"Численность и воспроизводство населения мира", 10-й класс
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели и задачи урока:
1. Обучающие
- закрепить и обобщить теоретические знания по разделу “Население мира”, пользуясь интерактивными средствами обучения, схемами, таблицами, картами, дополнительной литературой.
2. Развивающие
- развивать память, умение систематизировать изученный материал;
- сформировать практические умения, работая с картой для получения необходимой географической информации;
- учиться делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов;
- уметь отстаивать свою точку зрения;
- развивать чувство ответственности.
- умение систематизировать изученный материал;
3. Воспитательные
- воспитывать умение работать в коллективе;
- оценивать уровень своих знаний;
- развивать интерес к изучаемому предмету;
- быть неравнодушными к проблемам Родного края.
Ход урока
Сегодня у нас урок изучения нового материала по теме “География населения мира”.(1)
Цель нашего урока:
- закрепить основные теоретические знания,
- проверить уровень знаний основных терминов, понятий и определений по теме,
- показать практические знания по карте,
- проанализировать таблицы, схемы, графики.
I.В настоящее время география населения стала одной из главных ветвей экономической и социальной географии, поэтому ее изучению уделяется повышенное внимание. Почему важно изучать население? Населения – основной фактор развития любой страны. Это главный преобразователь природы, производственная сила и потребитель материальных благ.Как называется наука изучающая динамику численности населения? (Слайд 2)
Знаете ли Вы? (Учитель)(3)
Ежегодно в мире рождается 140 млн. человек.
Соответственно каждую секунду появляются 3 человека
Каждую минуту примерно 150 человек
Каждые сутки 220 тысяч человек
Каждый месяц население такой страны как Австралия или Тунис
По подсчетам статистов демографов, за всю историю человечества на Земле родилось более 80 млрд. человек.
Откуда мы узнаем о численности населения? Из переписей. В Европе они проводятся с 17 века, в России с 1897 г., в развивающихся странах Азии и Африки – с середины 20 ст.
Вспомните страны – рекордсмены по численности населения (4)
КНР
1 368 179 000
2 октября 2014
2
Индия
1 260 309 000
3
США
318 613 000
4
Индонезия
252 812 245
5
Бразилия
201 018 322
6
Пакистан
187 623 027
7
Нигерия
178 516 904
8
Бангладеш
156 951 230
9
Россия[9]
146 149 200
10
Япония
127 130 000
Всегда ли столько людей жило на земле? Сам. Работа рис. 9. с. 33. (на протяжении всей истории человечества, рост численности населения был невелик, но в последние два столетия прирост населения резко увеличился, наибольшие темпы роста населения пришлись на 60–80 года 20 века, когда число жителей планеты выросло более чем в полтора раза. Такой резкий скачек численности населении получил название “демографический взрыв” В настоящее время численности населения мира составляет около 7 млрд. человек.)
Но одинаково ли растет население в разных регионах? Темпы роста населения в различных регионах мира разные. Задание для группы учащихся: построить столбиковые диаграммы по регионам мира.1ряд-Европа и Азия.2 ряд Африка и Северная Америка, 3 ряд-Латинская Америка и Австралия.(5) Выводы: за 20 столетие быстрее всего росло население Латинской Америки (в 8 раз), Африки (в 6), Австралии и Океании (в 5), Зар. Азии (в 3,8), Сев. Америки (в 3,7), стран СНГ (в 2,2). Медленнее всего росло население Европы (в 1,7). Весь мир – в 3,7 раза.
Отчего зависит рост численности? зависит от характера (типа) воспроизводства.(6)
Под воспроизводством населения понимают совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.(7)
1-й тип. Невысокие показатели рождаемости, смертности, естественного прироста. Характерен для экономически развитых стран. Самостоятельно выписать страны рис.10.
2-й тип (слайд 13). Высокие и очень высокие показатели рождаемости и естественного прироста и относительно низкие показатели смертности. Характерен для развивающихся стран. Самостоятельно страны.(8, 9. 10)
Знаете ли Вы? (учитель)
Традиции многодетности существовали в России до начала 20 века.
Знаменитый врач А.И. Пирогов был 13 ребенком в семье
Великий химик Д.И. Менделеев был 17 ребенком
У Льва Толстого было 13 детей
Самой многодетной матерью была жена Федора Васильева крестьянина из Шуйского уезда и эта героическая женщина произвела на свет 69 детей – 16 пар близнецов, 7 троен, и 4 раза по 4 близнеца в младенчестве умерло всего 2 ребенка.
средняя продолжительность жизни в мире составляет 66 лет (63 – мужчины, 68 лет женщины). Максимальная средняя продолжительность жизни в Японии – 80 лет, Швеции 79 лет,
Минимальная – в Гвинее-Биссау 38 лет в Руанде 39 лет
В России 69 лет.
Домашнее задание: п.4