Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме "Литосфера", 6 класс.»
Урок - обобщение по теме «Литосфера» в 6 классе.
Типурока: урок систематизации и обобщения знаний по теме.
Цель: обобщить, закрепить, проверить учащихся по теме «Литосфера»
Форма урока : смотр знаний.
Оборудование: физическая карта мира, коллекция горных пород, атласы, карточки.
Метапредметные результаты: умение под руководством учителя ставить учебные задачи, планировать и оценивать свою работу.
Предметные результаты: развивать географическое мышление, применять по теме «Литосфера» в поисках решения учебных задач.
Личностные результаты: формировать умение работать в коллективе, готовность и способность к саморазвитию.
1. Организация класса, постановка учебной задачи.
2. Вводное слово учителя:
Есть на все в программе – мера.
Наша тема «Литосфера»
Завершилась, как не жаль,
И теперь зовет нас вдаль
«Гидросфера» - оболочка
Только рано ставить точку:
Знанья о земной коре
Пригодится детворе.
Нынче всем на удивленье
Игровое повторенье!
Раз игра, то есть Затейник.
Я сегодня – Коробейник.
У меня «товар» по теме,
На покупку будет время.
3. В лотке из картона, обклеенном картинками по теме, лежат вопросы, которые учитель будет использовать на уроке. Они написаны на карточках с изображением минералов.
Все готовы отвечать?
Ну, с чего бы нам начать?
Объясните, для примера
Что такое литосфера?
Чем же сложена она?
Вам коллекция дана.
Назовите что известно.
Ученики определяют названия образцов горных пород и минералов, объясняют их происхождение. Уместо спросить, в чем разница между минералом и горной породой.
На столе несколько окаменелостей с отпечатками древних папоротников, цветов.
Отпечатаны листочки
На породах древних лет.
Рождаются здесь строчки
Кто напишет их? Кто поэт?
Проверяется « пробы пера» - опережающие задания.
Ученические варианты
Далекое время
Застыло на камне,
А мы прикоснулись к нему,
Попала к нам в руки
Великая тайна,
Мы сбросим веков пелену.
4.Учитель, показывая на карту говорит:
Неровная поверхность
Нашей планеты:
А здесь – впадина дети.
А формы рельефа в основе одни.
Какие виды имеют они?
Ученики говорят, что на материках и в Мировом океане есть равнины и горы.
(Вывешиваются картины гор)
Посмотрите на картины горы это иль равнины?
А какие суперсилы
Их в движенье приводили?
5.С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры.
Трудно, дети, или просто
Вам расставить их по росту?
С помощью карты ученики называют горы, объясняют, как пользоваться шкалой высот, и называют принцип деления гор по высоте.
6.А теперь, друзья, сравним
По высотам вид равнин:
Ну, какой они окраски?
Покажите, вот указка.
Называются основные низменности, возвышенности и плоскогорья.
7.И теряюсь я в догадке:
Что за горы на Камчатке?
Посмотрите: здесь на фото
Фейерверк устроил кто-то,
Может, верное решенье
Нам подскажет их строенье.
(По цветным фотографиям ученики определяют, что это за вулканы и рассказывают о строении вулканических гор.)
А бывают ли вулканы
Не в горах, а в океане?
А какой рельеф там дна?
Вам минуточка дана.
Кто на дне «бывал не раз»,
Дайте образный рассказ.
8.Я даю координаты.
Поищите-ка, ребята,
На каких материках
Гор вершины в облаках.
62 с.ш., 150 з.д. (Мак-Кинли) ;
31 ю.ш., 70 з.д. (Аконкагуа);
3 ю.ш., 38 в.д. ( Килимаджаро)
29 с.ш., 87 в.д.( Джомолунгма)
77 ю.ш., 170 в.д. (Эребус)
9.А теперь словарь по теме.
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты,
Вы пишите лишь ответы.
*От дождей, текучих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг,
А зовут его? (Овраг)
*Чтоб узнать глубины вод,
Что применим? (Эхолот)
*По пустыне гонит ветер
Горы желтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка. (Барханы)
*Взлетает пыль и куча пепла,
В земле бушует бог огня.
Какие горы Этна? Гекла? –
Еще вопрос вам от меня. (Вулканы)
*Бьет источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живет вулкан,
Фонтан тот известен? (Гейзер)
*Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)
10.Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Может, лишние попали?
Докажите, как узнали.
Ученики должны найти группу слов, которые характеризуют какие-то понятия. Определить лишнее слово.
*Ядро, мантия, впадина, земная кора.
*Вершина, дюны, барханы, овраг.
*Подошва, склон, вершина, отмель.
*Низменность, перевал, гребень, хребет.
11.Игра-соревнование « Восхождение»
На двух склонах гор показаны остановки. Два ученика получают карточки с пятью вопросами. Если ответы верные, ученик продвигает свой флажок к вершине. Выигрывает тот, кто первый водрузит флажок на вершине. ( Ответы дают попеременно. В случае неверного ответа на следующий пункт продвигаться нельзя).
Восхождение на гору
Только тем ребятам впору,
Кто объект найдет на карте.
В путь!
Счастливого вам старта!
Таким образом проверяется знание карты. (Амазонская низменность, Мертвое море, г. Анды, Среднерусская возвышенность, г. Карпаты, г. Альпы, Западно-Сибирская низменность, г. Кавказ, влк. Гекла, влк. Этна)