Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.Шальский
Пудожского района Республики Карелия»
Конспект
Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы»
5 класс
Подготовила:
учитель географии 1 кв.категории
Падорина Любовь Алесеевна
п.Шальский -2015
урок обобщения и систематизации знаний по ФГОС
Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы»
Тип урока: повторительно-обобщающий (Учебник УМК «География. Планета Земля» 5-6 класс, линии «СФЕРЫ» автор А.А.Лобжанижзе)
Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Земля - планета Солнечной системы».
Задачи:
- совершенствовать умения выстраивать цепочки причинно – следственных связей;
- выбирать и классифицировать признаки;
- уметь представлять результаты решения задач;
- воспитывать в детях чувство товарищества, умение работы в коллективе; ответственности и самостоятельности;
Для достижения данной цели отобраны следующие формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, лист оценивания, лист рефлексии
Методы: игровой, частично-поисковый, практический
Ход урока
Сегодня я предлагаю вам совершить сказочное путешествие по царству-государству, название которого зашифровано в головоломке. У каждой команды на столе есть конверт, в котором находятся картинки и слова, сложите из них тему нашего урока (проверяем слайд 1):
СИСТЕМЫ
ПЛАНЕТА
В давние времена у одного царя был сын – Иван Царевич. Вот, когда сын стал на возрасте, царь позвал его и говорит:
- Сынок, мой любезный, покуда я еще не стар, мне охота посмотреть на кого я оставлю свое царство – государство.
- Вот что, Иван, возьми 5 стрел знаний, выходи в чистое поле и стреляй, но помни! Куда бы стрелы ни упали нужно не просто их собрать, но и показать свои знания и смекалку (а мы с вами поможем Ивану Царевичу).
Сын поклонился отцу, взял стрелы, вышел в чистое поле, натянул лук и:
выстрелил первой стрелой
Упала стрела во двор «Солнечной системы»: помогите Ивану Царевичу расставить планеты в порядке удаления их от Солнца – Марс, Меркурий, Земля.
(Каждый сам проверяет выполнение задания (слайд 2) и ставит в бланк ответов баллы – если все планеты расставлены правильно – 3 балла, две – 2 балла, одна – 1 балл, за не неверный ответ – 0 баллов)
выстрелил второй стрелой
Упала стрела во двор «Небесных тел»: помогите Ивану Царевичу найти определение каждому небесному телу (звезда, метеориты, комета, спутник, полярное сияние)
| небесное тело, имеющее вид светящегося ядра, окруженного туманной оболочкой с хвостом в виде узкой яркой полосы света. |
| свечения неба со всполохами в полярных широтах Северного и Южного полушарий |
| железные или каменные тела космического происхождения, падающие на Землю из межпланетного пространства |
| светящееся небесное тело, состоящее из раскаленных газов |
| тело Солнечной системы, небольшое по размеру и обращающееся вокруг планеты |
(Каждый сам проверяет выполнение задания (слайд 3) и ставит в бланк ответов по 1 баллу за каждый правильный ответ)
выстрелил третьей стрелой
Упала стрела в «Задачный двор»:
Задачи 1 команде 1)Корабль, идущий в Тихом океане с запада на восток, подошёл к меридиану 1800 15 мая. Какую дату необходимо установить команде корабля после того, как корабль пересечет этот меридиан?
2)Расположите города России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год: а)Москва, б)Красноярск, в)Хабаровск
Задачи 2 команде 1)Корабль, идущий с востока на запад, подошёл к меридиану 1800 10 мая. Какую дату необходимо установить на корабле команде корабля после того, как корабль пересечет этот меридиан?
2)Расположите города России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год: а)Санкт-Петербург, б)Новосибирск, в)Владивосток
(Решение проверяет противоположная команда – за правильный ответ по 1 баллу)
выстрелил четвертой стрелой
Упала стрела в «Фитнес клуб» (физкультминутка)
выстрелил пятой стрелой
И упала стрела во двор «Загадочный».
Загадки 1 команде
1. Вот планетам младший брат,
По размеру маловат.
К солнышку всех ближе он,
Потому и раскален. (Меркурий)
2. Вся дорожка усыпана горошком. (Млечный путь)
3. Я лечу вокруг Земли,
Отражаю вниз сигнал,
Чтобы зрители могли
Принимать телеканал. (Спутник)
4. Осколок от планеты
Средь звезд несется где—то.
Он много лет летит—летит,
Космический … (Метеорит)
5. Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют. (Полярное сияние)
6. В эти темные полгода
С освещеньем туго.
В сумраке живет природа
За полярным кругом. (Полярная ночь)
Загадки 2 команде
1. Это красная планета
По соседству с нами.
Он зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори, -
Лед не сверху, а внутри. (Марс)
2. В космосе с хвостом летаю,
Пыль вселенной подметаю.
Как метла, мой длинный хвост
Проведет уборку звезд. (Комета)
3. Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу - серпом. (Луна)
4. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
Что она - большущий шар. (Земля)
5. Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет. (Времена года)
6. Там, где близко полюса,
Происходят чудеса.
Солнце в небе кругом ходит
И полгода не заходит. (Полярный день)
(За каждый правильный ответ каждый член команды ставит себе по 1 баллу)
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Собрал Иван Царевич все стрелы, показал свои знания, смекалку (с нашей помощью) и вернулся к царю батюшке.
Царь молвил:
- Ну, что Иван Царевич, все ли задания для тебя были посильными и интересными? Какие трудности были при выполнении заданий, что нового узнал? (отметки в мишени)
- А сейчас подведем итоги.
Итак, стрелы собраны. Подсчитаем баллы и ставим оценки:
16-14 баллов оценка «5»
13-11 баллов оценка «4»
10-8 баллов оценка «3»
7 и менее оценка «2»
Оценочный лист
Фамилия имя ученика | Планеты | Определения | Задачи | Загадки | Итого баллов | Оценка |
| | | | | |
Домашнее задание: учебник с.64
6