kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Население Европы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Население Европы (урок-пресс-конференция). Урок проводится в конце изучения темы «Европы». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Население Европы»


Тема: Население Европы

(урок-пресс-конференция)


Рекомендации. Урок проводится в конце изучения темы «Европы». На одном из предшествующих занятий учитель предлагает ученикам провести урок в форме пресс-конференции. Ученики самостоятельно знакомятся с материалом о населении Европы, вместе с учителем выбирают главных действующих лиц - двух «специалистов по населению», «демографов» и «жителей» четырёх европейских стран: три человека от Западной Европы (Северной, Средней, Южной частей) и один – от Центральной Европы.

Страны желательно подбирать яркие, достаточно крупные по территории и населению, обладающие характерными для данного региона чертами. Знать о выбранных странах должны только исполнители главных ролей.

Примеры стран:

Северная Европа (Швеция).

Средняя Европа (Германия).

Южная Европа (Испания).

Центральная Европа (Польша).

При выборе главных действующих лиц урока необходимо учитывать интересы обучающихся, желание исполнять ту или иную роль, умение работать с дополнительными источниками знаний, творческие способности.

Остальные обучающиеся класса готовят вопросы, ответы на которые они хотели бы услышать от главных действующих лиц. Основная часть вопросов собирается на предварительном этапе и передаётся «жителям» европейских стран и «демографам». «Европейцы» готовят информацию не только о населении своих стран, они изучают также их историю, природу, экономику, собирают данные о наиболее ярких личностях в истории и культуре данной страны.

Вопросы можно разделить на группы по уровням сложности:

  1. Построенные на материале, изложенном в учебнике.

  2. Требующие глубоких географических и исторических знаний о стране.

  3. Требующие анализа имеющихся статистических данных.

Учащимся класса учитель предлагает выступить в роли журналистов различных средств массовой информации, отражающих интересы разных социальных групп. Например, телевидение: образовательные, научно – популярные, познавательные, развлекательные программы. Исходя из этого, и вопросы могут иметь разную направленность.

Цель урока: расширить и углубить знания о населении Европы.

Задачи: формировать умение работать с дополнительными источниками знаний, развивать мышление, свободу общение, готовность к сотрудничеству, творческие способности, воспитание познавательный интерес к географии.

Тип урока: обобщение и систематизация значений (пресс конференция).

Методы (по характеру познавательной деятельности обучающихся ): частично – поисковый, исследовательский.

Оборудование: политическая карта Европы. Карта населения, визитные карточки европейских стран.

На первом этапе урока каждый из европейцев делает по шесть сообщений. В трех первых содержится информация о регионе, в следующих он рассказывает о своей стране, но не называет ее. Причем чем дальше, тем информация становится более подробной или общеизвестной. Задача учащихся – как можно раньше определить, о каком регионе, о какой стране идет речь, и написать их названия на контрольном листке.

Контрольный листок получают все учащиеся - « журналисты», на нём они пишут названия региона и страны, составляют небольшую «заметку» о процесс – конференции (в черневом варианте). Количество баллов, который получит каждый из учеников, зависит от того, на каком этапе были угаданы названия географических объектов (от 3 до 1 балла) и от полноты содержания «заметки», которую они подготовят за время урока.



Ход урока.


  1. Введение в тему урока.


Учитель. Население… за этим простым словом таятся судьбы миллионов людей, которые жили сотни, тысячи лет назад, живут сейчас и будут жить в будущем. Многие понятия, связанные с населением, вам хорошо знакомы, например: естественное движение, рождаемость, смертность, плотность, национальный состав, половой и национальный состав людей, миграция, занятость. Это существенно облегчает нашу задачу – охарактеризовать население Европы. Но сегодня вы должны продемонстрировать не только знания, но и свои творческие способности, умение формулировать и аргументировано высказывать свою точку зрения по демографическим проблемам.


  1. Организация восприятия и осмысления информации.

