Тема: Образование почв и их разнообразие.
Задачи урока:
• обеспечить положительную мотивацию изучения темы;
• показать значение почвы в природе и жизни каждого человека, развивать нравственное отношение к Земле;
• сформировать знание о почвообразующих факторах, свойствах почвы как особом природном теле (компоненте), об её уникальной роли в круговороте веществ;
• показать научный подвиг В.В Докучаева и знаний его трудов в науке и практике;
• познакомить с новыми терминам;
• продолжить учить работать с картами (почвенной), таблицами, схемами.
•
Оборудование: карты – физическая, почвенная, атлас, учебник, компьютер, проектор, электронный учебник, интернет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Методы и формы обучения:объяснительно-иллюстративный; рассказ-лекция в сочетании с работой школьников по иллюстрациям к параграфу 26 учебника (авторы учебника В.П.Дронов Н.Н. Баринова, В.Я. Ром, А.А Лобжанидзе 8 класс книга 1.)
Основное содержание: В.В Докучаев – основатель науки « Почвоведение». Факторы почвообразования: материнская порода, рельеф, климат, растения и животные, время, деятельность человека.
Состав почвы. Почвенный профиль. Плодородие – основное свойство почвы.
Новые термины и понятия. Почвообразующие факторы, почвенный профиль.
Ход урока
1) Организационный момент.
На данном уроке организация познавательной деятельности учащихся является главной для учителя, поэтому учащийся сразу же вовлекается в активную беседу, отвечая на вопросы учителя.
2) Актуализация знаний по теме в форме фронтального опроса.(Слайд 1)
Что такое почва?
Чем отличается почва от горной породы?
Отчего зависит плодородие почвы?
Какие почвы Евразии вам известны?
К каким компонентам - живой или не живой природы относится почва?
Так учащиеся подводятся ключевому вопросу, который для многих стал проблемой, заинтересовал и стимулировал поиск ответа.
Изучение нового материала. (Слайд 2-3) «Образование почв и их разнообразие»
- Сегодня мы узнаем,
как образуетсяпочва;
какова роль русского ученого В.В. Докучаева в изучении почвы; почему почвы разнообразны; что такое механический состав и структура почвы;
- Что такое почвенные горизонты.
Учитель предлагает учащимся вспомнить, что они уже знают о почвах, какое значение имеют почвы в жизни человека, в истории развития человеческого общества.
- Прежде чем повести рассказ о земле, или о почве, давайте припомним историю.
Человек с очень давних времен знаком с почвой. Земледелие – очень древнее занятие населения. В v׀׀׀-v׀ тысячелетиях до нашей эры человек начал обрабатывать почву, и это событие резко изменило всю жизнь и оказало огромное влияние на развитие человеческого общества.
Предполагают, что первыми почвами, в которых человек бросил зерно, были илистые почвы рек ( река Нил – Египет, реки Инд, Ганг – Индия). Затем основались речные террасы, склоны, холмы, предгорья. Плодородные поля считались большой ценностью и из-за них в мире происходили конфликты, различные столкновения и войны. (Слайды 4-7)
Сказочно богаты недра на Родины. В подземных кладовых хранятся великое множество сокровищ, необходимые для народного хозяйства. И все-таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств является земля! ( Слайд 8)
Земля! Какое это емкое слово! Земля – кормилица, Земля – поилица, Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовем мы нашу родную Землю.
Слово «земля» в русском языке имеет много значений.
Землей называют нашу планету, (Слайд 9) сельскохозяйственные угодья – землями, свою малую и большую родину человек тоже связывает с землей.
Писатель М. Алексеев в одной своей статье написал: «Иногда думается: отыщет ли человечество в своем языке другое какое – нибудь еще слово, которое оказалось бы столь же емким и многозначащим, как « это – ЗЕМЛЯ!» Когда мы пишем его с большой буквы, то подразумеваем целую планету, ставшую обителью великого множества живых существ и, может быть, единственную в своем роде среди миров, составляющих Вселенную. Слайд 10)
Как бы сужаясь, слово то заключает в себе и большие поля, и крохотный крестьянский надел на нем, и просто горсть того загадочного праха, не имеющего для нас какого-либо определенного вкуса, из которого в конечном счете рождаются все вкусы, все запахи, все цвета, и все виды жизни в их немыслимом сочетании и разнообразии.
