Тема урока: Атмосфера планеты Земля.
Цели урока:
Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», границ атмосферы, её состава и строения, значения атмосферы в жизни планеты и человечества.
Развивающие: - создать условия для развития познавательной активности,
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы;
- способствовать развитию навыков самостоятельной работы с материалами текста учебника, схемами, делать обобщения и выводы.
Воспитательные: - воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде;
- способствовать развитию коммуникативных умений;
- развивать интерес к изучаемому предмету.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Оборудование для учителя: - презентация к уроку;
- видеофильм «Атмосфера Земли»;
- тест;
- компьютер, проектор.
I.Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Суша».
Разгадать кроссворд. (2 чел.)
По вертикали.
- Самый крупный материк на нашей планете. (Евразия)
- Небольшой участок суши, со всех сторон окруженный водой. (остров)
- Возвышающиеся массивы суши, окруженные водой.(материк)
- Самый жаркий материк. (Африка)
- Самое глубокое озеро мира. (Байкал)
По горизонтали.
- Одиночные острова или группа островов. (архипелаг)
- Самая длинная река планеты. (Нил)
- Самый холодный материк нашей планеты. (Антарктида)
- Самая полноводная река планеты. (Амазонка)
- Величайшая пустыня нашей планеты. (Сахара)
II.Изучение нового материала.
- Вы уже знаете, что планета Земля уникальна. В чем ее уникальность? (на ней есть жизнь). А почему на этой планете возможна жизнь?
Да, ребята, её поверхность опоясывают, взаимодействуя между собой, несколько оболочек, иногда их называют сферами. Давайте вспомним их название.
Атмосфера – воздушная оболочка Земли.
Гидросфера– водная оболочка Земли.
Литосфера– каменная оболочка Земли.
Биосфера– живая оболочка Земли.
- Одну из этих оболочек мы сегодня будем изучать. Какую, вы узнаете, отгадав загадку:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, а все же
Без него мы жить не можем. (Воздух).
На доску вывешивается табличка с названием темы: АТМОСФЕРА. Слайд № 1.
3.Состав воздуха.
Прежде всего – из чего состоит воздух? Слайд № 3.
- Какого газа в воздухе больше всего?
- Значение кислорода и углекислого газа (коротко).
- работа в тетради, з. № 2. Теперь ответим на вопрос: что такое воздух? Тетрадь.
5. Свойства воздуха. (В учебнике нет этого материала, но мы не получим полную картину о воздухе, не зная его свойств)
- Нас повсюду окружает воздух. Мы видим через него все окружающие нас тела? Доска зеленая, стена белая.
Воздух прозрачен, бесцветен.
Слайд № 4.
6. Значение воздуха.
- Послушайте стихотворение, которое нам расскажет Вероника Ежова.
Выделите значение воздуха.
Значение воздуха на Земле.
1. Дыхание живых организмов.
2. Защита от перегревания и от переохлаждения.
3. Защита от попадания небесных тел.
4. Защита от ультрафиолетовых лучей, губительных для всего
живого.
Слайд № 5.
Физкультминутка.
7. Строение атмосферы.
Слайд № 6.
. Толщина воздушной оболочки Земли более 2000 км. Атмосфера состоит из нескольких слоев. Самый нижний слой, прилегающий к земной поверхности, имеет толщину 10-18 км
– тропосфера. За пределы этого слоя не залетают птицы, да и облака редко поднимаются выше. В этом слое атмосферы протекает жизнь всех живых организмов. В этом слое формируется погода.
Внимание ребят обращается на высказывание итальянского учёного Эванжелисто Торричелли « Мы живём на дне воздушного океана» , которое вывешено на доске в качестве эпиграфа к уроку.
Ребята! Казалось бы, трудно себе представить, что, атмосфера нас чем - то может удивить, об атмосфере мы уже узнали много нового и интересного. Но сейчас прежде чем мы продолжим нашу работу, я хочу вам напомнить сказку «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», где рассказывается о глупом Тролле, который решил построить дом поближе к солнцу, чтобы не замерзнуть.
Текст сказки. (Читает учитель )
Проблемный вопрос?
Подумайте! Почему замерз Тролль? Прочитайте информацию о том, как с высотой изменяется температура. (стр. 85, 3 абзац).
- И теперь, когда мы знаем, что происходит с воздухом в нижнем слое атмосферы, пришло время поговорить об облаках.
Облака, облака, пышные и белые,
Расскажите, облака, из чего вы сделаны».
(стр. 85, 3 абзац).
Стр. 86-87, даны рисунки облаков, их разновидности.
Слайд № 7 - 11.
- ВЕТЕР. Слайд № 12.
Я говорила вам, что в тропосфере происходят различные явления. Какие?
Что такое ветер? Как он образуется? Этот процесс происходит в результате перемещения воздушных масс.
Об это прочитаем в учебнике на стр. 85, 5-6 абзац. Записать определение в тетрадь.
Закрепление изученного материала.
Просмотр видеоурока (часть). На следующем уроке мы продолжим работу по этой теме. Узнаем о погоде, климате, прир. явлениях, таких как ураганы, смерчи, тайфуны. О загрязнении воздуха и последствиях загрязнения.
Контроль знаний. Карточка. Тест.
Домашнее задание. Слайд № 13.
Стр. 85 – 86, знать основные термины.
Желающим: составить кроссворд « Атмосфера» с использованием основных понятий. (9-10 слов – на «5». 7-8 слов – на «4»,).
Выставление оценок за урок.
МОЕ ОБЛАКО. Слайд № 14.
Стало быть, так и выходит:
Всё, что мы делаем, - нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно!