kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщающий урок по теме "Общие особенности природы России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для развития внутренней мотивации учащихся при использовании теоретических и практических знаний при обобщении и систематизации знаний раздела «Общие особенности природы России».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Общие особенности природы России"»

Конспект обобщающего урока географии в 8 классе по теме «Общие особенности природы России»

Автор: Давыдова Людмила Петровна, учитель географии и экологии МОУ-СОШ села Прокудино Аткарского района Саратовской области.


Цель урока: создать условия для развития внутренней мотивации учащихся при использовании теоретических и практических знаний при обобщении и систематизации знаний раздела «Общие особенности природы России»


Задачи урока:

1.Сформировать две команды учащихся, подобрать задания, позволяющие реализовать цель урока и обеспечивающие состязательный характер деятельности учащихся.

Повторить и обобщить знания об особенностях географического положения, рельефа, почв, растительного и животного мира России.


2.Развивать умение работать с картами. Обучить приёмам сравнения особенностей природы различных территорий.


3. Осуществлять патриотическое и экологическое воспитание учащихся, рассматривая вопросы охраны природы. Формировать способность к сопереживанию, развивать эмоционально – нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других.


Тип урока:

- по дидактическим целям – контрольно – обобщающий

- по методам обучения – урок – соревнование.


Оборудование: Физическая карта России, карточки – задания, картины природы России, стихотворения различных поэтов.


Ход урока:

I.Организационный момент.

- Изучая географию своей страны, ее природу вы приобретаете различные сведения о ней, познаёте сущность гигантского жизненного пространства своей Родины. Вам предстоит жить, работать, сохраняя и преумножая богатства нашей страны, осознавая себя гражданином великой Родины.


- Сегодня обобщающий урок по теме «Общие особенности природы России». Мы его проведём в игровой форме. В нашей игре побеждает не только команда, но и каждый из учеников может заработать индивидуальную оценку.


II. Актуализация полученных знаний.

Вступительное слово: Мы живём с вами в России, в стране, которую должны знать и любить. Эти знания пригодятся вам в дальнейшей жизни. Хочу продолжить следующими словами поэта Бокова:


Откуда начинается Россия?

С Курил, с Камчатки, с Командор?

О чём грустят глаза её степные

Над камышами всех её озёр?

Россия начинается с пристрастья

К труду, терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чём её звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела её большие,

Её неповторимая судьба

И если ты причастен к ней –

Россия не с гор берёт начало, а с тебя! (В.Боков)


Эпиграф к уроку:

«Любить Родину, значит знать её» В. Г. Белинский


III.Повторение


1 Задание. «ФГП России - Работа с картой»

Повторение физико-географического положения России.


2 Задание. «Реши задачу»


А) Логическая задача: Что в цепочке лишнее и почему?

1. Уголь, бокситы, нефть, сталь, природный газ.

2. Волга, Печора, Лена, Ангара, Карские Ворота.

3. Алтай, Таймыр, Саяны, Кавказ, Сихотэ –Алинь.

4. Кольский, Камчатка, Сахалин, Таймыр, Чукотский.

5. Ладожское, Каспийское, Онежское, Баренцево, Баскунчак.


Б) Задача на определение поясного времени:

«Группа школьников из Южно-Сахалинска (9 часовой пояс), вылетела на экскурсию в Москву (2 часовой пояс) в 13 часов по местному времени. Продолжительность полёта 10 часов. Определите, в какое время приземлится самолёт в Москве?» - 16 часов


3 Задание. Рельеф России


А) расшифруйте слово:


Ф

Л

Е

Е

Ь

Р


Б) Рельеф и полезные ископаемые России. Игра «Светофор»

верно утверждение, поднимаем зелёную карточку,

неверно утверждение, поднимаем красную карточку.

1. В России преобладают территории с равнинным рельефом. +

2. Обширнейшие горные системы расположены на севере страны. -

3. Области с равнинным рельефом приурочены к платформам. +

4. Самые молодые горы нашей страны расположены на востоке. +

5. Курильские острова и полуостров Камчатка – самые сейсмоопасные территории России. +

6. Россия богата различными полезными ископаемыми. +

7. Моренный рельеф – рельеф созданный ледником. +

8. Эоловый рельеф – рельеф созданный водой. -

9. Алтай – самые высокие горы России. -

10. Самая низменная равнина России – Западно-Сибирская.


