Тип учебного занятия – урок – рассуждение.
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | Ценностный компонент урока | Творческий компонент урока |
Смысловые блоки содержания | Учебно – познавательные и учебно – практические вопросы и задания |
Определение темы и задач урока | 1 Как вы думаете, чему будет посвящен последний урок по теме «Гидросфера» Правильно, но не только. Послушайте стихотворение: Что такое вода? Это струйка из крана, Это волны и шторм на морях-океанах. В запотевшей бутылке напиток в руке, И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Да, бывает вода в состоянии разном. В жидком, твердом она. Даже в газообразном. Мы не видим ее или не замечаем. Но, когда ее нет, тяжело ощущаем.
Автор: Олегова С. Ребята, о чем еще мы будем говорить на уроке? 2 Сформулируйте цель урока | Предполагают, что урок будет посвящен обобщению знаний по теме «Гидросфера» 1 Предполагают, что цель урока - обобщение, систематизация знаний по теме «Гидросфера» Об охране воды. 1 Предполагают, что цель урока - обобщение, систематизация знаний по теме «Гидросфера», охрана гидросферы | Определяют тему урока Определяют цель урока | |
Актуализация полученных знаний и создание мотивационной установки | Перед вами, на столах, лежат карточки, голубого цвета. Возьмите их, прочитайте и выйдите вперед. Через 1 минуты я хочу увидеть группы. Сколько – я пока не знаю. Поднимите карточки, чтобы я вас видела. Ребята, почему вы вместе? Почему объединились в команду? Какое слово объединяет все группы? Как показать, что все части гидросферы взаимосвязаны? Сделайте вывод - Итак, Гидросфера – единая оболочка, все ее компоненты взаимосвязаны. Ребята, посмотрите, произошло небольшое чудо – у нас сформировались новые группы. (Рассказывает учащимся как нужно сесть.) Ребята, сегодня мы с вами работаем на основе командной деятельности. Карточки Менеджмент (объясняет, что это такое) (Этот прием позволит нам быстрее и легче общаться друг с другом.) - Поднимите руки ребята под №1, 2, 3,4 | Пытаются определить, по какому принципу будут создаваться группы. Объясняют причину. Называют слово – Гидросфера. Нужно взяться за руки. Части Гидросферы взаимосвязаны. Садятся за парты. | Создают группы. | |
Этап систематизации и обобщения знаний 1 Состав гидросферы. 2 Мировой круговорот воды в природе. | Работа в группах. -Мы сейчас сказали, что Гидросфера – единая оболочка. -Я сейчас предлагаю вам вспомнить все части Гидросферы и заполнить кластер. (Каждый ребенок заполняет самостоятельно) 10 секунд подумали Заполняем Обсуждаем в группах, отвечать будет ученик под №1 (Заполняют кластер на интерактивной доске) - Поднимите руки те, у кого не было ошибки! Остальным есть над чем поработать. Почему количество воды в океане не уменьшается? Струится дождик на жнивье… Туман над речкой хороводит… Бушует ливень… Это все – Круговорот воды в природе. За каплей капля, За годом год Идет, идет круговорот. Дожди… Туманы… Горы льда Грохочет море у причала… Вновь возвращается вода Туда, где путь свой начинала. Л. Дайнеко А сейчас, ребята я предлагаю вам подумать над вопросом: - Каково значение Мирового круговорота воды? В группах: 10 секунд подумали Запишите Обсудите и через минуту дайте ответ. Отвечает № 3 | Представитель одной группы выполняет задание на интерактивной доске Благодаря Мировому круговороту воды. Он объединяет все части гидросферы; Связывает все оболочки Земли – атмосферу, литосферу, гидросферу, биосферу. | | |