Отношение русского человека к земле отразилось в поговорке: «Добра мать для своих детей, а земля – для всех людей», «Без хозяина земля круглая сирота», «Земля – тарелка: что положишь, то и возьмешь». ( Слайды 11-13)
О родной земле человек сложил самые сокровенные песни.(прослушивание песни).
Труд пахаря, земледельца был самым уважаемым. ( Слайд) Земля - мать человеку, его кормилица, и отношение к ней было свято.
- Что же такое почва, каков её состав. Обратимся к справочникам, словарям и поищем ответ в Интернете. ( Слайд 14)
Почва – это рыхлый поверхностный слой суши, обладающий плодородием, это особое природное тело, результат взаимодействия природных компонентов.
Почва — самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности Земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твёрдых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.
До конца х׀х века почву считали просто верхним геологическим слоем Земли и не видели разницу между нею и, например, черными глинами, залегающими иногда а нескольких десятков метров от поверхности. ( Слайд 15)
Состав почвы
*Твердая часть – минеральные и гумусовые вещества ( песок, ил, глина, щебень).
*Жидкая часть - вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями.
*Газообразная часть – почвенный воздух.
*Живые организмы
Тысячи лет человек пахал землю, засеивал её, собирал урожай. А что знали о почве земледельцы? Что знали ученые? Человек прежде всего находил из собственного опыта. В России изучение почв началось в хv веке с описанием всех земель и велось в течение 200 лет. Результаты описания сохранились в «Писцовых книгах».
Первым исследователем почв в России был М.В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат « О слоях Земных» где он ставит вопрос: « Что есть почва?» и отвечал: « Сие непервообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное».
К середине х׀х века в России были уже описаны многие земли и начали составлять почвенные карты. В 1875 году В.В.Докучаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Основателем науки « Почвоведение» стал русский ученый В.В Докучаев. ( Слайд – портрет 17) Наука о почве родилась в 1883 году, когда вышла книга Докучаева « Русский чернозем». ( Слайд 18)
В.В Докучаев (1846-1903 г.г.) – основоположник научного (слайд 17) почвоведения.
Доказал зональность распределения почв на Земле.
Установил роль почвообразующих факторов.
Утверждая, что почва обладает свойствами живой и неживой природы.
Выступление ученика о В.В. Докучаеве (2 мин.)
Рассмотрим условия образования почв
Ведь когда-то на Земле вообще не было почв? Образование почвы идёт очень медленно, за 100 лет образуется слой почвы всего от 0,5 см – в тундре, до 2 см – в степях.
Вот что говорится об этом в одном из сказаний североамериканских индейцев: «Вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу и немного размывали её: это образовало землю. Постепенно стали произрастать растения на земле, их листья опадали и образовывали ещё большие земли. Тогда стали расти сосны, и их иглы и шишки опадали каждый год и с другими листьями и корой образовывали большие земли,… Так рос мир - и так он растет теперь» (Слайд-рисунок 19),(показ фильма «Образование почвы(органно-минеральной матрицы)
В этом сказании хотя и наивно, но совершенно правильно рассказывается об образовании почвы. Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы – микробы и растения. Тогда-то и началась история почвы. Растения и другие живые организмы отмирали, разлагались, образовывали основную и самую главную часть почвы – перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва. (Слайд 20 - факторы почвообразования).
Анализ рисунка – выявляются факторы, влияющие на процесс образования почвы: (слайд 21).