    1. й этап.

Выступление «европейцев» с сообщениями о своих регионах и странах.

Житель Швеции.

Представление региона Северная Европа.


  1. Особенностью стран региона является высокий уровень социальной защиты населения. Экономику этих стран можно назвать социальной рыночной.

  2. Средняя плотность населения невелика – около 20 чел. На 1 км2. продолжительность жизни в странах региона стремится к 80 годам, весьма преклонный здесь пенсионный возраст. Так, в одной из стран он составляет 67 лет как для мужчин, так и для женщин.

  3. Почти все страны одноциональные. Так, в Исландии 98, 3% населения – исландцы.

Представление страны.

  1. Территория страны вытянута с севера на юг почти на 160 км и частично находится за Северным полярным кругом.

  2. В стране самая большая продолжительность жизни и самая низкая детская смертность в Европе.

Важнейшими природными богатствами этой страны являются лес и железная руда. В столице этого государства вручают Нобелевскую премию.


Житель Германии


  1. На регион приходится четверть запасов каменного угля в Европе.

  2. Здесь самая густая сеть городов в Европе, её каркас создают городские агломерации, их на родине этой формы расселения более 400 – это мировой рекорд!

  3. Крупнейшие по численности народы в регионе – немцы, французы и англичане.


Представление страны.

  1. Страна имеет очень выгодное географическое положение, ее территория несколько напоминает букву «Р», основание которой находится в центре Европы, а верхняя часть окаймляется водами двух морей Атлантического океана.

  2. Хозяйство страны напоминает точно отлаженный механизм, что во многом отвечает таким чертам характера его жителей, как точность, пунктуальность, бережливость, расчетливость. Если это умножить на профессионализм, высокий уровень образования и квалификацию трудовых ресурсов, то вы получите высококачественную, надежную и дорогую продукцию, которой славится страна во всем мире.

  3. Климат достаточно мягкий, относительно суровые зимы в горных районах, среднегодовое количество осадков 600 – 700 миллиметров. Климатические условия способствуют развитию сельского хозяйства и являются одной из причин достаточно разветвленной речной сети. Крупнейшими реками являются Рейн, Везер, Эльба, Дунай.


Житель Испании


Представление региона Южная Европа.

  1. Горы занимают в этом регионе 75% территории.

  2. В состав региона входит восемь стран и одна зависимая территория.

  3. Почти все страны региона находятся на полуостровах и островах Средиземного моря.

Представление страны.

  1. Средняя температура июля +27оС, января -1оС, более половины территории страны занимает степь с малоплодородными почвами и бедной растительностью.

  2. В этой многонациональной католической стране, наряду с официальным языком, в отдельных областях существуют вторые официальные языки.

  3. Крупнейшие города этой страны – Мадрид и Барселона.



Житель Польши

Представление региона Центральная Европа.

  1. Климат на большей территории региона умеренно-континентальный, природа разнообразна, в конце ХХ столетия здесь было создано много национальных парков и других природоохранных территорий.

  2. В последние 15 лет для многих стран региона характерен отрицательный естественный прирост.

  3. Число стран региона значительно увеличилось в результате распада некоторых государств.

Представление страны.

  1. На севере страны преобладают низменности, в центре и на севере – возвышенности, только крайний север и северо-запад заняты живописными горами.

  2. В этой стране проживает около 300 тысяч украинцев, а в Украине живет около 200 тысяч представителей коренной национальности этого государства.

  3. Один из известнейших писателей этой страны и всего мира- Адам Мицкевич. Его произведения проникнуты горячей любовью к стране, ее природе и людям, полны переживаний за их будущее.


2-й этап

Варианты вопросов и ответов на пресс-конференции.

• Каковы особенности национального состава стран Западной Европы?

Национальный состав населения довольно сложен. Большая часть жителей говорит на языках, относящихся к индоевропейской семье (романская и германская группы). Большинство стран однонациональные. К двунациональным относится Бельгия, а Швейцария, Испания и Великобритания - многонациональные страны.