В) Географические загадки по теме «Полезные ископаемые»


1) В моей земле богатства скрыты,

Она и золото хранит

И рядом с медью малахиты

Железо, мрамор и … (гранит)


2) Найдём в ней много по приметам

Цветных камней, не только руд.

Рубин сияет красным цветом,

Зелёным цветом … (малахит).


3) Я был когда – то смолою,

Из трещин стволов вытекал

Искрился на солнце корою

И липкой слезой застывал. (Янтарь)


4) В таёжных диких лесах,

В Сибири, в Якутии дальней.

Найдены россыпи драгоценных камней

По твёрдости нет им равных. ( Алмаз)


5) Для лёгкости в сплавы даётся,

Мощь самолёта создал.

Тягуч и пластичен, отлично куётся

Серебряный этот металл. (Алюминий).


4 Задание. Климат России

А) Прочтите климатограмму.


Определить, какая климатограмма соответствует каждому из городов:

Владивосток, Ростов – на – Дону, Якутск.
























Б) Работа по карточкам


Карточка №1


А) Какой из показанных на карте городов находится в зоне дейст­вия антициклона?

1) Тюмень 2) Серов 3) Оренбург 4) Курган


В) В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать изменения погоды и выпадения осадков?

1) Серов 2) Самара 3) Орск 4) Москва



Карточка №2


А) Какой из показанных на карте городов находится в зоне дейст­вия циклона?

1) Оренбург 2) Салехард 3) Омск 4) Архангельск


В) В каком из показанных на карте городов в ближайшее время можно ожидать изменения погоды и выпадения осадков?

  1. Кострома 3) Архангельск

  2. Курган 4) Самара






Физминутка

Поработали?

А теперь все на зарядку!

Влево, вправо повернитесь,

Наклонитесь, поднимитесь,

Руки вверх и руки вбок

И на месте прыг да скок.

А теперь бежим вприпрыжку.

Замедляем шаг,

И на месте стой, вот так.

А теперь мы сядем дружно,

Нам ещё работать нужно!


5 Задание. О каком природном объекте говорится в литературном произведении? (по каким признакам вы это определили?)


1) стихотворение Н.Якушева.

Не приметен ничем, не широк,

По просторам Валдайского края

Еле слышно журчит ручеёк,

Меж каменьями путь выбирая.

То он моет прибрежный песок,

то внезапно в кустах пропадает,

и не знает ещё ручеёк,

что его впереди ожидает.

Сколько с ним сольётся в пути,

Сколько чаек над ним закружится.

Сколько долгих минует годов,

Сколько волн разойдётся кругами,

Сколько встанет больших городов

Над крутыми его берегами (река Волга).


2) стихотворение Л.Попова.

У тебя, краса – река,

Женское обличье,

Даже имя у тебя

Нежное, девичье,

ласковым тебя не зря

окрестили словом,

несмотря что родилась

ты в краю суровом (река Лена).


6 Задание. Тест: Самое, самое… (три разных варианта)

1.Самое крупное озеро Русской равнины:

А) Ладожское

Б) Каспийское

В) Онежское


2. Самая высокая вершина Кавказа:

А) г. Эльбрус

Б) г. Казбек

В) г. Базардюзю

3. Самая высокая вершина Урала:

А) г. Народная

Б) г. Эльбрус

В) г. Становой хребет

4. Самая крупная река Западной Сибири:

А) Обь

Б) Иртыш

В) Амур

5. Самые высокие горы Восточной Сибири:

А) Алтай

Б) Памир

В) Саяны

6. Самый высокий вулкан на Дальнем Востоке:

А) Ключевская Сопка

Б) Корякская Сопка

В) Шивелуч



7 Задание. «Сохраним природу чистой»



Перед классом рассыпаются наборы карточек с понятиями по темам: «Рельеф России», «Климат России», «Внутренние воды России». Собрать понятия в соответствующие конверты.

Понятия:

Антициклон, Кузнецкий Алатау, Байкальская складчатость, асбест, Полярный Урал, барханы, дюны, Казбек, Народная, фосфориты, Ключевская Сопка, Джугджур, Сихотэ-Алинь, щит, морена, вулкан, солнечная радиация, ураган,амплитуда, Оймякон, муссоны, заморозок, изотерма, трансформация, бриз, гололед, континентальность, туман, бора, Байкал, уклон, межень, Иртыш, режим, Обская губа, Катунь, старица, Артезианский колодец, гидроэлектростанция, сель, приток, Эстуарий, дельта, Таймыр.



