2. Формулировка темы урока, постановка цели. (5 мин.) Цель: организовать формулировку темы урока детьми; организовать постановку цели урока | Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь. | Мы с вами сейчас окунулись в волшебный сказочный мир. Но сказка на этом не заканчивается: представьте себе, что вам выпал чудный приз – путевка на неделю отдыха на Гавайские острова. Ваш отдых начинается через две недели. - За это время вы должны выполнить какую-то задачу. Какую именно? (узнать как можно больше об этих островах – где находятся, каковы природа, климат, обычаи и традиции населения и пр., т.е. провести исследование). Проводить исследование помогают различные методы. Значит, цель нашего урока – ознакомиться с методами географических исследований. | Регулятивныуе УУД (целеполагание). Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества). |
3. Изучение нового («открытие новых знаний») Цель: создать условия для ознакомления учащимися методов географических исследований 3.1. Что такое метод (3 мин.) Цель: организовать формирование понятия «метод» 3.2. Методы географических исследований. (20 мин.) Цель: организовать формирование знаний о методах географических исследований 4. Физминутка. (3 мин.) Цель: дать возможность отдохнуть, удержать умственную работоспособность детей | Организует формулировку понятия «метод». Организует формирование знаний о методах географических исследований. Показывает движения. | Читают учебник, отвечают на вопрос, записывают в тетрадь. Отвечают на вопрос, рассказывают. Записывают в тетрадь основные методы. Отвечают, приходят к выводу, что объяснить словами достаточно сложно, проще нарисовать план. Рассказ ученика о природе района Обсуждение вопроса. Выполняют задания. Выполняют упражнения. | - Прочитайте первые два абзаца § 4 (с.22). - Что такое метод? (способы и приемы исследования) Слайд 2 География обладает специальными методами исследования, с которыми мы сегодня ознакомимся. - Ходили ли вы в прошлом году, по окончании 4 класса, в поход? Куда? Расскажите про природу этого места. 1) Сейчас вы как раз использовали один из методов географических исследований – географическое описание. Слайд 3 Этим методом обычно пользовались землепроходцы, путешественники, мореплаватели, записывающие сведения об открытых землях. Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности? Сейчас этим методом широко пользуются участники исследований и экспедиций. - Объясните мне, пожалуйста, как пройти к вашему дому (обращение к одному из ребят). (В результате обсуждения приходим к выводу, что проще всего нарисовать план). 2) Следующий метод географического исследования – картографический. Слайд 4 Картографический метод представляет собой использование карт как основного источника информации. Карта отражает информацию, полученную путем наблюдений и описаний. Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII-VI вв. до н.э. Конечно, на этих картах было много неточностей. Со временем карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты. - Один из ваших одноклассников некоторое время проживал в этом районе. Коля, расскажи, пожалуйста, какова там природа? Такая же, как у нас? (Обсуждение) - Чем мы сейчас занимались? (Сравнивали природу Горномарийского и Сернурского районов Республики Марий Эл, т.е. проводили исследование). 3) Следующий метод географического исследования – сравнительно-географический. Слайд 5 Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах. - Нас очень интересует предстоящая погода. Каждый день мы смотрим прогноз погоды. Как, на основании чего, синоптики предсказывают погоду? (Обсуждение) 4) Значит, один из методов географического исследования – аэрокосмический. Слайд 6 5) Статистический метод – это анализ количественных и качественных данных (например, какова численность населения разных стран, какова площадь материков, стран и пр.). Слайд 7 Статистический материал представлен в виде диаграмм, таблиц, графиков. - Поработаем со статистичесчким материалом учебника. (Анализ круговой диаграммы «Площадь материков и океанов Земли», с.24; таблицы «Площадь материков и океанов», с. 25). А сейчас все по порядку Встанем дружно на зарядку (руки на поясе) Руки в сторону согнули Вверх подняли, помахали, Спрятали за спину их. Оглянулись через правое плечо, Через левое еще. На носочки поднялись, Опустили руки вниз. | Личностные УУД (смыслообразование). Регулятивные (саморегуляция) Коммуникативные (умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других). Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации; уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, опираясь на жизненный опыт). |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.) Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование содержания урока. | Отвечают на вопросы учителя. | - Какую цель ставили мы сегодня на уроке? Достигли ли цели? - Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке: Слайд 13 Я узнал (а) … Я не понял (а) … Мне было … | Регулятивные УУД (самооценка, саморегуляция). Коммуникативные УУД. Личностные УУД (смыслообразование). |