~~План урока
Тема программы №6: «Регионы и страны мира»,
Тема урока: «Западная Европа», 2 часа
Цель урока: Познакомить студентов с особенностями экономического и социального
развития Западной Европы; выявить и показать особенности и проблемы
данного региона.
Задачи урока:
1. Сформировать знания о Зарубежной Европе, показать её роль в мире.
2. Содействовать развитию познавательного интереса к предмету через творческое задание, умение самостоятельно работать с учебной и научно-популярной литературой; развитие навыков работы в команде.
3. Воспитывать осознанную потребность в получении знаний, чувство уважения к культуре и традициям других народов, формировать активную жизненную позицию.
Тип урока: комбинированный, с элементами игры
Форма обучения: групповая, индивидуальная
Оснащение урока: учебники, контурные карты, атлас, раздаточный материал, проектор,
экран, компьютер, жетоны-смайлики, кроссворды.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Ход урока
I. Организационный момент
1. Проверка студентов и их готовность к уроку.
2. Ознакомить студентов с ходом урока
Сегодня у нас необычный урок. Проведем мы его в игровой форме.
За каждое правильное задание подгруппа получает по одному жетону (смайлик); за половину ответа полжетона (полсмайлика).
Какая подгруппа соберет больше жетонов – смайликов, та и победила.
II. Мотивация познавательной деятельности
Этот регион - один из очагов мировой цивилизации, родина Великих Географических открытий, промышленных переворотов, экономической интеграции. Как в эпоху Древней Греции и Древнего Рима, так и в наши дни он занимает очень важное место в мировой политике и экономике. Как вы думаете, о каком регионе идет речь?
Итак: Зарубежная Европа, как целостный регион, занимает одно из ведущих мест в мировом хозяйстве по размерам промышленности и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по запасам золота и валюты, по развитию международного туризма.
III. Изучение нового материала, через игру
Задание №1: «Территория и границы Зарубежной Европы»
1. Из розданных конвертов необходимо собрать и ответить на вопрос: какую территория занимает Зарубежная Европа? На задание отводится 5 минут.
Ответ:
Границы Западной Европы занимают с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) 5 тыс. км.; запада на восток 3 тыс. км.; с площадью - 5,4 млн. км.
Задание №2: «Экономико-географическое положение Зарубежной Европы»
Используя учебники, раздаточный материал, дополнительную литературу, карту атласа, определите какое экономико-географическое положение занимает Зарубежная Европа? На задание отводится 5 минут
Ответ:
Черты ЕГП:
- приморское положение большинства стран;
- высокая степень изрезанности береговой линии, способствовавшей развитию морского транспорта;
- соседское положение стран по отношению друг другу.
Задание №3: «Регионы и страны Зарубежной Европы»
1. Пользуясь текстом учебника и справочными сведениями, найдите и ответьте на вопрос - сколько государств расположены в Зарубежной Европе и их формы правления? На задание отводится 5 минут
Ответ:
В настоящее время на территории Европы находится 40 суверенных, экономически развитых государств – монархии и республики, унитарные и федеративные государства. Имеется одна колониальная территория, принадлежащая Великобритании – Гибралтар.
2. Используя атлас и учебники. Раздаточные материалы выпишите в таблицу регионы Зарубежной Европы и нанесите их контурную карту, приведите примеры государств. На задание отводится 10 минут
3. Определите по контуру какое государство изображено. На задание отводится 3 минуты
Ответ: Италия, Великобритания
4. Пользуясь текстом учебника и справочными сведениями, найдите и выпишите страны Зарубежной Европы по размерам территории:
а) пять крупнейших государств, форма правления;
б) пять средних государств, форма правления;
в) пять микрогосударст, форма правления.
Данные внесите в таблицу. На задание отводится 15 минут
Ответ:
5. Пользуясь учебником и атласом, найдите и заполните кроссворд «Столицы государств Зарубежной Европы». На задание отводится 15 минут
6. «Карта - язык географии"
Задание: каждая группа получает несколько контуров стран. По контуру необходимо назвать страну и столицу. На задание отводится 5 минут
Задание №4: «Природные условия и ресурсы Зарубежной Европы»
1. Пользуясь текстом учебника, раздаточным материалом и тематическими картами, составьте таблицу «Природные ресурсы Зарубежной Европы». На задание отводится 10 минут. Заполните таблицу.
Природные ресурсы Выделяющиеся страны
Задание №5: «Население Зарубежной Европы»
1. Пользуясь текстом учебника и справочными сведениями, найдите и выпишите страны Европы:
а) пять крупнейших государств по численности населения;
б) пять государств с самым высоким уровнем урбанизации;
в) пять государств с самой высокой плотностью населения. На задание отводится 10 минут
А) Б) В)
2. Используя полученные знания ранее, при изучении темы: «Население мира», Ответьте на вопрос: что вы можете сказать о демографической ситуации стран Зарубежной Европы? На задание отводится 5 минут
Ответ:
Демографическая ситуация сложная, 1 тип воспроизводства населения, суженая половозрастная пирамида, растет доля пожилых людей, в некоторых странах, например, в Германии, возрастает смертность за счет пожилых людей.
3. На столах есть таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы».
Проанализируйте эту таблицу. Назовите страны, являющиеся лидерами по
показателям рождаемости, смертности и естественного прироста.
4.
Задание №6: «Хозяйство Зарубежной Европы»
Самостоятельная работа в командах
Закрепление нового материала
Итог урока
Зарубежная Европа – самый небольшой по территории регион мира, но роль его в мировом хозяйстве очень велика. Страны Зарубежной Европы производят 50% промышленной продукции мирового хозяйства. Регион занимает 1 место по машиностроению, 2 место по производству продукции химической промышленности. Зарубежная Европа была и остается основным регионом международного туризма. Первое место занимает Испания, которую ежегодно посещают более 50 млн. человек. Наиболее привлекательны для отдыхающих приморские районы Средиземноморья и горные курорты Альп, а также культурно- исторические памятники.
Домашнее задание