователей. Она была самой по тем временам как по количеству участников, так и по продолжительности и охвату исследуемой территории.

До XIX в. русские обследовали и "поставили под высокое руку "России огромные территории Северной и Северо-Восточной Азии. Эти открытия были связаны с поисками мест, богатых пушных зверей, а позже - с поисками полезных ископаемых. Исследование россиян впоследствии были использованы европейскими географами при составлении карт Азии.

Изучение Центральной и Южной Азии

Впервые Центральную Азию (далее ЦА) в качестве отдельного региона выделил немецкий географ и путешественник, основоположник общего землеведения Александр Гумбольдт (1841). Этим термином он обозначил все внутренние части Азиатского материка, простирающиеся между Каспийским морем на западе и довольно неопределённой границей на востоке. Более точное определение ЦА дал другой немецкий географ Фердинанд Рихтгофен, фактически разделивший регион на две части. Собственно ЦА, по Рихтгофену, охватывает пространство от Тибета на юге до Алтая на севере и от Памира на западе до Хингана на востоке. Арало-Каспийскую низменность Рихтгофен отнёс к переходному поясу. В советской географической традиции проводилось разделение всего центральноазиатского региона на Среднюю Азию (республики Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Казахстан) и Центральную Азию (Монголия и Западный Китай, включая Тибет). Тот же подход в значительной мере сохранился и в 1990-х – начале 2000‑х гг.

В то же время в современной России в последние годы получило широкое распространение западное толкование термина ЦА, восходящее к определению Гумбольдта. Согласно авторитетному изданию ЮНЕСКО 1992), ЦА представляет собой территории, лежащие в пределах границ Афганистана, северо-восточного Ирана, Пакистана, Северной Индии, западной части Китая, Монголии и среднеазиатских республик бывшего СССР.

ЦА, которую изучали русские экспедиции в XIX – начале ХХ века, это, строго говоря, Китайская ЦА – Монголия, Западный Китай (Китайский Туркестан) и Тибет, входившие тогда в состав Китайской империи. Этот регион в англоязычной литературе также нередко называют Внутренней или Горной Азией.

Общая площадь ЦА составляет около 6 млн. кв. км. Поверхность её образуют многочисленные щебнистые или песчаные равнины, окаймлённые или пересечённые горными хребтами. По своему рельефу ЦА разделяется на три пояса, простирающихся с запада на восток:

1)  северный горный пояс. Главные горные системы: Тянь-Шань, Монгольский Алтай и Хангай;

2)  средний пояс равнин – пустыня Гоби (Шамо) и Кашгарская впадина, занятая пустыней Такла Макан;

3)  Тибетское нагорье (преобладающие высоты 4-5 тыс. м), ограниченное: Гималаями на юге, Каракорумом на западе, Куньлунем на севере и Сино-Тибетскими горами на востоке.

В ЦА берут начало крупнейшие реки Азии – Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Салуин, Брахмапутра, Инд, Амур и др. Имеется множество озёр, самое крупное из которых высокогорное озеро Кукунор (4 200 кв. км).

Начало систематическому исследованию ЦА положили два путешествия в область Тянь-Шаня – «Небесных гор» – в 1856 и 1857 гг. П.П. Семёнова, более известного как Семёнов Тян-Шанский (1827–1914). Семёнов провёл первое комплексное исследование этой горной системы, и его метод был с успехом использован в дальнейшем другими русскими путешественниками.

Возможность для организаций экспедиций в ЦА Императорское Русское географическое общество получило лишь после заключения между Россией и Китаем Тяньцзинского и Пекинского договоров (1858 и 1860 гг.). Первоначально, однако, это были кратковременные поездки для общего ознакомления с природными особенностями областей вблизи российской границы (Монголия, Маньчжурия). Эпоха больших – многолетних – экспедиций в ЦА, охвативших своими маршрутами огромные территории внутри материка, началась в 1870 г., когда Н.М. Пржевальский отправился в своё первое путешествие по Монголии и Китаю.

Период наиболее интенсивных исследований ЦА русскими экспедициями приходится на 1870-е – 1890-е годы. Наибольший вклад в дело научного освоения региона внесла блестящая плеяда путешественников – Н.М. Пржевальский, М.В. Певцов, Г.Н. Потанин, Г.Е. Грум-Гржимайло, В.А. Обручев, П.К. Козлов, первооткрыватели и первопроходцы многих труднодоступных областей ЦА. Инициатором и организатором всех экспедиций по ЦА неизменно выступало Русское Географическое Общество, созданное в С.-Петербурге в 1845 г.