• Существуют ли закономерности в размещения населения?

Такие закономерности существуют. Больше всего представители населения «выбирают» районы с благоприятным климатом, равнинным рельефом, на побережье теплых морей или вблизи крупных рек. В последнее время своеобразным «магнитом», притягивающим население, стало быстро развивающееся хозяйство, которое привело к росту уровня жизни. Традиционно низкой плотностью населения выделяются районы с неблагоприятными природными условиями: это пустыни, высокогорье, территории с холодным климатом- в Европе таких территорий очень мало.

• Каковы особенности размещения населения Центральной и Восточной Европы?

Население размещено относительно неравномерно, при среднем показателе около 90 чел. на 1 км2, есть страны, где этот показатель в три раза ниже- это Россия (европейская часть) и Эстония. Максимальная плотность населения в Чехии, Польше и Молдове- 120-130 чел. на 1 км2.

• Расскажите о размещении населения Германии.

Германия относиться к числу наиболее густонаселенных стран мира, даже в людной Западной Европе показатель плотности в 229 чел. на 1 км2 является высоким. Население размещено по территории достаточно равномерно.

• Когда произошло разделение христианства? Каковы особенности и география основных ветвей этой религии?

В XI веке христианство распалось на два направления: католицизм и православие. Если католики подчинены только Папе Римскому, то у православных существуют служб: католики крестят детей, обливая их водой, православные - трижды погружая их в воду.

В XVI в. от католицизма откололся протестантизм, он отверг власть Папы Римского и организовал третье направление христианства. Протестантизм выдвинул три новых принципа в христианстве: спасение личной верой, священство всех верующих и исключительный авторитет Библии. По представлением протестантов каждый христианин имеет право проповедовать и совершать богослужение без посредников, то есть церкви и священников.

• Расскажите о религиозном составе населения Европы.

Основная религия жителей региона – христианство, здесь представлены все три его ветви. В Северной Европе в явном большинстве протестанты, причем большинство из них – лютеране. Лютеранство распространено и на севере Германии, другие протестантские церкви «поделили» Великобританию и Нидерланды, на остальной части Средней Европы преобладает католичество. Но наиболее мощно эта церковь представлена в Южной Европе, особенно в Италии, Испании и Португалии, есть здесь и православные (Греция).

Надо сказать, что в большинстве стран религия весьма существенно влияет на все стороны жизни. Так, в странах Северной Европы государственные должности могут занимать исключительно протестанты, в Южной Европе неразрешимой проблемой долгое время были разводы, так как церковь их запрещала. В Центральной и Восточной Европе больше приверженцев у православной и католической религий, есть здесь представители протестантов и мусульман.

• Сегодня средняя продолжительность жизни в Западной Европе превышает 75 лет. А каков был этот показатель триста-четыреста лет назад?

Средняя продолжительность жизни на протяжении многих веков составляла всего 30-35 лет. Человек в те времена был беззащитен перед эпидемиями смертельно опасных болезней. Так, в середине XVI в. население Европы понесло колоссальные потери от чумы.

Что такое демографический взрыв и демографический переход?

Демографическим взрывом называют процесс резкого увеличения прироста населения. В отдельные периоды 20 столетия население Европы и мира росло на 2 % в год, если в

1950 г. на Земле проживало примерно 2, 5 млрд людей, то в 2000 г. уже более 6 млрд, а в 2011 г. 7 млрд. человек.

Демографический переход называют последовательное изменение показателей рождаемости, смертности и естественного прироста по мере социально – экономического развития стран мира. На современном этапе многие европейские страны проходят третью фазу демографического перехода, для которой характерно замедление снижения рождаемости при некотором повышении смертности. При этом естественный прирост сохраняется на невысоком уровне, а иногда отсутствует.

Что характерно для первого типа воспроизводства?

