Просмотр содержимого документа
«Обобщение по теме: «Атмосфера» »
Обобщение по теме: «Атмосфера»
(6 класс)
Цели и задачи.
1.Обобщение и систематизация знаний учащихся о воздушной оболочке Земли, явлениях, процессах и закономерностях, происходящих в ней.
2.Развитие способностей обобщать и систематизировать изученный материал; объяснять закономерности и процессы; устанавливать причинно-следственные связи; ориентироваться в пространстве; строить графики.
3. Развитие географического мышления учащихся и их творческих способностей, формирование грамотной устной речи.
4.Воспитывать в детях чувство товарищества, умение работы в коллективе; ответственности и самостоятельности.
5.Развивать познавательный интерес к предмету.
Ход урока
В коррекционной школе обучаются дети с ЗПР, поэтому на уроках необходимо задействовать как можно большее число анализаторов (слухового, зрительного, сенсомоторного), а также присутствие игрового момента. Также исходя из специфики учреждения некоторые темы, по рекомендации опускаются( роза ветров), некоторые проходятся на усмотрение учителя.
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Отгадайте загадку:
Есть ли, дети, одеяло
Чтоб всю Землю укрывало?
Чтоб его на всех хватило,
Да притом не видно было?
Ни сложить, ни развернуть,
Ни пощупать, ни взглянуть?
Пропускало б дождь и свет,
Есть, а вроде бы и нет? (атмосфера)
Итак, ребята, сегодня мы подведем итоги нашей работы по изучению “одежды” Земли, т.е. атмосферы. Я не случайно назвала атмосферу “одеждой”, почему? Для того, чтобы ответить на этот вопрос
Посмотрите на утверждения и выберите из них верные, обоснуйте свой ответ.
Атмосфера защищает Землю от чрезмерного нагревания,
Атмосфера – защищает Землю от дождей;
Атмосфера защищает Землю от переохлаждения;
Атмосфера из космоса похожа на зеленое одеяло;
Атмосфера защищает Землю от смертоносных космических лучей и множества метеорных тел.
Атмосфера дает нам воздух, а значит - жизнь.
Что это такое воздух? Дополните диаграмму, верно вставляя пропущенные факты и составляющую воздуха (один ученик работает у доски).
1%,
21%
78%
Мы с вами знаем, что атмосфера делится на несколько слоев, и каждый имеет свои характеристики.
Игра «Полет на воздушном шаре».
Учащийся прикрепляет контур воздушного шара на чертёж к тому слою атмосферы, о котором идёт речь в описании, называя высоту над уровнем моря, на которой, согласно описанию, должен находиться шар1) Сейчас мы находимся в том месте, где при температуре 0 градусов масса 1куб. метра воздуха равна 1кг 175г.
(Тропосфера у поверхности Земли, т. е. на уровне моря).
2) Теперь вы находитесь на высоте, где температура воздуха - 6 градусов при температуре у поверхности Земли 0 градусов.
(Тропосфера на высоте 1 км над уровнем моря)
3) Вы успели достичь максимальной концентрации озона, где его плотность в 10 раз больше его плотности у земной поверхности. Не забудьте, что воздух здесь сильно разрежен. ( Стратосфера на высоте около 25 км над уровнем моря)
4) Мы снова опустились – на этот раз туда, где температура воздуха, при нулевой температуре у поверхности Земли, достигает -18 градусов. (Тропосфера на высоте 3 км над уровнем моря)
5) Мы достигли максимальной для воздушного шара высоты - 40 км. Здесь 1куб. метр воздуха весит всего 4 г. (Стратосфера) Срочно спускаемся, здесь нельзя долго находиться.
Итак, мы успешно завершили полёт на воздушном шаре.
Работая в парах, разложите характеристики правильно, затем выполните взаимопроверку ( у доски работает один ученик).
Строение атмосферы
Слои атмосферы
Верхняя граница (км)
Особенности воздуха
Наличие влаги и облаков
Особенности температуры
Слова для предъявления: тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, Влаги и облаков нет , 8-10 или 16-18 км, Очень мало влаги, почти нет облаков , С высотой повышается, достигая 00С Содержит разреженный воздух, С высотой понижается, достигая , Примерно 1000 км, Температура с высотой понижается до -2700С , Содержит 4/5 всего воздуха, Содержит разреженный воздух, Содержится почти вся влага и много облаков, 55 км,
Физминутка.
Прочитайте текст и скажите, о какой характеристике тропосферы не знал мальчик.
Пермский подросток поразил московских врачей.
23 сентябряпермский подросток потряс сотрудников аэропорта «Внуково», появившись на летном поле…из крыла «Боинга-737». Как пишет газета «Твой День», несмотря на температуру воздуха +5оС, необычный пассажир едва стоял на ногах и, сделав несколько шагов по твердой земле, рухнул от бессилия.
Это и не удивительно. Подросток находился в крыле самолета на высоте 10 000 метров при низкой температуре более двух часов. Как сообщают врачи «Скорой помощи», руки и ноги «зайца» так опухли, что им не удалось сразу снять с него одежду и обувь.
Используя данные текста, вычислите температуру воздуха, которую пришлось пережить мальчику.
Какими еще характеристиками можно описать тропосферу. Подберите пару каждой характеристике.
Ветер
Состояние тропосферы в данном месте и в данное время.
Осадки
Движение воздуха в горизонтальном направлении.
Погода
Влага, которая выпадает из атмосферы на земную поверхность.
Климат
Сгущение водяных паров в нижних слоях атмосферы.
Облака
Многолетний режим погоды, характерный для какой – либо местности.
Туман
Сгущение водяных паров на различной высоте над земной поверхностью.
Найти ошибки в тексте (подчеркнуть их).
Ветром называется вертикальное движение воздуха. Суша летним днем остывает быстрее, чем вода. Нагревшийся от нее воздух сжимается, поднимаясь вверх, и растекается в стороны. Поэтому давление над сушей повышается, а над морем, когда этот воздух приходит, давление уменьшается. Так образуется дневной бриз.
10. Мы много говорим с вами о том, какую роль играет атмосфера, для сохранения нашей жизни, но ведь и мы с вами влияем на атмосферу. Наше влияние не всегда положительное. Д.з. приготовить доклад про отрицательное влияние человека на атмосферу.