3 Моря (к бассейну какого океана принадлежат, внутренние или окраинные) | Ребята, сейчас мы с вами проведем небольшое мини – исследование Вы знаете, что такое QR код? С его помощью вам нужно определить название географического объекта и заполнить таблицу. Но самое интересное, что вы сами сейчас определите, кто будет считывать информацию, кто записывает, кто подводит итоги, кто отвечает. У вас 3 минуты. Море | К какому бассейну принадлежит | Внутреннее или окраинное | . | | | | Балтийское море (внутреннее), Карское море (окраинное), Черное море (внутреннее), Коралловое море (окраинное). | | |
Охрана Гидросферы. Отдых на воде Применение знаний в новой ситуации. | Любите ли вы отдыхать на побережье водоемов? Я сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и вспомнить свой отдых. Вы можете закрыть газа или смотреть на слайды и немного послушать красивую музыку. Посмотрите видеофрагмент об отдыхе на побережье моря. Почему они так привлекают отдыхающих? Почему водоемы необходимо охранять? Работа в парах. Составьте памятки для туристов № 1, 4«Правила поведения у водоема» и № 2,3«Правила поведения на водоеме». Проверка Придумайте и на белых листочках нарисуйте условные обозначения для следующих ограничений. | Памятка «Правила поведения у водоемов» 1 Не загрязняйте воду и берега водоемов 2 Не мойте транспорт в водоеме 3 Не стойте и не играйте в тех местах, где можно упасть в воду. 4 Не рвите растения и не ловите обитателей водоемов. Научитесь любоваться ими в естественных условиях. Памятка «Правила поведения на водоеме» 1Плавайте в специально отведенных для этого местах 2 Не находитесь долго в воде 3 Не заплывайте за буйки 4 Во время плавания правильно рассчитывайте свои силы 5 Не подплывайте близко к катерам и судам. 6 Не купайтесь в холодной воде. 7 Не ныряйте в неизвестном вам месте. Рисуют условные обозначения Прикрепляют на магнитную доску. | | |
Рефлексия содержательная | Прием «Снежный ком» Составьте по одному предложению о том, как человек использует воду 30 секунд подумали Записываем Обсуждаем в группе Кто желает ответить? | Составляют предложения. Вода используется человеком для утоления жажды и приготовления пищи Она необходима для полива сельскохозяйственных культур. Вода как универсальный растворитель используется в хозяйстве Вода используется в промышленности: при изготовлении бетона, бумаги, тканей Водоемы – это транспортные пути Человек использует воду в качестве источника энергии Вода может применяться в лечебных целях Основные районы отдыха расположены вблизи водоемов Многими видами спорта люди занимаются на водных поверхностях и под водой. | | |
Загрязнение воды | 1 Ребята, давайте вспомним, процентное соотношение соленой и пресной воды в Гидросфере. Почему возник дефицит пресной воды? 2 Посмотрите видеофрагмент о загрязнении воды Сделайте вывод о значении воды для человека 30 секунд подумали Записываем Обсуждаем в группе Ответ | 97% соленые воды, 3% подземные воды, ледники, реки и озера. 1 Высказывают предположение о загрязнении воды 2 просматривают видеофрагмент. Делают вывод | Понимают необходимость бережного отношения к воде. | |
Рефлексия | Составьте синквейн на тему «Гидросфера». Сначала сами, затем в группе 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). | Составляют синквейн. Гидросфера. Мокрая, жидкая. Волнуется, течёт, бежит. Водная оболочка Земли. Вода. Гидросфера. Большая, красивая. Манит, помогает, защищает. Водная оболочка Земли. Океан. Синева, бесконечность. | | Используя изученные понятия, составляют синквейн на тему «Водная оболочка Земли» |
Рефлексия эмоционального состояния | На столе лежат смайлики. Выберите тот смайлик, который отражает ваше настроение после урока. Покажите мне, зрителям. | Выбирают, поднимают. | | |
Домашнее задание | Ребята, вы знаете, что 2017 год объявлен годом экологии. Каждый из нас должен внести свой вклад в дело охраны окружающей среды. Поэтому я прошу вас составить мини – эссе на тему: «Какие меры я принимаю по охране водных ресурсов». Прислать мне на сайт. | | | |