Н.М. Пржевальский – самый выдающийся из русских исследователей Центральной Азии. С 1870 по 1885 год он совершил четыре больших экспедиции по Монголии, Китаю и северным окраинам Тибета. В результате этих путешествий были впервые подробно исследованы фактически неизвестные тогда районы бассейна Тарима и Северного Тибета и разведаны большие области Центральной Азии. Пржевальский произвёл съёмку более чем 30 тыс. км пройденного им пути и астрономически определил сотни высот и местностей, дав точную их привязку к географическим картам. Помимо того, ему удалось собрать обширные минералогические, ботанические и зоологические коллекции.

Он открыл и описал дикого верблюда, дикую лошадь – Джунгарского скакуна (лошадь Пржевальского) и другие виды позвоночных.

Научные результаты экспедиций Пржевальского изложены им в ряде книг, дающих яркую картину природы и характеристики рельефа, климата, рек, озёр исследованных территорий. Именем Пржевальского названы город на берегу Иссык-Куля (Каракол), хребет в системе Куньлуня, ледник на Алтае, а также ряд видов животных и растений, открытых путешественником.

Будучи офицером русской армии, Пржевальский неизменно путешествовал с военным конвоем из казаков (русских и бурят), а в снаряжении его экспедиций, наряду с РГО, участвовало также военное ведомство (Генеральный Штаб), которое таким образом получало возможность собирать сведения о сопредельных с Россией странах.

Свои путешествия Пржевальский скромно называл «научными рекогносцировками», считая, что ими он лишь прокладывает путь вглубь Азии будущим «более подготовленным и более специальным наблюдателям».

В отличие от Пржевальского, путешествовавший по Центральной Азии в 1870–1890-е гг. Г.Н. Потанин, конвоя не имел, ездил в гражданской одежде и с женой, подолгу жил в одном месте. Он умел расположить к себе людей и завоевать их доверие, что помогало ему в изучении быта и нравов азиатских народов.

Потанин совершил пять больших путешествий по Монголии, Китаю и восточной окраине Тибета. В честь Потанина названы один из хребтов Наньшаня и крупнейший долинный ледник Монгольского Алтая.

После смерти Пржевальского в 1888 году исследование Центральной Азии продолжили его спутники – М.В. Певцов, В.И. Роборовский и П.К. Козлов, которые также были военными.

М.В. Певцов наиболее детально изучал систему Куньлуня – гигантской горной страны, «позвоночного столба Азии», и лежащую к северу от неё Кашгарию.

В.И. Роборовский прославился в основном своим путешествием в Наньшань и Восточный Тянь-Шань в 1893–1895 годах. Следуя Певцову, Роборовский «рекогносцировочные» маршрутные исследования сочетал с организацией узловых баз, откуда осуществлялись радиальные и кольцевые маршруты. Ему первому удалось создание стационарных пунктов, где регулярно вели записи его спутники.

П.К. Козлов – наиболее последовательный ученик Пржевальского, усвоивший и развивший методы его работы.

Своё первое путешествие П.К. Козлов совершил в составе Четвёртой экспедиции Пржевальского в 1883–1885 годах; второе – под началом М.В. Певцова, третье, известное как «Экспедиция спутников Пржевальского», в качестве первого помощника её начальника В.И. Роборовского.

После такой основательной подготовки П.К. Козлов осуществил три самостоятельные экспедиции – Монголо-Тибетскую (1899–1901), Монголо-Сычуаньскую (1907–1909) и Монгольскую (1923–1926). В последнем путешествии П.К. Козлова принимала также участие его жена, известный орнитолог Е.В. Козлова-Пушкарёва.

В исследовании Центральной Азии Козлова более всего привлекали проблемы географии и естествознания. Им была подробно исследована в гидрологическом отношении область низовья Эдзин-гола и озёрами Сого-нор и Гашун-нор, проведены первые лимнологические работы на озере Куку-нор.

Первым из европейцев П.К. Козлов посетил и описал северо-восточный угол Тибетского нагорья – провинции Амдо и Кам, район северной Гоби у долины Холт, обстоятельно изучил юго-восточный Хангай, собрал богатые естественно-географические коллекции, включающие в себя очень ценные новые виды и роды животных и растений.

Однако, всемирную славу путешественнику принесли прежде всего его сенсационные археологические открытия, сделанные в ходе раскопок «мёртвого города» Хара-хото на окраине Гоби (1908) и курганов-могильников в Ноин-уле, к северу от Улан-Батора (1924–1925).

Уникальные археологические находки П.К. Козлова хранятся в Эрмитаже, этнографические предметы, включая образцы буддийской иконографии, – в Российском этнографическом музее и Музее антропологии и этнографии .Зоологические и ботанические коллекции сосредоточены в Зоологическом музее и Ботаническом Саду, где находятся аналогичные коллекции других русских путешественников.