Первый тип воспроизводства характеризуется низкими показателями рождаемости, смертности и естественного прироста. Его часто называют простым воспроизводством, когда в ходе смены поколений численность населения почти не увеличивается, и даже уменьшается. Первый тип воспроизводства характерен для стран Европы, Северной Америки, отдельных государств Восточной и Юго – Восточной Азии и Австралии.

Каковы особенности демографической ситуации в Польше?

Смертность несколько превышает рождаемость. Население Польши уменьшается. Согласно демографическому прогнозу к 2030 г. оно составит 37,9 млн. человек

( в настоящее время 38, 5 млн ). Уменьшается и доля населения младшей возрастной группы, которая сейчас составляет 15, 9 %. Доля населения старшей возрастной группы увеличивается. В стране отмечается повышение возраста создания семьи, прослеживается тенденция роста неформальных брачно – семейных отношений, увеличивается количество неполных семей и числа детей, рождающихся вне брака. Все это может привести к дальнейшему обострению демографической ситуации. Женщин в стране больше, чем мужчин, особенно это проявляется в старшей возрастной группе.

Почему в европейских странах низкая рождаемость?

Снижение рождаемости связанно с целым рядом факторов, в первую очередь с изменением социального положения женщины в обществе, ее вовлечением в общественное производство. Это вынуждает ограничивать число рождений, так как профессиональная работа вместе с выполнением семейных обязанностей резко увеличивает нагрузку на организм. Снижению рождаемости способствует рост образовательного уровня и повышение брачного возраста. Исследования показывают, что женщины с высшим образованием в среднем имеют в 2 раза меньше детей, чем с начальным.

Важными факторами данной проблемы являются старение населения, с развитием медицины, увеличения городского населения, улучшения благосостояния жителей многих стран, рост их культурного уровня.

Как будет изменяться численность населения Европы в будущем?

Сегодня в Европе проживают около 700 млн.человек. Предполагается, что в первой половине XXI века рост численности населения прекратиться, а затем в большинстве стран прирост населения станет отрицательным, то есть смертность будет превышать рождаемость. В результате – численность населения Европы к 2050 году уменьшится.

Каковы особенности возрастной структуры стран Южной Европы?

В целом возрастная структура этих стран близка к среднеевропейским показателям: младшая возрастная группа составляет (в среднем) от 15 до 18 %, среднее – от 61 до 64 %, а старшие – от 19 до 22 %. Однако надо отметить самый низкий показатель доли населения младшей возрастной группы в Италии, здесь он составляет всего 14%. В этой же стране больше всего составляет доля населения старшей возрастной группы – 24%.

Из крупных европейских стран – Италия самая « пожилая». Это неприятное лидерство создает сложные проблемы в социальном обеспечении. Одним из направлений их решения становится повышение пенсионного возраста. С 2008 г. итальянские мужчины выходят на пенсию не в 57 лет, а в 60. В 2010 г. пенсионный возраст будет поднят до 61 года, а ещё через три года он будет равняться 62 годам. Женщины, как и раньше, будут выходить на заслуженный отдых в 57 лет.

Кто относится к безработным? Каков уровень безработицы в европейских странах?

Согласно рекомендациям Международной организации труда к безработным относятся лица 15 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы, занимались её поисками и были готовы приступить к ней. Уровень безработицы в западноевропейских странах колеблется в достаточно широких пределах: от 2,6% в Норвегии и до 14 % в Италии, а средний показатель составляет 6 – 9 %.

В постсоциалистических странах в открытой форме безработица проявилась в последние 15 – 20 лет, сейчас в ряде стран достигла 10% и более. При этом значительная часть населения занята неполную рабочую неделю.

В ряде бывших республик Югославии безработица достигает 20% и более. Это вызвано последствиями военных действий, экономического кризиса, а также экономическими трудностями переходного периода.

Конец 20 века характеризуется усилением миграционных процессов в этой части света. Это объясняется распадом мировой социалистической системы и ряда многонациональных государств, военными конфликтами в бывшей Югославии.