8 Задание: Покажи меня. (Проверка номенклатуры карты)


1 группа.

  1. Каспийское море

  2. Восточно-Европейская равнина

  3. Алтай

  4. Ладожское озеро

  5. хребет Джугджур

  6. река Волга

7. вулкан Ключевская Сопка

8.Уральские горы





2 группа.

  1. Западно-Сибирская равнина

  2. Охотское море

  3. Кавказ

  4. хребет Черского

  5. река Обь

  6. Среднесибирское плоскогорье

  7. Озеро Байкал

  8. горы Бырранга


9 Задание. Географический диктант.

Из предложенных признаков природной зоны, отметьте верные для:


1 команда: зоны арктических пустынь:

А) расположена на островах Северного Ледовитого Океана

Б) несколько месяцев длится полярная ночь

В) избыточное увлажнение, много озёр и болот

Г) значительные площади заняты ледником

Д) лето короткое и холодное

Е) протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана. (А, Б, Г, Д)


2 команда: зоны тайги:

А) избыточное увлажнение, много озёр и болот

Б) главная ценность – плодородие почвы

В) преобладают хвойные деревья: ель, пихта, сосна

Г) зима холодная, лето тёплое

Д) преобладают подзолистые почвы

Е) самая большая по площади природная зона России. (А, В, Г, Д, Е)


10 Задание (резерв) - «Занимательная страничка»

– обучающиеся отвечают на вопросы викторины:


1) Через какие ворота может пройти даже ледокол? (пролив Карские ворота)

2) Какой полуостров «говорит» о своей величине? (Ямал)

3) Какая земля никогда не состарится? (о. Новая Земля)

4) Каким поясом не подпояшешься? (часовым)

5)Назовите столицу России? ( Москва)

6) Назовите самую большую реку, не имеющую стока в океан? (р. Волга)

7) Объясните поговорку «Река Ока – Волги правая рука». Что, вы назовёте левой рукой Волги? (р. Кама)

8) «Я город – герой, стою над Невой!». О каком городе, идёт речь? (г. Санкт – Петербург)

Ответьте быстро:

А) Бриз – это не город, а … (ветер).

Б) Айсберг – это не вулкан, а … (отколовшаяся часть ледника).

В) Тундра – это не река, а … (природная зона).

Г) Гейзер – это не растение, а … (фонтанирующий горячий источник).


IV. Итоги урока.


Подводя итог сегодняшнему уроку, хочу подчеркнуть, что мы повторили и закрепили знания о природе России. На следующем уроке мы начнём изучение природных комплексов России, где более подробно изучим нашу Родину.



Урок заканчиваем стихотворением Т.Чистяковой «Россия»


Я люблю мою Россию

За рассвет и за закат,

За дождинки голубые,

За багряный листопад,

За весенние поляны

В жёлтом мареве цветов.

И за шепот тихий, нежный

Опадающих цветов.

Катит воды голубые

Меж лесов моя река,

Холодна вода в пучине,

Холодна и глубока.

А в воде прозрачной, чистой

Моет волосы трава.

Это всё моя Россия,

Это Родина моя!





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Обобщающий урок по теме "Общие особенности природы России"

Автор: Давыдова Людмила Петровна

Дата: 26.01.2016

Номер свидетельства: 283087

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Обобщающий урок  по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого». "
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchaiushchii-urok-po-tiemie-obrazovaniie-rossiiskoi-impierii-epokha-pietra-vielikogho"
    ["file_id"] => string(6) "186872"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426428862"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Экологическое воспитание на уроках биологии "
    ["seo_title"] => string(50) "ekologhichieskoie-vospitaniie-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "125124"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414916238"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК Школа России "
    ["seo_title"] => string(72) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-2-klass-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "100430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402380425"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "план-конспект урока по обобщению знаний "
    ["seo_title"] => string(45) "plan-konspiekt-uroka-po-obobshchieniiu-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "144642"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418754174"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа по биологии 8 класс УМК В.В. Пасечник "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-8-klass-umk-v-v-pasiechnik"
    ["file_id"] => string(6) "201789"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429115482"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства