Этапы урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Приёмы, УУД | Соответствие структуры и хода урока ФГОС |
1. Организационный момент (1 мин) | Активация учащихся, создание положительного эмоционального фона на уроке. | Приветствие учителя. Я рада поприветствовать тех ребят, кто с нетерпением ждет встречу с неизведанным, тех ребят кто стремится расширить свои знания о крае, в котором он живет, тех ребят, кто любит трудиться бок о бок со своими друзьями, тех ребят, кто знает, что в любую минуту он получит поддержку Если всем удобно, мы начнем . | Приветствуют учителя, приветствуют друг друга, контролируют готовность к уроку. | Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим. Регулятивные: целеполагание .Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Формулировка темы урока, постановка цели. (3 мин.) | Создать условия для возникновения внутренней потребности осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. организовать формулировку темы урока, постановка цели и задач урока. | Ребята, мы живем в Сибири. Каждый из нас говорит с гордостью, что он сибиряк. А много мы знаем о Сибири? Что такое Сибирь? Вот как о Сибири написал Марко Поло, еще 800 лет назад, когда о Сибири еще никто не знал в Европе, (в 1292г. ), когда осуществлял свое путешествие в Китай, основываясь только на слухах и расспросах «Всякой дичины тут много, живут в местах диких и непроходимых, никакая лошадь не пройдет, это страна, где много озер и ручейков, тут большой лед, трясины и грязь». Далее Марко описывает белых медведей, дорогие шубы из горностаев, собачьи упряжки с санями, покрытыми медвежьими шкурами.(2) А вот как объясняет нам понятие Сибирь энциклопедический словарь в наши дни - Сибирь - большая часть азиатской территории Российской Федерации, от Урала на западе до горных хребтов тихоокеанского водораздела на востоке и от берегов Сев. Ледовитого океана на севере до холмистых степей Казахстана и границы с Монголией на юге. (6) Нет, нет, Сибирь - не просто слово, не смена верст. Не их повтор. Нет, тут всему первооснова-душа! А уж- потом - простор. А уж потом- земли светанье. Снежинь. И кедры-крепыши. Сибирь- не просто расстоянье, а состояние души! М. Волошин (1) Вот какая она – земля Сибири! Чтобы больше узнать о своей малой родине, о своей стране мы и будем изучать географию. На каждом уроке мы будем совершать маленькое путешествие в страну знаний. Каждое путешествие – это небольшое исследование! Проводить исследование помогают различные методы. Мы можем сформулировать тему урока. О чем пойдет речь на уроке? ( Методы географических исследований) Как вы думаете, зачем их нужно изучать? Поставим цель нашего урока-исследования. Да, действительно, используя различные методы исследования, мы научимся находить в различных источниках и анализировать географическую информацию, делать обобщающие выводы; составлять описания различных географических объектов. Без этих умений мы не сможет составить общую картину мира. Именно этим умениям мы и будем учиться на уроке. И начнем свое исследование – изучением нашей могучей реки Сибири – реки Оби. Северные народы с любовью называют ее – матерью. | Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их С помощью учителя формулируют тему урока. (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Записывают тему в тетрадь. С помощью учителя формулируют цель. определив границы знания и незнания. Намечают план достижения цели Учитель уточняет, добавляет, комментирует. | Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Предметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; Регулятивные УУД. -целеполагание планирование определение конечного результата | |
3.Актуализация знаний. (3 мин.) | Выявить уровень знаний и систематизи ровать их. | А что такое – методы географических исследований? Какими методами Вы пользовались на уроках окружающего мира при изучении природы своей страны? | Высказывают свои мнения. Вспоминают методы, с которыми познакомились в начальной школе. Записывают в тетрадь определение «метод» (от греческого слова «методос» — путь исследования, теория, учение). Учебник с.22 | Личностные: (смыслообразование). Регулятивные : постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно; Коммуникативные (умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других). Познавательные (поиск и выделение необходимой информации; уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, опираясь на жизненный опыт). | |
4.Первичное усвоение новых знаний. (5 мин) | Организовать осмысленное восприятие новой информации . | Как и все науки, география обладает специальными методами исследований . Рассмотрим некоторые из них. Задание 1. Изучение методов географических исследований, составление схемы (§ 4). Приём «Кластер» («гроздь»). Правила составления грозди. (Приложение 1) - К методам географических исследований относятся: географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический и статистический. | Анализируют, интерпретируют, обобщают информацию объясняют отличительные черты источников географической информации, разбивают целое на части, а целостное на составляющие. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Познавательные: анализировать, сравнивать и обобщать факты. Преобразовывать информацию из одного вида в другой Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог | |
5.Первичная проверка понимания. (2 мин) | Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме | Прием «Глоссарий». Прочитайте понятия и подчеркните те, которые могут быть связаны с темой изучения. Глоссарий. снимок из космоса, физика, описание географического объекта, карта России, экология, вещества и их превращения, метод исследования, явления природы, статистические данные, простейшие грибы, | Представляют результаты исследования. Участвуют в обсуждении | Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка) | |
6. Первичное закрепление. (20 мин) Физкультминутка. | Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний. дать возможность отдохнуть, удержать умственную работоспособность детей | Ребята, Вы верно определили понятия, которые могут быть связаны с нашей темой изучения. Сейчас мы продолжим знакомство с методами исследования, увидим как выглядит поверхность Земли на снимке из космоса, проанализируем статистические данные географических объектов, определим их местоположение на карте России, составим географическое описание объекта исследования. - Начнем наше исследование с самого известного нам и наиболее распространенного метода - географического описания. Объект нашего исследования – река Обь. Что мы знаем о могучей сибирской реке? Прием «Мозговой штурм». До чтения текста | Суждения | После чтения текста | | 1. 2. 3. 4. | | Задание 2. Прием «Ориентиры предвосхищения». (Приложение 2) Теперь прочитаем текст «Река Обь » и посмотрим, адекватна ли информация, данная нами во время «Мозгового штурма», тому, что мы узнали из текста. Оцените суждения после чтения текста. - Обратите внимание на незнакомые слова, встречающиеся в тексте. В основном – это географические названия объектов. Изучить географию без учебника трудно, а без карты невозможно. «Карта – второй язык географии», так говорил великий ученый – географ, Николай Николаевич Баранский. (6) Задание 3. (Приложение 3) Найдите на физической карте России все географические названия, названные в тексте, и покажите соседу по плечу - Мы легко определили положение Оби на карте России. Обь – крупнейшая река России, а река Волга – меньше Оби, но она является самой крупной рекой Европы и европейской части России. Сравните эти две реки.
А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку (руки на поясе) Руки в сторону согнули Вверх подняли, помахали, Спрятали за спину их. Оглянулись через правое плечо, Через левое еще. На носочки поднялись, Опустили руки вниз. Задание 4. Прием «Концептуальная таблица» Используя описание реки Обь, карту России, сравните крупнейшие российские реки. Данные запишите в таблицу. Обь | Линии сравнения | Волга | | 1.В какой части страны протекает? | | | 2.Где берет начало? | | | 3.В какое море или океан впадает? | | | 4.Длина реки. | | | 5.Какое место занимает по длине среди рек мира и России. | | Какое задание мы не смогли выполнить? - При изучении географии для изучения количественных и качественных данных используют метод математической статистики. Длину рек мы можем посмотреть в приложении 4. Используя статистические таблицы (Приложение 4), допишите ответы на вопросы 4 и 5. Но у нас нет данных. Чтобы определить место реки волги среди крупных рек мира. Как можно решить эту проблему? Образы родной природы занимают видное место в творчестве русских поэтов.. С их помощью поэты выражают самые разнообразные чувства. Попробуйте соединить образ природы увиденный поэтом с образом природы, но уже увиденный исследователем-географом. Задание 5. - «Географическое лото» Приложение 5. | Объясняют преимущества главных методов географических исследований. Мозговой штурм – записывают суждения в таблицу Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) Выбирают самостоятельно варианты работы Представляют результаты исследования. Участвуют в обсуждении Формулируют собственные выводы, а так же формулируют аргументы в защиту собственного мнения, выражают словесно и свои эмоции и чувства | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, Коммуникативные: Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), факты. Регулятивные УУД Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Регулятивные . Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли - владение монологической и диалогической формами речи Познавательные - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; Регулятивные:. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Общеучебные - осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | |
7.Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция. (3 мин) | Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствова ния. | На примере изучения великой сибирской реки, мы показали как можно использовать разные методы географического исследования для того, чтобы находить в различных источниках и анализировать географическую информацию. - Перечислите эти методы исследования, которые мы использовали на уроке. - Соедините половинки утверждения линиями. 1.Географическое описание … | | А. … чтение информации на карте, полученную путём наблюдений и описаний. | 2. Аэрокосмический метод | Б. … анализа статистических — количественных и качественных данных. | 3. Картографический метод … | В. … описание сведений о географических объектах, явлениях, процессах | 4. Статистический метод | Г…. наблюдения и снимки с самолётов, спутников, космических станций за объектами и явлениями | 5. Сравнительно-географический метод … | Д. … с помощью сравнения выявление особенностей и общего в географических объектах, явлениях, процессах | Ответ: 1 В, 2 Г, 3 А, 4 Б, 5 Д. | Отвечают на вопросы, выполняют задание. складывают целое из составляющих | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в паре | |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 мин) | Подведение итогов урока, информация о домашнем задании Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | Параграф 4, стр. 22-25, Обратите внимание на вопросы рубрики «Проверьте свои знания», «Подумайте». Творческое задание – найдите в художественной литературе описание географического явления или объекта. | Слушают, делают записи. | Регулятивные:: умение выбрать задание по силам. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем. | |
9.Рефлексия Деятельности (5 мин) | Организация итогового диалога. | Выводы по итогам работы на уроке. Фиксирование результатов на уроке. Назовите глаголы, которые характеризовали бы Вашу деятельность на уроке….. Приём «Продолжи фразу»: Мне было интересно… Я сегодня понял, что… Я узнал… Я понял, что могу… Мне понравилось… Меня удивило… Мне захотелось… Выбери одного или нескольких своих товарищей, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество | Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: -умение выражать свои мысли; -оценивание качества своей и общей учебной деятельности. Общеучебные - контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | |
Литература.