Немалый вклад в изучение ЦА внесли и западные путешественники, в книгах которых можно найти ценные географические, исторические и этнографические сведения. Особого упоминания заслуживает целая плеяда исследователей Тибета. В 1-ой половине XIX века – это англичане: Т. Маннинг, посетивший в 1811 г. Лхасу и Гьянцзе, и В. Муркрофт который, по некоторым сведениям, прожил в Лхасе 12 лет, Г. и Р. Стрэчи (1846–1848); французские миссионеры-лазаристы Э. Гюк и Ж. Габе (1844–1846), немецкие путешественники братья Герман, Адольф и Роберт Шлагинтвейт (1855–1857). Во 2-й половине XIX в., после того как Тибет (владения Далай-ламы) стал совершенно недоступным для европейцев, исследования велись в основном на территории Китая отдельными путешественниками, среди которых следует упомянуть американских геологов Р. Помпелли и А. Давида (1846), немецкого геолога Ф. Рихтгофена (1868–1872), венгра гр. Сечении (1877–1880), американского дипломата В. Рокхила (1889, 1891), французов Г. Бонвало и Генриха Орлеанского (1889–1890), Ж. Дютрей де Ренса и Ф. Гренара (1892). В 1860-е – 1890-е гг. по инициативе Геодезической службы Индии в Тибет из Гималаев под видом паломников засылались специально обученные разведчики, так называемые «пандиты» (Наин Синг, Кишен Синг и др.), занимавшиеся маршрутной съёмкой и др. инструментальными наблюдениями. Их работа внесла большой вклад в картографию ЦА. Картами, составленными на основе съёмок «пандитов», пользовались и русские путешественники, в том числе Н.М. Пржевальский.

Три путешествия по Тибету (в 1893–1896, 1899–1901, и 1905–1908) совершил выдающийся шведский путешественник Свен Гедин (1865–1952). Первые две экспедиции, принёсшие Гедину мировую славу, были осуществлены с территории русской Средней Азии при поддержке царского правительства. С. Гедин активно сотрудничал с РГО, неоднократно выступал в стенах Общества в Петербурге (Более подробно о С. Гедине и его контактах с Россией см.: А.И. Андреев.

В 1920-е гг. Музей естественной истории в Нью-Йорке организовал несколько экспедиций по ЦА (Северный Китай, Внутренняя Монголия, южная Гоби в пределах МНР), во главе с палеонтологом Роем Чэпменом Эндрюсом (1884–1960). Полевыми геологическими и палеонтологическими исследованиями в Монголии занимались также сотрудники Эндрюса Ч.Р. Берки, Ф.К. Моррис и археолог Генри Осборн. Добытый этими исследователями материал имел большое научное значение. Труды экспедиций Р. Эндрюса были опубликованы в 1930-е гг. в 4-х томном издании в серии “Natural History of Central Asia”.

Две самые крупные экспедиции по ЦА в предвоенные годы, получившие большой резонанс в мировой прессе – это китайско-шведская экспедиция Свена Гедина (1926–1935) и Азиатская автомобильная экспедиция Андре Ситроена (1931–1932) при участии группы учёных (археологи, историки, геологи), кинематографистов и одного русского художника-эмигранта А.Е. Яковлева.


VI. Закрепление новой темы.

Работа с картой и учебником

Интересные факты:

  • Самый большой остров у берегов Евразии Великобритания.

  • Самый большой полуостров – Аравийский.

  • Самое большое по площади море – Средиземное.

  • Самое мелкое море – Азовское.

  • Самый большой залив – Бенгальский.

  • «Цветные моря» – Черное, Красное, Желтое, Белое.

VII. Домашнее задание. § 14, стр. 62- 63, повтор. стр. 10 – 11, 12-13, к. к – крайние точки, высшая и низшая точки


VIII. Рефлексия.Комментирование оценок.

Вывод: Материк Евразия – самый крупный на Земле, благодаря этому на нем встречаются все климатические пояса и природные комплексы, характерные для северного полушария. Внутренние, труднодоступные районы Центральной Азии были изучены позже всех.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Географическое положение Евразии. История заселения и изучения

Автор: Дуисова Муслима Балиевна

Дата: 20.12.2014

Номер свидетельства: 146095

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "История исследования и географическое положение Евразии "
    ["seo_title"] => string(68) "istoriia-issliedovaniia-i-ghieoghrafichieskoie-polozhieniie-ievrazii"
    ["file_id"] => string(6) "104633"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402742772"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Географическое положение и история исследования Евразии "
    ["seo_title"] => string(67) "gieoghrafichieskoie-polozhieniie-i-istoriia-issliedovaniia-ievrazii"
    ["file_id"] => string(6) "109099"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404122981"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Океаны и моря у берегов Евразии "
    ["seo_title"] => string(37) "okieany-i-moria-u-bierieghov-ievrazii"
    ["file_id"] => string(6) "146097"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419079323"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Элективный курс по географии "Моя малая Родина - Приморье" "
    ["seo_title"] => string(61) "eliektivnyi-kurs-po-ghieoghrafii-moia-malaia-rodina-primor-ie"
    ["file_id"] => string(6) "226977"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1440544283"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства