Эмблемы, трафареты с названием команд, ведомости для выставления оценок.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие присутствующих; вступительное слово учителя – объявляется тема урока, форма проведения; задачи, стоящие перед учащимися.
II. Основная часть: (игра).
Конкурсы:
«Разминка» (20 секунд на обдумывание).
Что такое литосфера?
Что такое рельеф?
Дать определение «горная порода».
Дать определение «минерал».
Что такое сейсмограф?
Что такое гейзер?
Команды загадывают по две загадки соперникам.
Загадки:
Хочу горю, хочу рисую, хочу плыву, хочу тону я, всегда тепло возле меня, хоть нелегко достать меня. (Уголь).
Может быть он камнем, может быть наукой, только вот добыть его, всем кажется мукой. (Гранит).
Без него не объяснишь, не расскажешь толком, и доска нам не нужна, что от нее толку? (Мел).
«Эрудитов»
По одному участнику от команды решают кроссворд на доске (чайнворд).
Высочайшая вершина Кавказских гор.
Обширные участки суши.
Внутренняя часть земли.
Горы, образовавшиеся в результате вторичных горообразовательных процессов.
Равнина, высотой более 500м над уровнем Океана.
Вулкан в Евразии.
Горячие источники, бьющие из под Земли.
Группа гор, расположенных в ряд, протягивающиеся на многие километры.
Расплавленная каменная масса в недрах Земли.
«Путешественников».
От каждой команды приглашаются по одному участнику, для «путешествия» по карте. Называются географические объекты, выученные в теме, участники «путешествия» показывают их на карте.
Во время проведения этого конкурса выполняют задания «Картографы», и «Геологи».
«Картографы». (От каждой команды по одному участнику) наносят на контурную карту: Крал, Гималаи, Эверест, Кавказ, Кракатау, Восточно-Европейскую равнину, Аравийское плоскогорье; Среднерусскую возвышенность, Западно-Сибирскую низменность, Амазонскую низменность, Северо-Атлантический хребет.
«Геологи» по одному участнику от команды работают с коллекцией горных пород; нужно выбрать:
осадочные,
магматические,
встречающиеся в нашем крае.
В конкурсе «Почемучек» участие принимает команда. Необходимо определить: о чем идет речь? Где это происходило? Почему?
Команды отвечают поочередно.
Земля содрогалась и растрескивалась. В горах происходили крупные обвалы и оползни. Появились новые реки; исчезли озера, некоторые острова скрылись в пучинах мирового океана, в других местах появились новые. Ожили вулканы, раннее потухшие, огненная лава растеклась в разные стороны, сжигая все на своем пути. (1960г. Чили, землетрясение). Показать на карте данную территорию. Почему происходят эти грозные явления? Почему их нужно предсказывать? (при ответе использовать таблицы, схемы.)
Страшный взрыв и грохот разорвали тишину. В небо взметнулся огромный столб пепла и газов, полетели раскаленные камни; начали изливаться потоки огненной лавы. Огромное количество извергнутых паров вызвало грозу и ливень, который превратил вылетавший пепел в жидкую грязь. Под стремительными потоками этой горячей грязи и раскаленной лавы, под градом камней и пеплом было погребено несколько древних городов.(79 г.н.э. вулкан Везувий, показать на карте). Что представляет собой вулкан? Почему вулканический конус имеет слоистое строение? (При ответе использовать таблицу).
Эрудиты и картографы получают оценки за выполненные задания.
«Геологи» отвечают на вопросы:
- Какие из названных осадочных пород встречаются в нашем крае?
- Где используются полезные ископаемые нашего края?
«Капитанов».
Капитаны команд отвечают на вопросы:
Какие горные породы образовались первично, а какие вторично: магматические, осадочные, метаморфические? Обоснуйте свою точку зрения.
Где больше действующих вулканов – на суше или на дне океанов? Попытайтесь обосновать свою точку зрения.
«Краеведы».
Отвечает один из команды.
Чем представлен рельеф нашего края?
Что характерно для рельефа Никольского района?
«Домашнее задание».
Инсценировка сказки по теме «Литосфера».
Команда «Инопланетяне» сдают работы на проверку.
Жюри подводит итоги КВНа. Выставляются оценки участникам команд (по итогам конкурсов).
Подводится итог урока.
III. Домашнее задание: Повторить оболочки Земли, с.46.
Варианты индивидуальных заданий для участников команды «Инопланетяне».
В. I.
1. Заполните таблицу.
Следующие горные породы распределите на группы по происхождению: базальт, галька, глина, гравий, гнейс, гранит, известняк, мрамор, песок.