В 90-х гг. усилилась эмиграция высоквалифицированных кадров из стран – членов СНГ и Европы. Это обусловлено огромной разницей в оплате труда специалистов в разных странах и желанием развитых стран привлечь в свою экономику работников дефицитных специальностей, сэкономив при этом на их обучении.

  • Германия традиционно принимает много иммигрантов. Сколько всего их проживает в этой стране, откуда они приехали?

В Германии насчитываются около 7 млн иммигрантов, они призваны восполнить «брешь» в недостатке рабочих рук, необходимых на трудоемких и малооплачиваемых производствах. В основном это турки, боснийцы, сербы, итальянцы, хорваты, греки, испанцы, евреи, в последнее десятилетие в страну возвращаются этнические немцы, в том числе из государств – членов СНГ.

Что такое урбанизация?

Урбанизация – это процесс увеличения численности городского населения, роста городов, возрастания их роли в экономической и политической жизни государства и всего мира. Он также характеризуется концентрацией в городах промышленного производства, предприятий и учреждений сферы услуг, повсеместным распространением городского образа жизни.

Насколько мы знаем, в Германии процесс урбанизации имеет свои особенности, расскажите о них.

Германия – это высокоурбанизированное государство, в городских населённых пунктах здесь проживает более 90% населения. Большое значение имеют города с населением более 100 тыс. человек, многие из них имеют интересную « биографию» - это старые религиозные, университетские и административные центры, более двух десятков стран, которые « дробили» территорию современной Германии до середины 19 века.

Многие города « тяготеют» к Рейну и его притокам, на карте система этой главной

« немецкой» реки выглядит как голубые нити, на которые « нанизаны» города. Среди них крупнейший речной порт мира – Дуйсбург, а также Эссен, Дюссельдорф, Дортмунд, Кельн, Майнц, Франкфурт - на – Майне, Мангейм.

Что вы можете сказать об урбанизации в странах Северной Европы?

В Северной Европе процент городского населения составляет от 60 в Финляндии до 92 в Исландии. При этом в Исландии для получения статуса города достаточно 200 жителей. Крупнейшими городами здесь являются столицы Швеции и Дании – Стокгольм и Копенгаген.




3. Подведение итогов.

Учитель. Итак, наша пресс – конференция закончена. Мы убедились, что у населения европейских стран есть общие черты: это низкий уровень рождаемости, повышение показателей смертности, высокий уровень урбанизации, преобладание христианской религии. В то же время жители каждой страны имеют свои особенности.

На заключительном этапе урока выставляются оценки всем ученикам.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Население Европы

Автор: Егорова Наталья Петровна

Дата: 09.02.2017

Номер свидетельства: 389822

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(257) "Конспект урока на тему "Страны Европы. Общая характеристика региона, его состав. Населения. Характеристика хозяйства стран  Западной Европы""
    ["seo_title"] => string(138) "konspiekturokanatiemustranyievropyobshchaiakharaktieristikarieghionaieghosostavnasielieniiakharaktieristikakhoziaistvastranzapadnoiievropy"
    ["file_id"] => string(6) "303199"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457455282"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Конспекты уроков по теме: "Европа. Общий обзор." "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekty-urokov-po-tiemie-ievropa-obshchii-obzor"
    ["file_id"] => string(6) "103773"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402632122"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Численность и воспроизводство населения мира 10 класс "
    ["seo_title"] => string(57) "chisliennost-i-vosproizvodstvo-nasielieniia-mira-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "237597"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444332714"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Зарубежная Европа "
    ["seo_title"] => string(21) "zarubiezhnaia-ievropa"
    ["file_id"] => string(6) "127599"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415347208"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) ""Зарубежная Европа" "
    ["seo_title"] => string(23) "zarubiezhnaia-ievropa-1"
    ["file_id"] => string(6) "130891"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416024674"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства