Цель урока:
- сформировать представление об относительности движения в природе;
- развивать познавательный интерес к изучению предметов естественно-математического цикла;
- воспитывать материалистическое мировоззрение.
Тип урока: интегрированный, обобщающий
Оборудование: учебный видеофильм «Относительность движения»
Ход урока:
- Организационный момент
- Вступительное слово учителя
- Общие понятия о движении на примере движущихся и неподвижных предметов.
В окружающем нас мире все находится в непрерывном движении. Движутся люди на улицах городов и сел, птицы и животные в лесах и полях, рыбы в морях, озерах, реках и океанах. Движутся созданные человеком машины, электроны в линиях электропередач, кровь в кровеносных сосудах, растворы солей в растениях. Движутся молекулы и атомы, из которых состоят все тела.
Но окружают нас и неподвижные тела. Книга лежит на столе. Стол стоит в комнате. Комната неподвижно размещена в доме. Дом стоит на улице. Неподвижны машины на автостоянке, неработающие краны на стройке, самолеты в ангарах. Но эти примеры не опровергают мысли о том, что все в мире движется. Дело в том, что неподвижные относительно поверхности Земли тела вместе с ней вращаются вокруг ее оси и обращаются вокруг Солнца, а вместе с Солнцем движутся во Вселенной. Кроме того, внутри этих тел движутся атомы и молекулы.
- Обращение к учащимся: «Приведите примеры движущихся и неподвижных тел»
- Вопрос к учащимся: «Какой вывод следует из приведенных примеров?»
Учащиеся делают вывод, что наблюдаемый покой относительный: тело покоится (не движется) относительно одних тел, но обязательно перемещается относительно других тел. Нет, и не может быть абсолютно неподвижных тел.
- Примеры приведены на рисунках
3. Повторение понятий: механическое движение, тело отсчета, система отсчета,
относительность движения. Углубление представлений о теле отсчета и системе отсчета
с помощью плаката «Относительность движения», «Определение положения тела».
- Вопросы к учащимся:
- Какой вы знаете самый простой вид движения? Приведите примеры
- Что называют механическим движением?
- Почему нужно указывать, относительно каких тел движется тело?
- Что называется телом отсчета?
- Что называется системой отсчета?
- Почему покой относителен? Объясните на примерах.
- Учащиеся приводят примеры и рассматривают представление о теле отсчета и системе отсчета с помощью наглядного пособия
4.Иллюстрирование законов относительности движения на примере движения планет
Учитель: Небесные тела в течение суток движутся по небосклону. Утром Солнце поднимается с востока, а вечером заходит за горизонт на западе. Ночью можно заметить движение луны и звезд. При этом звезды не меняют своего положения друг относительно друга. Относительно земного наблюдателя Солнце движется вокруг Земли, так как за тело отсчета выбрана Земля.
- Вопросы к учащимся:
- В чем ошибка представления о движении небесных тел древнегреческого ученого Клавдия Птолемея?
- Каково представление Николая Коперника о Солнечной системе?
- Назовите характерные особенности движения планет Солнечной системы, где Солнце является телом отсчета.
5. Закрепление материала
Демонстрация видеофильма «Относительность движения».
6. Подведение итогов урока и выставление оценок
7. Домашнее задание: подготовить реферативные сообщения по теме «Движение планет»