Цель урока: обобщить пройденный материал; оценить УУД.
Оборудование: физическая карта полушарий, контурные карты мировые.
Ход урока (путешествие команд по портам).
1. Порт "Речной". Задание: о каих реках идёт речь? Показать на карте.
- Тебе кипучее начало дано вершинами саян. Недаром гордо, величаво ты мчишься в грозный океан. 
                                                                                                                                      (Енисей)
-Коварная, лихая, сумасбродная, родная дочь Байкала -старина.
 Ты по тайге меж гор течёшь свободная могучая сибирская река.
                                                                                           (Лена)
-С Памирских гор, с крутых вершин Земли она как песня мчится в край угрюмый.
 Направо притаилтсь каракумы, ей нипочём пустынь, полящих зной.
                                                                                           (Амударья)
2. Порт "Контурный".
             Я проснулся утром рано, мне сегодня не до сна. Я морям и океанам возвращаю именена.
             С безымянностью тоскливой мне мириться не с руки. обозначу все приливы, назоу материки.
Все ли реки, все ли горы, все ли страны отыщу. ни один безвестный город ни за что не пропущу.
Пусть он маленький и скромный, пусть он тихий ничего. Для меня весь мир огромный начинается с него.
Задание: заполнить контурную карту, кто быстрее и правильно (объекты по усмотрению учителя).
3. Порт "Загадочный". 
- С горы сбегая без труда, она гремит как гром. В морозный день она тверда-руби хоть топором.
  Нагрей её - и к небесам она взлетит тогда. Теперь ты мне ответишь сам - зовут её. (река).
- Кругом вода, а с питьём беда. (море)
- Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, а рама зелёная.(пруд)
- По морю идёт, идёт, идёт, а до берега дойдёт и пропадёт. (волна)
- Ни море, ни земля. Кувшинки плавают, а ходить нельзя. (болото)
- Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом весесь, осеню спать ложусь. (река)
- Я ни груша и ни слива, а другой душистый плод. Пожилаю стать заливом - это в миг произойдёт.
  Нужно только и всего "а" поставить вместо "о". (лиман - лимон)
- Как интрумент меня ты ценишь в искусной плотничьей реке.
  Но если "д" на "б" мне сменишь, во мне утонешь как реке.(долото - болото)
- Я реке и друг и брат, для людей трудиться рад. Я машинами построен, сократить пути могу,
  И от засухи, как воин, лес и поле берегу.(канал)
4. Порт "Понятийный". Задание: географический диктант.
1 Снеговая линия 10      
2 Половодье          9
3 гидросфера        8
4 канал                  7
5 полуостров         6
6 подземные воды  5
7 пойма                  4
8 водоразде            3
9 исток                   2
10 цунами               1
-Оболочек много у Земли, водную скорее назови.
-Началось моретрясение, жди опасное явление.
- Той воды в Земле не мало, береги чтоб не  пропала.
- С этого места река начинается. Как это место, скажи, называется?
- С трёх сторон окружён он водой. Бывает маленький, бывает большой.
- А в горах есть линия, где выше снег не тает. Кто учит географию, тот её и знает.
- Каждый год весною поздней разливается река. То природное явление, с паводком не путай зря.
- Искусственные русла течения рек меняют. Их голубая нить материки перерезает,чтоб моря соединить.
- Часть долины реки затопляются, как скажи она называется.
- То природная граница у бассейнов двух рек. Эта вправо, эта в левопотекли они навек.
5. Порт "Аукцион поговорок и пословиц" по теме "Гидросфера" (предворительное д/з). Кто больше знает.
6. Порт "Причал". Подведение итогов. 
- 
-
            
                Просмотр содержимого документа
                
                «Обобщение по теме "Гидросфера" »
            
            
                                                              Урок-обобщение по теме "Гидросфера"
  
 
  Цель урока: обобщить пройденный материал; оценить УУД.
  Оборудование: физическая карта полушарий, контурные карты мировые.
  Ход урока (путешествие команд по портам).
  1. Порт "Речной". Задание: о каких реках идёт речь? Показать на карте.
  - Тебе кипучее начало дано вершинами Саян. Недаром гордо, величаво ты мчишься в грозный океан. 
                                                                                                                                        (Енисей)
  -Коварная, лихая, сумасбродная, родная дочь Байкала -старина.
   Ты по тайге меж гор течёшь свободная могучая сибирская река . 
                                                                                             (Лена)
  -С Памирских гор, с крутых вершин Земли она как песня мчится в край угрюмый.
   Направо притаились каракумы, ей нипочём пустынь, полящих зной.
                                                                                             (Амударья)
  2. Порт "Контурный". 
               Я проснулся утром рано, мне сегодня не до сна. Я морям и океанам возвращаю именена.
               С безымянностью тоскливой мне мириться не с руки. обозначу все приливы, назоу материки.
  Все ли реки, все ли горы, все ли страны отыщу. ни один безвестный город ни за что не пропущу.
  Пусть он маленький и скромный, пусть он тихий ничего. Для меня весь мир огромный начинается с него .
  Задание: заполнить контурную карту, кто быстрее и правильно (объекты по усмотрению учителя).
  3. Порт "Загадочный". 
  - С горы сбегая без труда, она гремит как гром. В морозный день она тверда-руби хоть топором.
    Нагрей её - и к небесам она взлетит тогда. Теперь ты мне ответишь сам - зовут её ... (река).
  - Кругом вода, а с питьём беда... (море)
  - Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, а рама зелёная...(пруд)
  - По морю идёт, идёт, идёт, а до берега дойдёт и пропадёт ... (волна)
  - Ни море, ни земля. Кувшинки плавают, а ходить нельзя... (болото)
  - Зимой скрываюсь, весной появляюсь, летом весесь, осеню спать ложусь... (река)
  - Я ни груша и ни слива, а другой душистый плод. Пожелаю стать заливом - это в миг произойдёт.
    Нужно только и всего "а" поставить вместо "о"... (лиман - лимон)
  - Как инструмент меня ты ценишь в искусной плотничьей реке.
    Но если "д" на "б" мне сменишь, во мне утонешь как реке...(долото - болото)
  - Я реке и друг и брат, для людей трудиться рад. Я машинами построен, сократить пути могу,
    И от засухи, как воин, лес и поле берегу...(канал)
  4. Порт "Понятийный". Задание: географический диктант.
  1 Снеговая линия 10      
  2 Половодье          9
  3 гидросфера        8
  4 канал                  7
  5 полуостров         6
  6 подземные воды  5
  7 пойма                  4
  8 водоразде            3
  9 исток                   2
  10 цунами               1
  -Оболочек много у Земли, водную скорее назови.
  -Началось моретрясение, жди опасное явление.
  - Той воды в Земле не мало, береги чтоб не  пропала.
  - С этого места река начинается. Как это место, скажи, называется?
  - С трёх сторон окружён он водой. Бывает маленький, бывает большой.
  - А в горах есть линия, где выше снег не тает. Кто учит географию, тот её и знает.
  - Каждый год весною поздней разливается река. То природное явление, с паводком не путай зря.
  - Искусственные русла течения рек меняют. Их голубая нить материки перерезает, чтоб моря соединить.
  - Часть долины реки затопляются, как скажи она называется.
  - То природная граница у бассейнов двух рек. Эта вправо, эта в левопотекли они навек.
  5. Порт "Аукцион поговорок и пословиц" по теме "Гидросфера" (предварительное д/з). Кто больше знает.
  6. Порт "Причал". Подведение итогов.