Обобщающий урок по теме: «Литосфера»
Цель урока: обобщить знания полученные при изучении темы «Литосфера».
Задачи: определить уровень знания учащимися основных понятий, терминов и
определений по теме «Литосфера»; основные формы рельефа земной
поверхности; пород, слагающих земную кору; определить умения учащихся
составлять описание основных форм рельефа суши; находить на карте
местоположение основных форм рельефа; определять по внешним признакам
породы, слагающие земную кору; определить уровень понимания учащимися
особенностей нынешнего состояния и развития литосферы и рельефа Земли.
Оборудование: Физическая карта полушарий, коллекция горных пород и минералов,
Схема строения земной коры, картины.
Ход урока.
Организационный момент.
Организация класса, постановка учебной задачи.
2.Вводное слово учителя.
Есть на все в программе мера.
Наш тема «Литосфера»
Завершилась, как ни жаль,
Только рано ставить точку:
Знанья о земной коре
Пригодятся детворе.
Нынче всем на удивленье
Игровое повторенье!
Раз игра, то есть Затейник,
Я сегодня – Коробейник.
У меня товар по теме,
На покупку будет время.
(в коробке обклеенной по теме картинками, лежат вопросы)
Все готовы отвечать?
Объясните для примера,
Что такое литосфера?
Чем же сложена она?
Вам коллекция дана.
Назовите, что известно.
А еще нам интересно,
Отличишь ли ты в природе
Минералы от породы?
(Ученики определяют названия образцов горных пород и минералов, объясняют их происхождение. Закрепляем, что такое минералы и горная порода).
На столе окаменелости с отпечатками древних папоротников и ракушкой.
Отпечатаны листочки
На породах древних лет.
У кого родились строчки
Описать их?
(ребята рассказывают об окаменелостях).
Смотрим на карту:
Неровна поверхность
Нашей планеты:
Здесь материк,
А здесь – впадина, дети.
А формы рельефа в основе одни.
Какие виды имеют они?
(Ребята рассуждают, что такое рельеф и что он очень похож и на суше и в Мировом океане)
Вывешиваются картины гор
Посмотрите на картины:
Горы это иль равнины?
А какие суперсилы
Их в движенье приводили?
С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры.
Трудно, дети, или просто
Вам расставить их по росту?
(По карте учащиеся показывают различные горы, объясняют, как пользоваться шкалой высот, и называют принципы деления гор по высоте).
А теперь друзья, сравним
По высотам вид равнин:
Ну, какой они окраски?
Покажите, вот указка.
(Называют основные низменные равнины, возвышенности и плоскогорья.)
И теряюсь я в догадке:
Что за горы на Камчатке?
Посмотрите: здесь на фото
Фейерверк устроил кто-то.
Может верное решенье
Нам подскажет их строенье.
(По картинам учащиеся рассказывают о вулканах)
А бывают ли вулканы
Не в горах, а в океане?
А какой рельеф там дна?
Вам минуточка дана.
Кто на дне « бывал не раз»
(Рассказывают об особенностях строения морского дна).
Я даю координаты.
Поищите-ка, ребята,
На каких материках
Гор вершины в облаках.
62°с. ш. и 150° з.д. – Мак – Кинли
31 °ю. ш. и 70° з.д. – Аконкагуа
3°ю.ш. и 38° в.д. – Килиманджаро
29°с.ш. и 87° в.д. – Джомолунгма
77 °ю.ш. и 170° в.д. – Эребус.
(Даны координаты гор на разных материках, чтобы еще раз ученики поупражнялись в определении).
А теперь словарь по теме
Чтоб сберечь урока время,
Я читаю вам куплеты,
Вы пишите лишь ответы.
Разминка
От дождей, текучих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг,
Как зовут его?
(овраг)
Чтоб узнать глубины вод,
Что применим?
(эхолот)
По пустыне гонит ветер
Горы желтого песка.
Как зовутся горы эти,
Вы подумайте слегка.
(бархана)
Взлетают пыль и тучи пепла,
В земле бушует бог огня.
Какие горы Этна? Гекла?-
Еще вопрос вам от меня.
(вулканы)
Бьет источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живет
Вулкан,
Фонтан вам тот известен?
(гейзер)
Порода горного царства
Из шпата слюды и кварца.
(гранит)
Я, слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам
Может, лишние попали?
Докажите, как узнали.
( Ученики должны найти группу слов, которые характеризуют какие-то понятия и определить лишнее слово
Ядро, мантия, впадина, земная кора.
Вершина, дюна, барханы, овраг.
Подошва, склон, вершина, отмель.
Литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера.
Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер.
Низменность, перевал, гребень, хребет.
Игра – соревнование « Восхождение на гору».
На двух склонах гор показаны остановки.
Два ученика получают карточки с вопросами. (их пять)
Если ответ верный, ученик продвигается к вершине.
Выигрывает тот, кто первый водрузит флажок на вершину горы.
Ответы даются попеременно. В случае неправильного ответа на следующий пункт продвигаться нельзя.
Восхождение на гору
Только тем ребятам впору
,Кто объект найдет на карте.
В путь!
Счастливого вам старта.
3. Подводим итоги урока. Выставляются оценки.
На дом задаю творческие задания по составлению кроссвордов по данной теме.