Материнские породы, которые определяют механический состав почвы;
Климат, влияющий на тип почвы – промывные, засоленные;
Рельеф, который влияет на количество влаги и тепла, на механический состав почвы;
Время, точнее историческое время, т.к. процесс почвообразования весьма продолжителен;
Деятельность человека, которая либо приводит к истощению почв, либо поддерживает их естественное плодородие и даже улучшает их свойства.
Каково же строение почв?
До Докучаева почвой называли лишь верхний горизонт – гумусовый слой. Название почве давали по цвету этого слоя (чернозём, бурозём, серозём). В процессе образования почв образуются несколько почвенных горизонтов. Совокупность почвенных горизонтов образуют почвенный профиль – вертикальный разрез почвы от поверхности до материнской породы. Всем вам, наверняка, приходилось видеть почвенный профиль, хотя вы и не знали такого термина, на обнаженном слое склоне оврага, при вскапывании огорода.
(слайд 22 - почвенный профиль )
Работа с почвенным профилем:
А(0) - лесная подстилка.
А(1) - Гумусовый горизонт( чем он мощнее, тем плодороднее почва)
А(2) - горизонт вымывания, он обычно формируется при избыточно увлажнении в подзолистых почвах ( тайге). Не содержит ни гумуса, ни солей. По цвету он похож на золу - подзолистые.
В - горизонт вмывания, в нем много глины, поэтому он плотный. Он играет роль фильтра.
С - материнская порода, из которой образовалась почва. Нет гумуса.
Механический состав почвы (Слайд 23)
- Ребята, подумайте, какое влияние на образование почвы оказывают горные породы? Одна почва образуется на песках, другая – на глинах, третья – известняках. Минеральная часть почвы будет различна.
В зависимости от горной породы, на которой шло почвообразование почвы делятся по механическому составу на:
Механический состав почвы
Песчаные Супесчаные Суглинистые Глинистые
Лёгкие почвы
-бедны гумусом и элементами питания
-маловлагоемкие, водопроницаемые
-требуют обильного полива летом
Тяжёлые почвы
-плохо промываются(влагоемкие)
-легко заболачиваются
-засоляются
-необходимо вносить песок (особенно в глинистые)
-наиболее благоприятные для земледелия
Как узнать, какая по механическому составу почва на вашем огороде? Из увлажненной почвы скатать жгут, и сделать из него кольцо:
— Если кольцо развалилось – легкая песчаная почва.
– Если есть в кольце трещины – супесчаная.
— Если трещины неглубокие по внешнему краю – суглинистая.
— Если нет трещин – глинистая.
Структура почвы (слайд 24)
Почва всегда состоит из комочков, между которыми есть воздух, необходимый для дыхания корней, и через комочки свободно проходит влага. Это и есть структура почвы.
Типы почв
Структурные
- с d до 10 мм
( до размера горошка)
-хорошо разрыхлены корнями
растений и животными-землероями
-имеют комковатую, зернистую
структуру (чернозем)
-плодородны
-глинистые и суглинистые
-нейтральные
Бесструктурные
-d от 0,001 мм до 0,5 мм
-недостаточно разрыхлены
-состоят из мелких пылеватых частиц
-впитывая влагу, образуют вязкую
массу – медленно проникает воздух
-малоплодородны
-песчаные и суглинистые
-кислые, щелочные
известкование гипсование
Закрепление (Слайд 25)
Почва - сложнейший природный компонент с уникальными свойствами, её нужно беречь, охранять и разумно использовать. (слайд 25)
Ответим на вопросы. (Слайд-26)
Что называется почвой?
Назовите факторы почвообразования.
Как различаются почвы по механическому составу?
Назовите основное свойство почвы.
Почему почва должна быть рыхлой?
Если в почве нет дождевых червей, о чем это говорит?
Какая структура считается лучшей?
Назовите почвенные горизонты.
Д/З.: § 26. Пословицы, поговорки о земле.
Творческое задание:
Что вы делаете дома на участке для улучшения плодородия почвы?
Можно ли создать искусственную почву? Какой материал для этого нужно взять, какие условия создать?